Кинезитерапия при ринолалии

Ринолалия – нарушение тембра голоса, звукопроизношения, обусловленное аномалиями в строении артикуляционного аппарата в виде расщелин. При этом в неречевых психических функциях имеются нарушения слухового и зрительного восприятия, общей, ручной, пальчиковой и мимической моторики, физиологического дыхания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления. В речевой функциональной системе грубо страдают все отделы периферического речевого механизма: дыхание (асинхрония ротового и носового дыхания), фонация, артикуляция; нарушены все просодические компоненты речи, недоразвит лексико-грамматический строй речи, выражены стойкие расстройства фонетико-фонематической системы. Помимо этого, дети с ринолалией физически плохо развиты, отмечается астенизация организма, вялость, сниженный мышечный тонус, нарушения темпа и ритма движений.

Занятия с детьми, у которых ринолалия строятся так, чтобы все виды работы положительно влияли не только на речевую функцию, но и оказывали общеукрепляющее воздействие.

Большую значимость имеет система, разработанная А.Г. Ипполитовой. Она одна из первых рекомендовала занятия в доперационном периоде. Характерным для ее методики является сочетание дыхательных и артикуляционных упражнений, последовательность отработки звуков, обусловленна артикуляционной взаимозависимостью. Артикуляционная гимнастика сочетается с развитием речевого дыхания ребенка.

Содержание логопедических занятий по методике А.Г. Ипполитовой включает следующие разделы: формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха; формирование длительноо ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков и фрикативных глухих и согласных; дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании сонорных звуков и аффрикат.

И.И. Ермакова (1980) разработала поэтапную методику коррекции звукопроизношения и голоса. Ею установлены возрастные особенности функциональных расстройств голосообразования у детей с врожденными расщелинами и применительно к ним модифицированы ортофонические упражнения. Специальное внимание уделено послеоперационному периоду и рекомендованы приемы развития подвижности мягкого неба, предотвращающие его укорочение после хирургической пластики.

Устранение нарушений звуковой стороны речи базируется на тщательном логопедическом обследовании детей. Устанавливаются наличие и степень небно-глоточной недостаточности, рубцовые изменения твердого и мягкого неба, его длина; характер контакта с задней стенкой глотки; особенности моторики артикуляционного аппарата; наличие компенсаторных мимических движений. Кинезитерапию необходимо использовать во время всей работы в дооперационный и послеоперационный период.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: