Экономико-статистические методы инвестиционного проектирования

Сущность этого метода состоит в исследовании закономерностей динамики конкретного показателя (определении линии его тренда) распространении темпов этой динамики на прогнозируемый период. Несмотря на относительную простоту этого метода, его использование дает наименьшую точность прогноза, так как не позволяет учесть новые тенденции и факторы, влияющие на динамику рассматриваемого показателя. Этот метод может применяться в прогнозных расчетах лишь при неизменности условий формирования того или иного инвестиционного показателя, что в наших экономических условиях весьма проблематично.

Методический инструментарий оценки уровня инвестиционного риска включает в себя экономико-статистические, экспертные и аналоговые методы осуществления такой оценки. К этой классификации необходимо добавить операционный анализ как метод оценки степени предпринимательского риска, т.е. «риска вообще». Экономико-статистические методы составляют основу проведения оценки уровня инвестиционного риска.

Экспертные методы оценки уровня инвестиционного риска применяются в том случае, если на предприятии отсутствуют необходимые информативные данные для осуществления расчетов экономико-статистическими методами. Применение аналоговых методов на стадии прединвестиционного планирования инновационного проекта практически невозможно, т.к. отсутствует база для сравнения. В РБ нет возможности применения аналоговых методов в силу отсутствия статистической информации. Особое внимание следует уделить специальным приемам оценки уровня проектного риска инновационных предприятий, основанным на синтезе экономико-статистических и экспертных методов.

 

 

19. Законодательные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в Республике Беларусь.

Инвестиционный процесс является одним из основных факторов, определяющим социально-экономическое развитие Республики Беларусь, ее технологический прогресс и эффективность материального производства.

Этим обусловлен повышенный интерес к государственным инструментам активизации инвестиционного процесса в рамках экономического воздействия на внутренние и внешние инвестиции.

В настоящее время в Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов.

Основные нормативно-правовые акты регулирующих деятельность Общества

— Конституция Республики Беларусь;

— Международные нормативно-правовые акты ратифицированные Республикой Беларусь;

— Кодифицированные источники;

— Законы Республики Беларусь;

— Декреты Президента Республики Беларусь;

— Указы Президента Республики Беларусь;

— Постановления Совета министров Республики Беларусь;

— Постановления министерств и ведомств Республики Беларусь;

— Локальные нормативно-правовые акты Республики Беларусь.

Конституция Республики Беларусь закрепляет основные положения ведения хозяйственной деятельности.

В частности в конституции закреплено многообразие форм собственности, право на труд.

Международные соглашения могут быть в виде двусторонних и многосторонних актов.

В качестве примера международного соглашения в сфере предпринимательской деятельности могут выступать:

— генеральное соглашение по тарифам и торговле Всемирной торговой организации;

— договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года.

Кодифицированными источниками, регулирующими хозяйственную деятельность являются:

— Банковский кодекс Республики Беларусь;

— Воздушный кодекс Республики Беларусь;

— Гражданский кодекс Республики Беларусь;

— Инвестиционный кодекс Республики Беларусь;

— Кодекс Республики Беларусь о земле;

— Кодекс Республики Беларусь о недрах;

— Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь;

— Лесной кодекс Республики Беларусь;

— Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть);

— Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть);

— Таможенный кодекс Республики Беларусь;

— Уголовный кодекс Республики Беларусь;

— Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь;

— Трудовой кодекс Республики Беларусь.

Другие кодексы, также могут содержать положения, регулирующие хозяйственную деятельность, но на наш взгляд, вышеперечисленные являются основными.

Основным нормативно-правовым актом регулирующим деятельность Общества является закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. N 2020-XII «О хозяйственных обществах».

Закон содержит основные положения деятельности организации. В законе содержаться требования к наименованию организации, ответственность обществ. В законе содержится порядок открытия филиалов и дочерних предприятий.

Рассматриваемым нормативно-правовым актом рассматривается порядок создания, реорганизации и ликвидации обществ.

Общество было учреждено и действует в соответствии с вышеуказанным Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах».

В Вышеуказанном Законе рассматривается типовая структура обществ, права и обязанности участников Обществ и органов управления.

На основании Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» осуществляется контроль над деятельностью органов управления Общества.

Деятельность Общества регулирует декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования»,

Декрет Президента Республики Беларусь № 17 от 17 июля 2003 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Локальные нормативно-правовые акты. Главным локальным нормативно-правовым актом регулирующим деятельность Общества является Устав.

Устав содержит основные положения, которые регулируют деятельностью организации, порядок проведения Общего собрания, полномочия органов управления Общества.

Директор осуществляет свою деятельность на основании Устава.

Директор также осуществляет свою деятельность на основании должностной инструкции. Должностная инструкция содержит функции директора, его должностные обязанности, права и ответственность.

Также имеются должностные инструкции юрисконсульта и других работников Общества.

Документы расположены в соответствии с номенклатурой дел, которая основана на инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь утвержденной постановлением министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. N 4.

 

20. Механизм привлечения инвестиций в экономику субъектов хозяйствования.

В республике давно назрела объективная необходимость создать нормальный инвестиционный потенциал, разработать механизмы концентрации и централизации финансового капитала и денежных ресурсов, создать стимулы для роста сбережений и формирования дополнительных кредитных ресурсов.

Универсальных инструментов формирования соответствующего типа экономического поведения нет и не может быть по причине различия экономических моделей развития в разных странах, особенностей развития ситуации в тот или иной период времени.

Эффективным действием по формированию инвестиционного потенциала и стимулирования экономической динамики является путь по либерализации рынков, цен на товары и ресурсы, при одновременном снижении налогов на прибыль (равно как и других налогов). При этом у предпринимателей, хозяйствующих субъектов появляется возможность использовать большую часть получаемых доходов на накопление.

Сам процесс формирования и использования дополнительных кредитных ресурсов связан с методами регулирования денежного и финансового рынка и спецификой экономической стратегии страны. Если в рамках принятой стратегии развития ставка делается на стимулирование накопления и формирование инвестиционного потенциала, то можно использовать следующие активные механизмы:

-изменение процентной ставки Нацбанка с целью создания мощного макроэкономического регулятора на денежном и финансовом рынке. Повышение учетной ставки ведет к удорожанию кредита, и это будет привлекать денежные ресурсы, используемые на потребление или покупку акций и иных ценных бумаг.

-валютная политика, как средство использования накоплений в СКВ и их возможного привлечения и использования в виде кредитных ресурсов. Это относится и к формированию обменного курса, который может быть выгодным для конвертации и к созданию условий для притока капитала и свободного его перемещения.

-фондовый рынок, устойчивость и надежность его функционирования. Первый негативный опыт создания инвестиционных компаний, приватизационных и иных финансовых институтов в виде пирамид показал, что складывающийся в странах с переходной экономикой финансовый сектор является криминогенным и работает по типу «первоначального накопления капитала», связанного с обманом, перераспределением денег и собственности в условиях нестабильной смешанной экономики.

Кроме отмеченных основных составляющих активизации привлечения кредитных ресурсов существенное значение имеет и использование современных технологий денежного обращения:

-использование системы электронных денег (кредитные карточки и иные компьютерные системы расчетов).

-продвинутые организационные формы деятельности банковского и небанковского секторов. Наличие большой сети филиалов, центров расчета позволяет достичь ускорения оборачиваемости средств и направления части высвобождаемых ресурсов на инвестиционные цели, долговременные капиталовложения;

-использование разнообразных форм привлечения денежных и иных капитальных средств вкладчиков и инвесторов. Примером может служить трастовое управление чеками, акциями и денежными активами физических и юридических лиц. Это избавляет потенциальных кредитодателей от дополнительных расходов и затрат на проведение собственных операций на финансовом рынке и более эффективно использовать временно свободные средства.

Для увеличения объемов привлекаемых денежных ресурсов (причем не только со стороны «внутренних» субъектов, но и внешних) применимы следующие меры:

-создание надёжной системы гарантий вложений и сбережений. Это может обеспечиваться надёжной системой страхования вкладов;

-развитие масштабных программ национального жилищного строительства и создания широкой сети финансовых посредников;

-осуществление широкой денежной приватизации государственных предприятий, способствующей использованию денежных средств населения и иностранных инвесторов;

-использование эффективной системы налогообложения на физических лиц, размещающих деньги на депозитные счета, что стимулирует процесс сбережений и инвестирование денег домашних хозяйств в экономику;

-проведение соответствующей идеологической и пропагандистской кампании по привлечению денежных ресурсов в страну.

Данные методы являются необходимыми и первоочерёдными в деле расширения кредитных ресурсов в стране и вовлечения в экономический оборот средств хозяйствующих субъектов, местных органов власти и домашних хозяйств.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: