Тема 1. Преобразование традиционного общества и государства в XVII-XVIII ВВ. В странах Европы и Северной Америки

Для более эффективного освоения материала следует выделить несколько основных проблем и сосредоточить на них своё внимание.

Первая из них - материальная, экономическая история периода модернизации традиционной экономики и сельского хозяйства (напомним о составляемой студентом хронологической таблице).

Вторая проблема - явления культурной жизни, влияние Реформации на массовое сознание и идеологию в XVII веке, постепенное становление и расцвет европейского Просвещения XVIII века, идейная жизнь того времени. Студент должен знать духовные принципы Века Просвещения, его главных идейных лидеров (Локк, Вольтер, Монтескье, Руссо).

Третья проблема - общественно-политических изменения в Англии XVII - начале XVIII в. Студент должен проследить всю цепь кардинальных преобразований - от революции, через реставрацию Стюартов (1660-1688), к Славной революции (1688). История Революции - одна из хорошо раскрытых в учебной литературе тем. Советуем составить мини-словарь основных терминов (просвитериане, левеллеры и т.д.). Изучая главные проблемы реставрации 1660-1688 гг. отметьте как восстановленная монархия сосуществовала с главными достижениями революции, отметьте основные прогрессивные реформы периода и укажите на причины невозможности воссоздания абсолютизма в Англии. Славная революция и реформы конца XVII - XVIII веков - характерный пример эволюционных изменений политической системы в странах Запада.

Четвертый блок вопросов - политическая история континентальной Европы XVIII в. Обратить внимание следует на реформы просвещенного абсолютизма в странах Европы, которые непосредственно предшествовали Великой Французской революции. Уже в ходе этих преобразований заметны попытки изменения сословной государственности. Безусловно, центральное значение для мировой истории нового времени имеет Великая Французская революция 1789-1794 гг. История революции весьма подробно освещается в учебных пособиях. Важно структурировать полученную информацию и понять периодизацию революции, противоречивость оценок якобинского периода, влияние революции на дальнейшую историю Европы. Студент должен уяснить значение этих лет для слома феодальной системы, аграрных изменений. Однако следует задать себе вопрос - как оказалось возможным, что движение, начавшееся как борьба за свободу, равенство и братство, привело к возникновению якобинского террора (Максимилиан Робеспьер, 1793-1794 гг.), а в исторической перспективе - к империи Наполеона Бонапарта.

Пятый блок вопросов - история Северной Америки. Студент проследить как в Новом Свете сосуществовали три этноса - европейские колонисты, индейцы и афроамериканцы. Важно выяснить идейные, политические и экономические основы американского общества. Ответьте на вопрос что привело европейцев в Америку? Чем отличалась американское общество XVII- XVIII вв. от европейского социума? Читая Декларацию Независимости 1776 г., систематизируйте основные причины борьбы США и Великобритании. Проследите хронику создания независимого американского государства.

источники
Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640-1870 гг.). М., 1990. С. 5-45.
Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции XVII-XVIII вв. М., 1990. 2 раздел.

литература
Новая история стран Европы и Америки. Первый период / Под ред. Е.Е. Юровской и И.М. Кривогуза. М., 1997. С. 8-34, 35-86, 116-120, 223-240, 382-387.


Барг М.А. Великая английская революции в портретах ее деятелей. М., 1991.
Бурстин Д. Американцы: колониальный опыт. М., 1993.
Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой французской революции. Л., 1989.
Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов основателей до конца XX века. М., 1995. С. 7-50.
Становление американского государства. М., 1992.

Контрольные вопросы по теме:

1. Тридцатилетняя война: укажите основные этапы конфликта и сформулируйте кратко его итоги.
Ответ студента:
Замечания преподавателя:

2. Периодизация Английской революции. Укажите главные события каждого периода.
Ответ студента:
Замечания преподавателя:
3. Назовите 5-6 имен основных идеологов Эпохи Просвещения. Укажите сформулированные ими ключевые политические принципы.
Ответ студента:
Замечания преподавателя:
4. Периодизация Великой Французской революции. Укажите главные события каждого периода.
Ответ студента:
Замечания преподавателя:
5. Назовите имена "отцов-основателей" США. Какой вклад они внесли в создание независимого североамериканского государства?
Ответ студента:
Замечания преподавателя:
6. Дайте краткую характеристику творчества одного из писателей, художников, скульпторов или музыкантов, работа которого характеризует развитие искусства XVII-XVIII вв.
Ответ студента:
Замечания преподавателя:

Тема 2. Промышленный переворот и процесс созидания "индустриального общества" в Европе и Северной Америке (конец XVIII - 70-е гг. XIX в.)

Первая проблема данного раздела - история становления индустриального общества является классической темой в российской исторической науке. "Век техники" (формула Карла Ясперса) в европейской истории начинался именно в XVIII столетии. Студент должен систематизировать свои знания об эволюции промышленной экономики. Следует отметить, что современная российская наука отказывается от классовой интерпретации событий описываемого отрезка истории. Это не означает, что меньшее внимание уделяется, например, истории борьбы рабочих за свои права. Но объективное понимание прошлого невозможно с помощью упрощенной схемы (эксплуататор - эксплуатируемый, классовая борьба).

Второй проблемой данного раздела стала политическая история. Яркие события первой половины XIX в. на Европейском континенте - наполеоновская эпоха, период реставрации, июльской монархии, революции 1848 гг., 1850-1870-е годы - следует рассматривать как последовательные звенья одного исторического процесса, стремясь отказаться от слишком упрощенной трактовки фактов (прогрессивный - реакционный). Студент должен обратить внимание на накопление позитивных социально-политических достижений при каждой смене правления (парламентаризм, права и свободы человека, социальное законодательство). При этом важно отметить противоречивость исторического процесса, сложность развития гражданского общества на Западе. Среди важнейших эпизодов XIX века следует отметить политическое объединение Германии и Италии. Динамично развивавшееся, стремительно увеличивавшее свою территорию североамериканское государство пережило в этот период трагедию Гражданской войны.

Изучая этот период идейной жизни Европы, главное внимание следует уделять становлению основных идеологических систем. Либеральное мировоззрение (свобода человека - превыше всего), консервативной (принципиальный отказ от революционных способов изменения общества), социалистической (при всем многообразии течений, объединяющим для них было внимание о общественным интересам и ценностям) и националистической (от национального романтизма к убеждению в исключительных правах только одного народа на власть, на место под солнцем).

литература
Новая история стран Европы и Америки. Первый период / Под ред. Е.Е. Юровской и И.М. Кривогуза. М., 1997. С. 87-111, 112-115, 129-152, 186-196, 241-259, 388-399.


Костюшко И.И. Аграрные реформы в Австрии, Пруссии и России в период перехода от феодализма к капитализму: Сравнительный очерк. М., 1994. 144 с.
Тарле Е.В. Наполеон. М., 1991. (или любое научное издание).

Контрольные вопросы по теме:

1. Экономические изменения в Европе и Северной Америке в конце XVIII - середине XIX в. - укажите главные промышленные изобретения эпохи.
Ответ студента:
Замечания преподавателя:
2. Попробуйте кратко сформулировать общие принципы государственного режима Наполеона.
Ответ студента:
Замечания преподавателя:
3. Революции 1848 г. во Франции, Германии, Австрии, Италии. Что объединяет их, каковы их главные отличительные черты?
Ответ студента:
Замечания преподавателя:
4. Какие войны привели к созданию единого немецкого государства, официально провозглашенного в 1871 г.?
Ответ студента:
Замечания преподавателя:
5. Гражданская война в США. Укажите периодизацию конфликта, даты переломных сражений и главных событий войны, имена крупнейших полководцев.
Ответ студента:
Замечания преподавателя:
6. Дайте краткую характеристику творчества одного из писателей, художников, скульпторов или музыкантов, работа которого характеризует развитие искусства в начале XIX - 1870- х гг.
Ответ студента:
Замечания преподавателя:

Тема 3. Формирование основ зрелого "индустриального общества" в странах Европы и Северной Америки в конце XIX-начале XX вв.

Последняя треть XIX в. - начало XX в. была временем стремительного изменения в энергетической, научной, технической сфере. Студент должен, продолжая начатую ранее хронологическую таблицу, зафиксировать новые явления в экономике, непосредственно повлиявшие на общественные, внутри и внешнеполитические процессы. Сталь стала основным индустриальным материалом, уголь - основным источником энергии. Все более широкое распространение находят нефтяные энергетические ресурсы. Укажем на развитие железнодорожного транспорта, активное внедрение двигателя внутреннего сгорания, возникновение автомобильного транспорта, совершенствование телеграфного и телефонного сообщения, совершенствование управленческих технологий, развитие акционерных обществ - все эти факторы сказывались на росте международной торговли, складывании единой финансовой системы. Взаимозависимость различных регионов мира в период, предшествующий первой мировой войне, вышла на новый качественный уровень. Складывается массовое и стандартизированное производство. Нельзя не заметить метаморфозы в культуре, искусстве, литературе. В них, в частности, заметно начало становления массовой культуры, начало процесса, названного позднее Хосе Ортега-и-Гассетом "восстание масс".

Анализируя конкретные явления политической истории, следует зафиксировать изменения государственных институтов, общественных объединений, их функций (как внутри страны, так и на международной арене). Конституционный строй продолжал свое развитие в ведущих странах Запада. Все более активную роль играли демократические и социальные, профсоюзные движения. Важно понять природу социального реформизма, которая стала важнейшей особенностью этого периода. Характерна способность Запада к социальному партнерству и эволюции политических институтов.

литература
Новая история стран Европы и Америки. Второй период / Под ред. И.М. Кривогуза и Е.Е. Юровской. М., 1998. С. 5-43,136-161,188-201.


История буржуазного конституционализма XIX в История буржуазного конституционализма XIX в. М., 1986.
История XIX века / Под ред. Э. Лависса. М., 1938-1939. Т. 7-8.
Виноградов К.Б. Мировая политика 60-80 гг. XIX в.: события и люди. Л., 1991.

Контрольные вопросы по теме:

1. Назовите главные изменения в экономике последней трети XIX - начала XX в. (явление, дата, краткая аннотация).
Ответ студента:
Замечания преподавателя:
2. Назовите главные научные изобретения последней трети XIX - начала XX в. (дата, имя ученого, кратко определите значение открытия).
Ответ студента:
Замечания преподавателя:
3. Укажите какие изменения в культурной жизни Европы произошли в последней трети XIX - начале XX в.? Назовите имена наиболее ярких деятелей искусства того времени.
Ответ студента:
Замечания преподавателя:
4. Укажите главные изменения в политической жизни Великобритании в последней трети XIX - начале XX в.
Ответ студента:
Замечания преподавателя:
5. Укажите главные изменения в политической жизни Франции в последней трети XIX - начале XX в.
Ответ студента:
Замечания преподавателя:
6. Укажите главные изменения в политической жизни Германии в последней трети XIX - начале XX в.
Ответ студента:
Замечания преподавателя:
7. Укажите главные изменения в политической жизни США в последней трети XIX - начале XX в.
Ответ студента:
Замечания преподавателя:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: