Отмена НЭПа – причины отмены

июльский и ноябрьский пленум ЦК 1928 года. Пленум Центрального Kомитета партии и Центральной Контрольной комиссии (в которую можно было пожаловаться на ЦК) апрель 1929 года.

причины отмены нэпа (экономические,.социальные, политические).

был ли НЭП альтернативой реальному коммунизму.

В 1926 году собралось 15 партийной конференции ВКП (б). На ней была осуждена троцкистско-зиновьевская оппозиция. Напомню, что эта оппозиция призывала фактически к войне с крестьянством - отбирать у них то, что нужно власти, и то, что крестьяне прячут. Сталин выступил с резкой критикой этой идеи, а также прямо озвучил положение о том, что текущая политика себя изжила, и стране нужен новый подход к развитию, подход, котоырй позволит восстановить промышленность, без которой СССР существовать не сможет.

С 1926 года начинает постепенно прорисовываться тенденция к отмене НЭПа. В 1926-27 годах запасы хлеба впервые превысили довоенные и составили 160 миллионов тонн. Но крестьяне хлеб по-прежнему не продавали, а промышленность задыхалась от перенапряжения. Левая оппозиция (ее идейныйм лидером ыл Троцкий) предложила изъять у зажиточных крестьян, которые составляли 10% населения 150 миллионов пудов хлеба, но руководство ВКП (б) не пошло на это, потому что это означало бы уступка левой оппозиции.
Образование СССР. Официально дата образования СССР – это 30 декабря 1922 года. В этот день на первом съезде Советов были подписаны Декларация о создании СССР и Союзный Договор. В состав Союза вошли РСФСР, Украинская и Белорусская социалистические республики, а также Закавказская Федерация. В Декларации были сформулированы причины и определены принципы объединения республик. Договором разграничивались функции республиканских и центральных органов власти. Государственным органам Союза вверялись внешняя политика и торговля, пути сообщения, связь, а также вопросы организации и контроля финансов и обороны.
Всё остальное принадлежало к сфере управления республик.
Высшим органом государства был провозглашен Всесоюзный съезд Советов. В период между съездами главенствующая роль отводилась ЦИК СССР, организованному по принципу двухпалатности - Союзный Совет и Совет Национальностей. М. И. Калинина избрали председателем ЦИК, сопредседателями - Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Правительство Союза (Совнарком СССР) возглавил В. И. Ленин.

Значение образования СССР

Финансовое и экономическое развитие
Объединение республик в Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Это способствовало развитию экономики, культурных отношений и позволило начать избавляться от перекосов в развитии отдельных республик. Характерной чертой становления национально ориентированного государства стали усилия правительства в вопросах гармоничного развития республик. Именно для этого с территории РСФСР в республики Средней Азии и Закавказья были перемещены некоторые производства с обеспечением их высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Проводилось финансирование работ по обеспечению регионов путями сообщений, электричеством, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты остальных республик получали дотации от государства.
Социальное и культурное значение
Принцип построения многонационального государства на основе единых стандартов оказал позитивное влияние на развитие в республиках таких сфер жизнедеятельности, как культура, образование и здравоохранение. В 20-30-х годах повсеместно в республиках строятся школы, открываются театры, развиваются средства массовой информации и литература. Некоторым народам учёными разработана письменность. В здравоохранении делается упор на развитии системы медицинских учреждений. Например, если в 1917 году на весь Северный Кавказ приходилось 12 клиник и всего 32 врача, то в уже 1939 году только в Дагестане наличествовало 335 врачей. При этом 14% из них были из состава исконной национальности.

Вопрос 2. Стержнем, на котором строилась политическая система в стране в 1920-1930-е гг., стала Коммунистическая партия, которая соединяла в себе партийный и государственный аппарат.

Партийную иерархию возглавлял И.В. Сталин, который в 1922 г. занял пост Генерального секретаря ЦК РКП (б),после чего постепенно сконцентрировал в своих руках неограниченную власть:

1)Сталину удалось одержать победу во внутрипартийной борьбе за власть, которая развернулась после смерти В.И. Ленина между ведущими партийными лидерами (Л.Д. Троцким, Л.Б. Каменевым, Г.Е. Зиновьевым, Н.И. Бухариным);

2) партийная власть в рамках государственно-политической системы давала ему абсолютный контроль над всеми рычагами управления обществом;

3) Генеральному секретарю подчинялись высшие руководители партии, которые занимали одновременно руководящие государственные посты как в союзных, так и республиканских органах. Сформировался обособленный привилегированный слой партийно-государственной бюрократии – партноменклатура. Упрочению однопартийной политической системы послужила принятая в 1921 г. на X съезде РКП (б) резолюция «О единстве партии», запрещавшая открытое проявление оппозиционности к генеральной линии ЦК.

Началом сплошной коллективизации сельского хозяйства в СССР является 1929 г. После знаменитой статьи Сталина «Год великого перелома» форсированное колхозное строительство стало главной задачей.

Сущность процесса коллективизации:

1) ликвидация единоличных хозяйств;

2) раскулачивание;

3) разгром хлебного рынка;

4) фактическое огосударствление деревенской экономики.

Основные причины коллективизации:

1) большевики с самого прихода к власти одобряли появление коллективных хозяйств в деревне. В годы «военного коммунизма» они насаждались в форме коммун;

2) огромных капиталовложений требовала начавшаяся форсированная индустриализация.

Политика коллективизации проводилась по двум главным направлениям: объединение единоличных хозяйств в колхозы и раскулачивание. Основной формой объединения единоличных хозяйств были объявлены колхозы. В них обобществлялись земля, крупный скот, инвентарь. В одно время с коллективизацией шла кампания раскулачивания, ликвидации кулачества как класса.

Итоги и значение коллективизации:

1) в 1932–1933 гг. в самые хлебные районы страны, прежде всего на Украину, Ставрополье, Северный Кавказ, пришел голод, погибло более 3 млн человек. Хотя неуклонно росли и экспорт зерна из страны, и объемы государственных поставок;

2) к 1933 г. в колхозы было объединено более 60 % крестьян, а к 1937 г. – около 93 %. Коллективизация была объявлена завершенной;

3) коллективизация нанесла огромный удар по русской деревне (сокращение производства зерна, поголовья скота, урожайности, посевных площадей). В то же время государственные заготовки зерна возросли в 2 раза, а размеры налогов с колхозов – в 3,5 раза. В этом противоречии наблюдается подлинная трагедия российского крестьянства;

4) крупные, технически оснащенные хозяйства имели преимущества. Но колхозы, формально остававшиеся добровольными кооперативными объединениями, на деле превращались в сельскохозяйственные государственные предприятия, которые имели жесткие плановые задания, подлежали директивному управлению;

5) колхозники при проведении реформы паспортов не получили, что фактически их прикрепило к колхозам и лишило свободы передвижения;

6) индустриализация была проведена за счет сельского хозяйства;

7) коллективизация превратила колхозы в надежных и безропотных поставщиков сырья, продовольствия, капиталов, рабочей силы;

8) был уничтожен социальный слой крестьян-единоличников с его культурой, нравственными ценностями.

Происходившие в духовной сфере процессы были сложны и неоднозначны. Государственные акты в области народного образования, которые были приняты после 1917 г.:

1) «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (сентябрь 1918 г.);

2) «Основные принципы единой трудовой школы (октябрь 1918 г.);

3) ряд правительственных декретов.

Новая система образования строилась на демократических принципах:

1) единая трудовая школа;

2) обязательное сначала четырехклассное начальное, а затем и семиклассное образование;

3) преемственность всех звеньев обучения, отсутствие «тупиковых» (начальных) школ;

4) бесплатное обучение;

5) доступность обучения на всех ступенях и для всех детей независимо от социального, имущественного положения или национальности их родителей.

К 20-м гг. XX в. относится создание так называемых рабфаков – факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (был создан Институт красной профессуры).

Развитие народного образования в условиях индустриализации страны:

1) государство главным образом с началом индустриализации, а также в условиях нарастания военной угрозы вкладывало значительные средства в развитие точных и естественных наук, повышался материальный уровень жизни ученых. Но репрессии 30-х гг. не обошли ученых стороной;

2) индустриализация потребовала обученных, подготовленных рабочих, поэтому в 30-е гг. также произошли большие перемены. К концу второй пятилетки практически полностью была ликвидирована неграмотность, а к 1938 г. более 8 % рабочих имели образование 7 классов и выше;

3) повысилась тяга рабочих к знаниям, самообразованию, во многих рабочих квартирах стали появляться книги.

Развитие науки. Административно-командная система основное внимание уделяла цифровым показателям, в том числе и в области науки и культуры. В печати сообщалось о росте количества научных учреждений по сравнению с 1913 г. и числа научных работников в несколько раз. Хотя в действительности в эти годы в советской науке работали выдающиеся ученые и инженеры своего времени, а именно: И.П. Бардин, В.И. Вернадский, Г.О. Графтио, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица и др. Крупные фундаментальные работы проводились в Физико-техническом институте в Ленинграде, в 1934 г. была образована комиссия телемеханики и автоматики. Но общий уровень подготовки специалистов, особенно в начале 30-х гг., быстро снижался. В условиях массовых репрессий, начавшихся в стране против старой интеллигенции в конце 20-х – начале 30-х гг., главный упор был сделан на быстрый количественный рост инженерно-технических кадров при снижении требований (в частности, отмена дипломных проектов).

Литература и искусство. В этот же период партийное руководство стало решать, что именно из произведений искусства необходимо и полезно народу. В результате процесс развития культуры был очень противоречивым. С одной стороны, впервые десятки миллионов людей разных национальностей имели возможность прикоснуться к родникам литературы, искусства, взяли в руки книги Пушкина, Гете, Шекспира, познакомились с произведениями народов СССР, приобрели свою письменность. Народ получил «Тихий Дон» М.А. Шолохова, книги А.П. Гайдара, Н.А. Островского, А.С. Макаренко, К.А. Паустовского, А.Н. Толстого, музыку С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.М. Баланчивадзе; картины и скульптуры В.И. Мухиной, М.В. Нестерова, фильмы Г.Н. и С.Д. Васильевых, А.П. Довженко, архитектурные сооружения братьев Весниных, А.В. Щусева и др.

Но в то же время подвергалось гонениям творчество М.А. Булгакова, С.А. Есенина, А.П. Платонова, живопись П.Д. Корина, К.С. Малевича, разрушались памятники архитектуры (храм Христа Спасителя), были уничтожены тысячи церквей, переписывалась история страны.

Вопрос 4. Репрессивная политика советского государства в 1920-1950-е гг. Сталинские репрессии -- массовые репрессии, осуществлявшиеся в СССР в 1930-е -- 1950-е годы и обычно связываемые с именем И. В. Сталина, фактического руководителя государства в этот период.

Политические репрессии продолжились и после окончания гражданской войны. Уже тогда, как стало известно впоследствии, ряд дел о политических преступлениях был в действительности построен на фальсифицированных обвинениях («Дело лицеистов», «Дело фокстротистов», Шахтинское дело).

С началом принудительной коллективизации сельского хозяйства и ускоренной индустриализации в конце 1920-х -- начале 1930-х годов, а также укреплением личной власти Сталина репрессии приобрели массовый характер. Особенного размаха они достигли в 1937--1938 годы, когда сотни тысяч советских граждан были расстреляны и отправлены в лагеря ГУЛАГа по обвинениям в совершении политических преступлений.

С разной степенью интенсивности политические репрессии продолжались до самой смерти Сталина в марте 1953 г. Еланцева О.П. К вопросу о политических репрессиях в СССР //Политические репрессии в 1920-950-е годы: Материалы первой научно-практической конференции. Владивосток: Изд-во Дальнев. ун-та,2007.

Сталинские репрессии -- массовые репрессии, осуществлявшиеся в СССР в 1930-е -- 1950-е годы и обычно связываемые с именем И. В. Сталина, фактического руководителя государства в этот период.

Политические репрессии продолжились и после окончания гражданской войны. Уже тогда, как стало известно впоследствии, ряд дел о политических преступлениях был в действительности построен на фальсифицированных обвинениях («Дело лицеистов», «Дело фокстротистов», Шахтинское дело).

С началом принудительной коллективизации сельского хозяйства и ускоренной индустриализации в конце 1920-х -- начале 1930-х годов, а также укреплением личной власти Сталина репрессии приобрели массовый характер. Особенного размаха они достигли в 1937--1938 годы, когда сотни тысяч советских граждан были расстреляны и отправлены в лагеря ГУЛАГа по обвинениям в совершении политических преступлений.

С разной степенью интенсивности политические репрессии продолжались до самой смерти Сталина в марте 1953 г. Дубинина Н.И. О судьбах корейского населения ДВК //Исторический опыт открытия, заселения и освоения Приамурья и Приморья в XVII-XX (к 350-летию начала похода В. Д. Пояркова на Амур): Тезисы докладов и сообщений. Вып. II. Владивосток, 2003.

В ходе насильственной коллективизации сельского хозяйства, проведённой в СССР в 1928--1932 гг., одним из направлений государственной политики стало подавление антисоветских выступлений крестьян и связанная с этим «ликвидация кулачества как класса» -- «раскулачивание», предполагавшее насильственное и внесудебное лишение зажиточных крестьян, использующих наёмный труд, всех средств производства, земли и гражданских прав, и выселение в отдалённые районы страны. Таким образом государство уничтожало основную социальную группу сельского населения, способную организовать и материально поддержать сопротивление проводившимся мероприятиям.

Попасть в списки кулаков, составлявшиеся на местах, мог практически любой крестьянин. Масштабы сопротивления коллективизации были такими, что захватили далеко не только кулаков, но и многих середняков, противившихся коллективизации. Идеологической особенностью этого периода стало широкое применение термина «подкулачник», что позволяло репрессировать вообще любое крестьянское население, вплоть до батраков. Подкулачниками обычно называли так называемых «твёрдосдатчиков».

Протесты крестьян против коллективизации, против высоких налогов и принудительного изъятия «излишков» зерна выражались в его укрывательстве, поджогах и даже убийствах сельских партийных и советских активистов, что расценивалось государством как проявление «кулацкой контрреволюции».

За организацию подавления антисоветских выступлений крестьян в конце 1920-х отвечал Особый отдел ОГПУ. По данным С. А. Воронцова, только в 1929 органами ОГПУ было ликвидировано более 2,5 тыс. антисоветских групп в деревне. 30 января 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Согласно этому постановлению, кулаки были разделены на три категории:

* первая категория -- контрреволюционный актив, организаторы террористических актов и восстаний,

* вторая категория -- остальная часть контрреволюционного актива из наиболее богатых кулаков и полупомещиков,

* третья категория -- остальные кулаки.

Главы кулацких семей 1-й категории арестовывались, и дела об их действиях передавались на рассмотрение спецтроек в составе представителей ОГПУ, обкомов (крайкомов) ВКП(б) и прокуратуры. Члены семей кулаков 1-й категории и кулаки 2-й категории подлежали выселению в отдалённые местности СССР или отдалённые районы данной области (края, республики) на спецпоселение. Кулаки, отнесённые к 3-й категории, расселялись в пределах района на новых, специально отводимых для них за пределами колхозных массивов землях.

На органы ОГПУ в связи с этим была возложена задача по организации переселения раскулаченных и их трудового использования по месту нового жительства, подавления волнений раскулаченных в спецпоселениях, розыск бежавших из мест высылки.

Непосредственно руководством массовым переселением занималась специальная оперативная группа под руководством начальника Секретно-оперативного управления Е. Г. Евдокимова. Стихийные волнения крестьян на местах подавлялись быстро, и лишь летом 1931 г. потребовалось привлечение армейских частей для усиления войск ОГПУ при подавлении крупных волнений спецпереселенцев на Урале и в Западной Сибири.

Всего за 1930--1931 годы было отправлено на спецпоселение 381 026 семей общей численностью 1 803 392 человека. За 1932--1940 гг. в спецпоселения прибыло еще 489 822 раскулаченных. Население России в 1920 1950-е годы:

Вопрос 4. Происхождение Второй Мировой Войны.

Эк. кризис 29г отодвинул на втор. план? налаживания многостороннего сотр-ва, возобл-ло убежд. что в одиночку спастись легче. Эк. криз. и желание избав. от его последствий пород. массу проблем: обострение полемики о напр-ии обществ. прогресса, повысил роль идеологич. фактора в формир-ии внешполит. курса, увеличил степень конфликт-ти всей совокупности м/унар отн. В 30гг ↓ поиск компромиссов, ↑ стремл-е навязать свою волю силовым путем. Верс-Ваш. сис-ма на. разв. в напр. новой войны

Поиск шагов, смягч-х бы последств. кризиса→ янв. 1930г в Лондоне откр м/унар.конфер. по ограничению морских воор. Попытка огранич. новые классы воен.судов: крейсера, эсминцы и подв. лодки. В полной мере решить эту зад. не удалось: Фр. и Ит. отказ. подключ. к новому договору. США, АНг. и Яп. договорились о соотн 5:5:3, кроме подв. лодок. В февр 1932г конфер. по разоруж в Женеве. По? разор. сущ. серьезные разногл (Фр: созд. м/унар. армии под эгидой Лиги Наций, Герм.: ликв. всех огранич., Анг.: уничт. флота, запр. хим. оружия, ССр: всеоб.разоруж-е, сокращ.вооруж, Ит: годичный мораторий, Яп: признайте мою роль в Китае!). Каждая из вел.держав думала о получ. одностор выгоды.

В 31г. Гувер выступил с предл. моратория на выплату репараций. → В этой сфере склад. крайне запутанная ситуация, осложнявшая и без того нестабильное функционирование с-мы м/унар. отн. (Лонд, 33 – конф по эк. вопр.) Появились державы, готовые в одностороннем порядке пойти на слом статуса-кво. В окт 31г. Яп. оккуп Маньчжурию. Грубейшее наруш.норм м/унар.права. Это поставило в сложное положение Лигу Наций: против агрессора надл. применить санкции, но в усл.кризиса это б.невозм-но. В февр.32г в Маньчж. Яп созд формально независ. гос-во Маньчжоу-Го. Спец.комиссия ЛН (Лиги Нац) предост. свой доклад, рекомендуя ЛН отказ. от признания этого гос-ва. В ответ Яп. вышла из ЛН. Возникает очаг напряженности на Д.Востоке.

В Герм. к власти приходит Гитлер, с агрес внеш.полит. планами. ↑ напр-ть. Уже в окт.33г Герм. вышла из ЛН, перестает публик. данные о своих воен.расходах. Идет сверхфорсированное наращивание воен.мощи, в 35г – ввод. всеобщ. воинская повинность.

В 33г. практич.одновр в Москве и Париже появл. идея созд. коллективной безоп-ти под эгидой ЛН. В мае 1935г был подписан дог. о взаимопомощи между СССР и Фр., чуть позднее –СССР и Чехосл. Тенденция не устраивала Великобр, традиц подозрительно относ-ся к коллект-м с континет. держ. действиям, в силу антисовет. настроений и убежд-ти в возм. договора с Герм. В центре вним-я Анг. дипломатов был? о подключении Герм. к процессу модернизации Верс.с-мы. В февр 35г. обнарод Лондонская деклар: 1)закл. "воздуш.конвенции" м/у Анг.,Фр,Бельгией, Герм. и Ит. 2) закл. Дунайского пакта, гарант. нез-ть Австрии. 3) возвр. Герм. в ЛН 4) Закл Вост пакта. Но Герм. не спешила идти на встречу. В итоге ее сложных маневров в июне 1935г было закл англо-герм. морское согл. (Соотн. флота Герм. и Анг.: 35:100).

3 октября 1935г. Ит. войска вторг. в Эфиопию. Последствия этого шага: 1) Слабость ит. стала очевидна →сближ.ее с Герм. 2) Недостаточная проработка пробл.санкций против агрессора в Уставе ЛН. 3) Секр согл.Анг. и Фр сИт., слухи о кот. просочились в прессу, показало двойственность позиции держав: осуждение на словах, поддержка на деле. Престижу ЛН нанесен серьезный удар. 4) США принимает зак-во о нейтралитете. Гаранты Верс-Ваш. с-мы не хотели понимать, с кем имеют дело. Повышенную агр-ть будущих "держав оси" тем, что в процессе становл-я данной модели с-мы м/унар отн были ушемлены законные гос. инт этих держав. =>, если в опред. мере пойти на встречу их требов-ям, можно будет восст. разрушающиеся эл-ты консенсуса в м/унар. отн. => Политика "умиротворения". март 1936г – введение нем. войск в демилитаризованную рейнскую зону, не встретившее серьезного противодействия.

В июле 36г в Исп Гр война. 31г – уст. здесь респ., фев.36 – победа левых на выб. → мятеж генерала Ф.Франко. Исп стала полигоном, на кот. произошло первое стокновение пр- и антифаш сил. (Франко поддерж. Ит. и Герм., республ. прав-во – Евр, США, СССР; нейтралитет - Анг. и Фр, что скорее играло на руку Франко) В марте 39г Франко становится полновл. хозяином Исп.

24 октября 1936г – Ит. и Герм. подпис. пакт о создании "оси Берлин-Рим" 25 нояб 36г – закл. Антикоминтерновский пакт м/у Герм. и Яп. (информир. др.др. о деят. Коминтерна, вести борьбу против него), в нояб. к нему присоед Италия, а в дек. она выходит из ЛН. (В 39г + Венгрия)

летом 37г. Яп. начинает наступление вглубь Китая, воен. действия захв. все большую тер-ю. К 38 г. "державы оси" полн. перехват иниц-вув свои руки.

Март 38г аншлюс Австр, вошла, вопреки усл. Верс. дог. в состав рейха. (1я попытка – в 31г рук-вом Веймар респ., 34 – 2я.) (ЛН смогла лишь констатировать нарушение Верс.дог, даже не осудив).

Мюнхенское согл (сговор): В 1938г используя пробл судетских немцев Гитлер потребовал согласия Чехосл на передачу Герм. Судетской обл. У Чехосл. имелись договор-ти с Фр. и СССР. Но… 29-30 сентября 38г в Мюнхене произошла встреча лидеров Анг., Фр, Ит, Герм. Гитлер, Мусс, Даладье, Чемберлен. Анг.и Фр. согл. на раздел Чехосл, в обмен на словесные заверения Гитлера, что у него больше нет терр. претензий. Присоед Судет. обл. укрепило военно-промышл. потенциал Герм., улуч ее стратегич. положение. Анг. и Фр. потеряли потенциального союзника (в марте 39г Герм. оккуп. Чехию и Моравию, в Словакии созд. формально независ. гос-во).

Уже в нач. 39г стало понятно, что мир стоит на пороге войны. С апреля ведутся анг-фр-сов переговоры. Однако взаимное недоверие сторон, нежелание их идти на компромиссы, привело к полному провалу данных переговоров(август 39г). Все стороны параллельно вели переговоры с Германие, кот. уже с мая демонстр готовность к нормализации отн. с СССР. 23 авг 39г СССР и Герм. подписали договор о ненападении (пакт Риббентропа- Молотова). Секретный протокол данного пакта предусм раздел сфер влияния в Евр., развязывало руки обеим сторонам в проведении воен. операций.

1 сент 39г Герм. нападает на Польшу, у которой б. договоры о взаимопомощи с Анг. и Фр.

Вопрос 5. 22 июня 1941 г. мирное раннее утро было прервано взрывами и выстрелами, со страшной ясностью прогремевшими в предрассветной тишине. Немецкая армия перешла границы СССР, сразу ступив на территорию протяженностью от Черного до Балтийского морей. В течение 1941-1942 гг. ситуация продолжала оставаться крайне опасной для Советского Союза: войска гитлеровской Германии заняли Прибалтику, блокировали Ленинград, захватили Украину. Под угрозой оказалась столица: немцы рвались к Москве. В 1942 г. во многих местах путем нечеловеческих усилий и ценой огромных потерь солдат армия Советского Союза начала контрнаступления, но они быстро захлебнулись: страшные поражения последовали в Крыму и под Харьковом. 19 ноября 1942 г. стало переломным моментом в ходе войны. В этот день началась Сталинградская битва, которая продлилась до 2 февраля 1943 г. Результат: гитлеровцы были разбиты и стали отступать. 5-12 июля 1943 г.: Курская битва, завершившаяся победой советских войск и разгромом гитлеровцев. В ходе боев 1943 года нашими войсками были освобождены Орел, Харьков, Киев. Битва за Сталинград С 28 ноября по 1 декабря 1943 г. в Тегеране прошла конференция, на которой было принято решение об открытии второго фронта. С этого момента мы могли рассчитывать на помощь союзных войск (главными членами антигитлеровской коалиции, кроме СССР, стали США, Англия, Китай). 1944 год – это уже год побед для СССР. С декабря 1944 г. по апрель 1945 г. были освобождены земли правобережной Украины; к 1 марта 1944 г. – снята блокада с Ленинграда; в мае 1944 г. отбит Севастополь. 18 июля 1944 г. Советская армия вступает в Польшу. Теперь война ведется за пределами СССР, с земель которого захватчик был изгнан. В январе 1945 г. гитлеровцы капитулируют под Варшавой. С 4 по 11 февраля проходила Ялтинская конференция, обсуждавшая уже послевоенное устройство мира. 2 мая 1945 г. произошло событие, которое для многих означало конец войны: падение Берлина и капитуляция Германии. Над рейхстагом взвился советский флаг. 9 мая была освобождена Прага.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: