[Существуют три основных источника геометрических причин: аспекты, циклы и планетные гармонии. Вводится такое свойство, как душа, и дается ее описание как способности откликаться на перечисленные выше геометрические причины, не требующие посредничества света. Порицаются попытки астрологов использовать для предсказаний знаки Зодиака; мы рукоплещем попыткам землепашцев использовать для предсказания погоды астрономические явления.]
Тезис 36.
Имеется еще одна причина, присущая в равной степени всем планетам, несравненно более возвышенная, чем те, о которых я упоминал ранее, и более чудесная. Ибо речь идет о причине не материальной, а скорее имеющей отношение к форме, а форма, которую принимает [эта причина] — не просто форма, а форма, запечатленная в душе, в разуме, в постижении геометрии. Ибо силу свою она черпает не от звезд вдоль прямых, а откликается на лучи от пар звезд, приходящие на Землю и образующие геометрический или негеометрический угол. И [причина] эта не прекращает своего действия, когда молчаливая Луна скрывает свое лицо и ни один луч от нее не нисходит на Землю, но нисходит только воображаемый луч. Не ослабевает ее действие, и когда Земля оказывается между нами и звездами; звезды же, скрытые за горизонтом, она [эта причина] делает столь же действенными, как и звезды над горизонтом. Наконец, действие ее прекращается почти мгновенно, как только геометрический угол сменяется негеометрическим и негармоническим[24], она перестает действовать сразу или чуть позже, независимо от того, насколько усиливается свет звезд. Поскольку все эти свойства самым убедительным образом подтверждены опытом, они позволяют мне высказать следующие теории.
|
|
Тезис 37.
Так как Господь, Создатель этого материального мира, вознамерился украсить его материальной формой, которая есть количество, разумно предположить, что и расположение тел, расстояния между ними и их массы выбраны в должных пропорциях, возникающих в правильных телах, как было доказано мной в “Космографической Тайне”[25], т. е. поистине движения тел, составляющие жизнь нашего мира, идеально настроены, или действуют в унисон, когда берут свои пропорции у правильных плоских граней [платоновых тел]. Ибо, подобно тому как плоскость служит представлением тела, движение представляет [небесное] тело. И подобно тому, что в геометрии существуют только пять (и не более) правильных тел, так и гармоний, возникающих из сравнения правильных плоских поверхностей, не может быть больше восьми, как я докажу, если будет на то Божья воля, в моей книге “О гармониях мира”[26].
А. АСПЕКТЫ.
[Восемь геометрических конфигураций перечислены как пять традиционных аспектов плюс три новых аспекта.]
|
|
Тезис 38.
Итак, поскольку существует восемь формообразующих отношений движений, существует и какое-то действие небес (или как бы движения) на Землю, когда та оказывается на пути луча-посредника, и лучи, сходясь на Земле, образуют углы; восемь гармонических отношений выразятся в величине этих углов. Древние знали не более пяти [из этих углов], (обычно называемых Аспектами): Конъюнкцию, Оппозицию, Квадратуру, Трин и Секстиль. Но по размышлении я добавил к ним еще три [аспекта]: квинтиль, биквинтиль и сесквиквадратуру[27], которые с той поры многократно подтверждены опытом.
[1. Свойство, именуемое душой, рассматривается как уловитель геометрических причин. Душа чувствительна к аспектам.]
Тезис 39.
Причину, по которой влияние пар планет столь многократно усиливается при каждом сочленении их аспектов [т. е. на Земле], я не могу приписать ничему другому, кроме как свойству, именуемому душой, которая, с одной стороны, способна воспринимать геометрический план (образующий аспекты), а с другой стороны, управляется телом, на которое направлено влияние. Это [влияние] обусловлено не тем, что лучи, соединяясь, образуют тот или иной угол. Ибо пары лучей образуют некоторый угол за день до и через день после аспектов, и в любой другой день; но влияние, о котором идет речь, проявляется в конечном счете, когда образуемый угол обладает гармоническим отношением, или схемой (Птолемей говорит: “схематизмом”[28]). Но в самих отношениях, или схемах, нет никакой действующей силы. По существу, здесь происходит то же, что обычно происходит с движением животных. Странно стал бы рассуждать тот, кто заявил бы, что зрительные образы способны придать животному движения, ибо они попадают в глаз, и поэтому самому животному, чтобы оно могло двигаться, нет надобности обладать душой.
Тезис 40.
Свойство [=душа], которое придает силу аспектам, сосредоточено не в самих звездах. Ибо аспекты, о которых мы толкуем, касаются Земли и являются всего лишь состоянием, проистекающим не от регулярного движения звезд, а из случайного расположения пар звезд относительно Земли. Подобно тому, как дух, движущий телом, сосредоточен не в самом объекте, а в том месте, где проявляется идея объекта, так и та сила, которая делает аспекты действенными, должна быть сосредоточена в огромном земном шаре, равно как и во всех подлунных телах. Нужно ли говорить, что любая душа есть образ Бога, Геометра творения, и что именно Он вдохновился для воплощения Своего замысла небесной геометрией аспектов, или гармонией.
Тезис 41.
Людям, не затрудняющим себя размышлениями, такая разновидность философии покажется новой, что в действительности не так, ибо (?) лишь немного расширил древние философские тенета. Ибо прежде всего, что касается Земли, никто не станет отрицать, что форма всей Земли в целом, как единой сущности, благороднее формы любого комка земли. Производимое самой Землей свидетельствует о том, что его формы обязаны своим происхождением душам различного рода; производимое же есть рождение металлов, сохранение земного тепла и выделение испарений, необходимых для рождения рек, дождей и других метеорологических состояний. Все это показывает, что форма бывает не только застывшей, как у камня, но и такой, как у растений.
Тезис 42.
Тем не менее, Земля отнюдь не обязательно должна увеличиваться в размерах или изменять свое положение. Ибо душа — не душа человека, животного или растения, а душа особого рода, определяемая по своему действию, как и души иного рода. И та же причина, что побудила древних приписать растениям душу третьего рода, побуждает приписать Земле душу четвертого рода[29].
|
|
[2. Душа, объясняемая по аналогии с ботанической генетикой и наивным восприятием музыки.]
Тезис 43.
Но разве не абсурдно, что души, не обладающие способностью к суждению, ценят геометрию и движимы ею, как чем-то материальным. Нетрудно привести тому примеры. Пластическая способность деревьев лишена формы, но наилучшим образом выполняет повеления Создателя — в расположении листьев на благо плодам и с определенной целью. И даже семена хранят в себе эту красоту, которая заключена в числах. Большинство разновидностей растений предпочитает пятисторонность; и эта пятисторонность отнюдь не обязательно передается в основном от дерева к яблоку — при такой трансформации сохранить пятисторонность невозможно; [передача] происходит главным образом за счет обращения к пластической способности, обладающей врожденной красотой пятисторонности.
Но до сих пор объяснение было маловразумительным и не давало основания удивляться чему-либо, ибо способность, о которой идет речь, сосредоточена в себе самой и распространяет пятисторонность, которой обладает. Приведу более подходящий пример. Землепашец не сознает, в каком геометрическом отношении один голос находится к другому. И тем не менее внешняя гармония струн проникает через уши сельского жителя в его разум и доставляет ему наслаждение. [И услаждает его], несомненно, не гармоничное звучание голосов, не то, что [звуки] нежно ласкают его слух (ибо часто случается, что ушам бывает больно от очень громких звуков, хотя они и гармоничны) и не какая-либо другая причина, которая могла быть открыта ранее; [радуется же он] исключительно по той причине, которую я намереваюсь изложить с доказательствами в моих “Гармониях”, а именно — потому, что некоторое геометрическое отношение рождает красоту в гармониях. [Это геометрическое отношение] принадлежит ко всему остальному миру, в особенности, к тем его свойствам, которые древние называли гармониями. Так, продвигаясь с помощью этих примеров, как бы шаг за шагом, мы наберемся смелости, чтобы подняться и достичь вот какой высоты: поверить, что у Земли есть душа, подобная душе растений, и именно в этой душе коренится способность воспринимать геометрию, откликающаяся на внешнюю форму и достаточная сама по себе, ибо способность эта относится к той разновидности души, которая, хотя и склонна к сосредоточению на том, к чему она предназначена, все же неизменно усиливается, когда аспекты придают ей свежие силы, как бы давая новую пищу. И подобно тому, как слух, побуждаемый гармонией, обостряется и становится гораздо более чутким (в поисках наслаждения — истинной цели чувства), Земля, побуждаемая геометрическим состязанием геометрических лучей (как уже о том говорилось, согретых и увлажненных) с еще большим усердием обращается к выполнению своей растительной функции и выделяет обильные испарения.
|
|
[3. Характеристика влияния отдельных планет на действие аспектов.]
Тезис 44.
При всем том, различная природа планет, объяснение которой приведено нами выше, оказывает существенное влияние на аспекты, и в одни времена Земля испытывает на себе действие геометрического смешения противоположных по действию планет Сатурна и Марса, а в другие времена — схожих планет Юпитера и Венеры почти так же, как мы наблюдаем очистительное действие гуморальных жидкостей в человеческих внутренностях, особливо же ревеня на желчь. (Ибо разве не та же способность, которая воспринимает геометрию, откликается на цвет и иные свойства лучей?) Но наиболее сильное влияние оказывает истинное расположение тел, особенно Земли, различное в различных местах и в различное время. Например, весной в северной части Земли гуморальные жидкости обильны из-за приближения Солнца, о чем было сказано выше, и тогда самый слабый аспект любой планеты возбуждает способность Земли приходить в движение и выделять испарения, порождающие обильные ливни. В другом месте или в другое время сильнейший аспект может оказать мощное воздействие на Землю, но из-за недостатка материи отклик будет весьма незначительным.
Б. ЦИКЛЫ.
[Вторая геометрическая причина — различные циклы, существующие как в человеке на протяжении коротких периодов, так и в Земле на протяжении длительных периодов. Поднимается вопрос о действии затмений.]
Тезис 45.
В этом пункте нам необходимо понять еще одну, дополнительную, причину, пренебрежение которой сильно мешает предсказаниям астрологов, поскольку она еще не познана. И подобно тому, как у людей бывают определенные периоды, когда гуморальные жидкости [то прибывают, то убывают], что приводит без всякой видимой причины к смене настроений, и люди то веселятся без музыки, то предаются печальным мыслям, от которых их не в силах отвлечь никакие удовольствия, так и я отчетливо прозреваю, что помимо аспектов существуют другие причины, более сильные и продолжительные, которые могут привести к тому, что иногда целый год (а не один аспект не длится так долго) бывает влажным, а значит и очень холодным. [В такой год] вы можете наблюдать, как самые слабые аспекты столько раз, сколько им случается выпасть, возбуждают великое множество дождей и ветров; таким был год 1601. В другой же год стоит такая сушь, что даже в дни аспектов не наблюдается ничего, кроме небольших облаков или мглы вместо испарений; таким был год 1599.
Тезис 46.
Я оставляю для размышлений вопрос о том, возникает ли это поразительнейшее разнообразие из-за солнечных и лунных затмений (которые также надлежит отнести к числу аспектов, а именно, к конъюнкциям и оппозициям). Да будет установлено, однако, что душа Земли, о которой мной столько было сказано, впадает в сильнейшее оцепенение при внезапном исчезновении света и как бы пребывает в течение долгого времени в определенном настроении; Теофраст[30], не всегда переполненный небылицами, должно быть, также чувствовал это. Ибо если вы не допускаете этой [физической] причины [т. е. продолжительного действия затмений] или, отметая все физические причины, приписываете это обычное явление природы необыкновенному Божьему провидению, то вы не сможете объяснить, почему затмения столь всемогущи.
Тезис 47.
Но [с моими замечаниями] удивительно согласуется то, что с Землей происходят те же вещи, какие случаются с живыми существами, за исключением смертности последних, и потому Земля в силу какого-то своего внутреннего состояния обладает определенными циклами [движения] гуморальных жидкостей и как бы болезней. А коль скоро такие вещи существуют, законы и циклы гуморальных жидкостей подлежат исследованию на основании наблюдений, собранных за многие годы, а такого рода наблюдения пока не производились. Цезий [Басс] приписывал некоторое значение девятнадцатилетнему циклу Луны, и его мнение заслуживает определенного доверия. Ибо, по свидетельству мореплавателей, наиболее высокие приливы морей повторяются через 19 лет примерно в одни и те же дни года, и Луна, отмеченная гуморальными жидкостями, насколько можно судить, подходит для этой задачи, ибо имеет дело с избытком или недостачей гуморальных жидкостей.
В. ГАРМОНИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ ПЛАНЕТ.
[Третья геометрическая причина — отношение движений (скоростей) пар планет. Однако об этих гармониях мало что известно.]
Тезис 48.
Но сама по себе, третья причина весьма правдоподобна; многие подлунные движения природы, о которых я говорил, иногда встречаются вне аспектов, возникая под действием гармонического движения планет. Ибо, если их вызывают пропорциональные углы между лучами, то почему бы им не возникать и под действием пропорциональных движений пар звезд столь же часто, сколь эти движения близки к гармонии, так что одно светило проходит равное расстояние быстро, а другое — медленно в гармонической пропорции. Отношения эти подвержены изменениям и встречаются не часто, ибо одна и та же планета [движется] то быстрее, то медленнее. Тем не менее указанная причина еще не подтверждена опытом, и не создан еще метод, который позволил бы исследовать гармонии такого рода.