Метод многофакторного экономико-математического моделирования. Расчетно-аналитический метод

Метод многофакторного экономико-математического моделирования. Сущность этого метода состоит в том, что прогнозируемый показатель определяется на основе конкретных математических моделей, отражающих функциональную взаимосвязь его количественного значения от системы определенных факторов, также выраженных количественно. В инвестиционном менеджменте широко используются разнообразные модели устойчивого роста предприятия, определяющие объемы его внешнего финансирования в зависимости от темпа роста реализации продукции (или в обратной постановке) и другие.

Построение прогнозной многофакторной экономи­ко-математической регрессионной модели обычно включает несколько этапов.

1. Постановка задачи, определение необходимого и достаточного прогнозного горизонта и базового периода.

2. Анализ основных факторов формирования исследуемого объекта, сбор необходимой статистической информации (экономических показателей), прямо или косвенно характеризующей эти факторы.

Отбор наиболее важных показателей с целью по­следующего их использования в качестве аргумен­тов при построении многофакторной модели рынка. Анализ отобранных показателей с целью выявле­ния эффекта временных лагов (временного запаз­дывания) их динамики по отношению к результа­тивному (моделируемому) показателю.

3. Построение многофакторной экономико-математической модели рынка с использованием процедуры многошагового регрессионного анализа и оценка влияния каждого из показателей-аргументов, вошедших в модель.

4. Проверка прогностических свойств модели с помощью процедуры расчета «RETRO-прогноза» и разработка прогноза мирового рынка на заданную перспективу.

Многообразие факторов, формирующих тенденции развития мирового рынка, их сложное, неоднознач­ное взаимодействие друг с другом и влияние на про­гнозируемый (моделируемый) показатель, а также широкое разнообразие описывающих их статистиче­ских показателей, которое приходится исследовать для отбора наиболее важных и представительных, ос­ложняют проблему. Решение этой задачи предпола­гается в два этапа:

►на первом — на основании традиционного логического и экономического анализа;

►на втором — методами количественного анализа, т.е. путем изучения корреляционных связей, а также в процессе пошаговой регрессионной процедуры.

В модель следует включать по возможности огра­ниченное число показателей-аргументов (как показы­вает опыт, порядка 5-8, реже — больше), что позво­лит сделать ее удобной для практического осмыс­ления и прогнозирования. В то же время на началь­ных этапах построения модели приходится иметь де­ло с несколькими десятками и даже сотнями эконо­мических показателей, характеризующих состояние рынка. В конечном итоге разумно придерживаться следующего общего правила: суммарное влияние по­казателей-аргументов, не включенных в модель (т.е. средняя ошибка аппроксимации модели), в силу того, что они отражают несущественные стороны функ­ционирования объекта, должно быть меньше, чем влияние любого отдельно взятого показателя-аргу­мента, включенного в эту прогнозную модель.

Методология построения многофакторных эконо­мико-математических моделей мировых товарных рынков (особенно применительно к задачам конъ­юнктурным и в меньшей степени — среднесрочного характера) делает необходимым использование так называемого эффекта временного запаздывания или временного лага.

Расчетно-аналитический метод. Его сущность состоит в прямом расчете количественных значений прогнозируемых показателей на основе использования соответствующих норм и нормативов. В инвестиционном менеджменте этот метод используется при прогнозировании суммы амортизационного потока (на основе использования разных методов амортизации), а соответственно и чистого денежного потока (при ранее спрогнозированной сумме чистой инвестиционной прибыли предприятия).

Сущность расчетно-аиалитического метода планирования финансовых пока­зателей заключается в том, что на основе анализа дос­тигнутой величины финансового показателя, принимае­мого за базу, и индексов его изменения в плановом пери­оде рассчитывается плановая величина этого показате­ля.

Данный метод планирования используется при отсут­ствии технико-экономических нормативов, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямо, а косвенно, на основе анализа их динамики и связей.

В основе этого метода лежит применение экспертной оценки. Расчетно-аналитический метод широко приме­няется в следующих случаях:

· при планировании суммы прибыли и доходов;

при определении величины отчислений от прибыли в фонд накопления, потребления, резервный и т.п. Необходимо учитывать, что:

· эти методы являются ценными инструментами в руках тех управляющих, которые знают, как ими пользоваться;

· плановым работникам нет необходимости деталь­но разбираться в них, но они должны понимать, как эти методы могут использоваться и при каких условиях от них будет польза;

· каждый метод имеет свои слабые и сильные сто­роны. Поэтому эффективность плановых решений во многом зависит от их комплексного примене­ния, в котором решающая роль принадлежит тра­диционным методам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: