Театр Французской буржуазной революции

ТАЛЬМА 1763—1826

Выдающимся актером. Франции эпохи Великой французской революции был. Франсуа-Жозеф Тальма. Тальма был не только великолепным актером, но и реформатором театрального искусства. Идейно-творческое формирование его проходило под влиянием эстетики и практики просветительского театра. Детство и ранние юношеские годы Тальма прошли в Лон­доне. Здесь Тальма познакомился с драматургией Шекспира, преклонение перед которым он сохранил на всем своем твор­ческом пути. По возвращении во Францию Тальма некоторое время учился в Королевской школе декламации и пения. В 1787 году он был принят в труппу театра «Комеди Фран-сез», где выступил продолжателем реформаторских начинаний актеров просветительского классицизма Лекена, Клерон и Дюме-ниль.

Революционный классицизм, возникший на подступах к Ве­ликой французской революции, нашел в Тальма идеального акте­ра, искусство которого способствовало утверждению этой высшей стадии классицизма на сцене революционного театра. Событием политического значения стала постановка трагедии Шенье «Карл IX», в которой актером был создан впечатляющий образ короля-тирана (1789). Но общественное звучание искусства Тальма не было ограничено обличением тирании. Не менее важ­ной задачей театра было воспитание идеальных граждан, стой­ких республиканцев-патриотов, идущих на подвиг во имя свобо­ды отечества. Такими были образы древнеримских героев-республиканцев — полководца-плебея Мария, выступающего против аристократови др.

Будучи блестящим представителем классицизма на француз­ской сцене, Тальма, однако, внес в него много нового.. Поиски правды на сцене приводят его к углубленному много­плановому раскрытию внутреннего мира своих героев.

Поиски внутренней правды сопровождались поисками прав­ды внешней. Продолжая сделанное в этой области Лекеном, чьим последователем и учеником он себя называл, Тальма, играя Ма­гомета, Оросмана, Карла IX, Брута, Эдипа, Суллу, вводит порт­ретный грим, исторический и этнографический костюм. Впервые на французской сцене Тальма появляется в античном платье, вызывая ропот и насмешки своих консервативных партнеров. В реформе костюма ему очень помогла дружба с художником Луи Давидом, по чьим эскизам сделано большинство костюмов Тальма.

Поиски жизненной убедительности сценического поведения привели актера к реформе декламации. Тальма преодолевает подчеркнутую напевность классической декламации, заменяя ее разнообразием и богатством жизненных интонаций. Утверждая на сцене эмоциональность, показывая своих героев во власти сокрушительных страстей, могучих душевных порывов, Тальма приходит к замене холодного декоративно-иллюстрирующего жеста жестом эмоционально-выразительным, нарушающим нор­мативные условности классицизма. Именно эти черты творчества Тальма делали его предшественником нового, романтического

В последние годы жизни Тальма выступал в новых ролях очень редко. Все больше нарастала усталость и неудовлетво­ренность современным театром и репертуаром.

Творчество Тальма подытожило и выразило все лучшее, что дал французский классицизм, и в то же время явилось первой зарницей нового искусства — романтизма.

В следующие годы — в период Консульства и Империи— характер французского театра меняется. Наполеон, рассматривая театр как средство политической борьбы и пропаганды, ограничивает деятельность демократических буль­варных театров, субсидируя и укрепляя театры привилеги­рованные.

Фактически декрет о свободе театров 1791 года был отменен.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: