Внешняя и внутренняя политика Александра III

Царствование Александра III (1881-1894) вошло в историю как время «контрреформ». Хотя контрреформы проводились наиболее консервативными сановниками нового императора Александра III (1881-1894) Д.А.Толстым, К.П.Победоносцевым и др., правительство вынуждено было проявлять известную осторожность, сочетая жесткие меры с рядом уступок. В деревне была сделана ставка на сохранение "патриархальных" отношений, ограничение законодательным путем семейных разделов и переделов земли (с 1893 г. их разрешалось проводить не чаще, чем раз в 12 лет), сохранение общины, ограничение переселения крестьян. Были произведены изменения в налоговой политике правительства. С одной стороны, с 1887 г. прекратился сбор подушной подати, но эти потери правительство компенсировало проведением выкупной операции в государственной деревне (в результате которой увеличились платежи этой категории крестьян). Была также ужесточена система взыскания повинностей и недоимок, что приводило к быстро прогрессирующему разорению беднейшей части крестьянства. В 1882 г. в России был учрежден специальный крестьянский банк, который должен был проводить операции по продаже земли. По мнению правительства, это могло несколько смягчить аграрный вопрос, дав возможность зажиточной крестьянской верхушке (а в ряде случаев и целым крестьянским обществам) получить ссуды для покупки земли. Главным результатом деятельности банка стало предоставление возможности российскому дворянству выгодно продавать через Крестьянский банк свои земли. Особенно реакционным было введение в деревне института так называемых "земских начальников" (1889), когда в 40 российских губерниях было создано несколько тысяч "земских участков", возглавляемых назначаемыми министром внутренних дел потомственными дворянами. Последние, получившие название "земских начальников", обладали правом вмешиваться в жизнь крестьянских обществ, выполняли административные и судебно-полицейские функции. Фактически это восстанавливало позиции помещиков, утраченные было в ходе проведения реформы 19 февраля 1861 г. Заметному ограничению подверглась и деятельность земств. В новом "Положении о губернских и уездных земских учреждениях" было обеспечено заметное преобладание дворян в органах местного самоуправления, а сами эти органы попадали под жесткий контроль со стороны губернаторов. В городах правительство стремилось расширить вмешательство администрации в дела городского самоуправления. В соответствии с законом 1892 г. основными избирателями в городские думы становились теперь владельцы недвижимого имущества. Мелкая буржуазия фактически устранялась от участия в городском самоуправлении. Контрреформами были затронуты также печать (в 1882 г. вводились новые жесткие "временные правила о печати") и система просвещения. В годы реакции были закрыты многие демократические и либеральные издания, из высших учебных заведений были вынуждены уйти прогрессивно настроенные профессора. В 1887 г. был опубликован так называемый циркуляр о "кухаркиных детях", по которому была закрыта дорога в гимназии детям простолюдинов. В университетах была поднята плата за обучение, а новый университетский устав 1884 г. фактически ликвидировал университетскую автономию. Однако последовательно провести контрреформы, уничтожив буржуазные преобразования 60-70-х годов, правительству не удалось. Причиной этого стал новый подъем революционного движения, нарастающий с середины 90-х годов. Реальные итоги контрреформ в полной мере дали знать о себе тяжелейшим социальными потрясениями в начале 20в. Однако, самодержавие находилось в зените, территория империи увеличилась за счет завершившегося присоединения среднеазиатских земель, международное положение России упрочилось, а внутренний мир, пусть и призрачный, все же поддерживался.

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: