Тема 3. Продолжение кризиса современной цивилизации. Вторая мировая война

При изучении предшествующей темы студент получил представление об остром социальном кризисе, который переживал мир в 1930-е годы, об идее реванша, которую исповедывали правительства Германии и Италии. Систематизируя свои знания, следует выписать основные причины Второй мировой войны - экономические, социальные, идейные. Сопоставьте изучаемый период и период, предшествующий Первой мировой войне. В целом понимание событий 1939-1945 гг. будет более полным, если студент будет иметь в виду итоги первой мировой войны.

Отдельной проблемой является международная обстановка 1930-х гг.: агрессия Японии против Китая, отказ Германии от выполнения Версальского договора, война Италии против Эфиопии, гражданская война в Испании, аншлюс (присоединение) Австрии к Германии, Мюнхенский договор.

Традиционно главные события Второй мировой войны хорошо известны студентам. Анализируя боевые действия в различных регионах мира, следует уяснить периодизацию конфликта. Основными вехами конфликта в 1939-1941 гг. являются: боевые действия против Польши, советско-финская война, "странная" война 1940 г., оккупация Германией стран Западной Европы, боевые действия в Восточной и Северной Африке, итальянская и немецкая агрессия против Греции и Югославии. История Великой Отечественной войны изучается студентами в курсе истории России. Поэтому в данном разделе следует повторить информацию, связанную с участием СССР во Второй мировой войне и сосредоточить свое внимание на событиях на Западном фронте, в регионе Тихого океана, в Африке и Азии.

Студент должен дать характеристику преступлениям против человечества, а не только экономическим и геополитическим итогам конфликта.

Тема завершается подведением итогов войны для Человека, общества, государств-участников и международных отношений (учитывается начало "холодной войны"). Логичнее начинать ответ на этот вопрос с оценки гуманитарной катастрофы 1939-1945 гг., гибели людей, целенаправленному уничтожению народов, страшной людской трагедии второй мировой войны. Студент должен обратить внимание на духовные и нравственные последствия войны. После этого следует отметить экономические, внутриполитические и международные последствия конфликта.

Как правило, вне поля зрения студента оказывается влияние второй мировой войны на страны Востока: демократические реформы в Японии, борьба за политическую независимость в Китае, странах Индокитая, Юго-Восточной Азии, Индии, странах Ближнего Востока.

литература
Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время. 1918-1945: Курс лекций. М., 1998.


Вторая мировая война: Два взгляда. М., 1995.
От Мюнхена до Токийского залива: взгляд с Запада на трагические страницы истории второй мировой войны. М., 1992.
Ширер У. Взлет и падение третьего рейха: В 2 т. М., 1991. Т. 2.

Контрольные вопросы по теме:

1. Составьте хронологическую таблицу - основные события Второй мировой войны.
Ответ студента:
Замечания преподавателя:
2. Укажите географические рамки боевых действий в 1939 - июне 1941 г. Какие государства в них участвовали?
Ответ студента:
Замечания преподавателя:
3. Укажите географические рамки боевых действий в 1941 г. - 1943 гг. Какие государства были главными участниками этого периода войны?
Ответ студента:
Замечания преподавателя:
4. Укажите географические рамки боевых действий в 1944 г. - 1945 гг. Назовите основные события периода.
Ответ студента:
Замечания преподавателя:
5. Как в искусстве и литературе Запада нашла отражение история Второй мировой войны - приведите один характерный пример.
Ответ студента:
Замечания преподавателя:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: