ГЮГО
1802-1885
Крупнейшим драматургом-романтиком и теоретиком романтического театра был Виктор Гюго. Он родился в семье - генерала наполеоновской армии. Мать писателя происходила из богатой буржуазной семьи, свято придерживавшейся монархических взглядов. Ранние литературные опыты Гюго создали ему репутацию монархиста и классика. Однако под воздействием политической атмосферы предреволюционной Франции 20-х годов Гюго преодолевает свой идейно-эстетический консерватизм, становится участником романтического движения, а затем — главой прогрессивного, демократического романтизма.
Идейный пафос творчества Гюго определялся основными чертами его мировоззрения: ненавистью к социальной несправедливости, защитой всех униженных и обездоленных, осуждением насилия и проповедью гуманизма. Эти идеи питали романы Гюго, его поэзию, драматургию, публицистику и политические памфлеты.
Если не считать ранних неопубликованных трагедий, написанных Гюго в юношеские годы, то началом его драматургии является романтическая драма «Кромвель» (1827), предисловие которой стало «скрижалями романтизма». Основная мысль предисловия — бунт против классицизма и его эстетических законов. Полемизируя с классицизмом, Гюго утверждает, что художник «должен выбирать в мире явлений... не прекрасное, а характерное».
|
|
Очень важное место в предисловии занимает теория романтического гротеска, получившая свое воплощение и развитие в творчестве Гюго. Именно через гротеск, который понимается автором не только как преувеличение, но как соединение, сочетание противоположных и как бы взаимоисключающих сторон действительности, достигается высшая полнота раскрытия этой действительности. Через сочетание высокого и низкого, трагического и смешного, прекрасного и уродливого мы постигаем разнообразие жизни. Образцом художника, гениально использующего гротеск в искусстве, для Гюго был.Шекспир.
Гюго не касается непосредственно политических вопросов. Но бунтарский подтекст его манифеста временами выплескивается наружу. Социальный смысл критики классицизма особенно ярко выражен в утверждении Гюго: «В настоящее время существует литературный старый режим, как политический старый режим».
«Кромвель» — эта «дерзкоправдивая драма», как называл ее Гюго, — не смогла попасть на сцену. В пьесе автор попытался приступить к заявленной им в предисловии художественной реформе. Однако ему помешали идейная неопределенность и драматургическая незрелость произведения. Композиционная рыхлость, громоздкость и бездейственность стали непреодолимым препятствием на пути произведения Гюго на сцену.
|
|
Следующая пьеса Гюго — «М арион Делорм»— блестящее воплощение идейно-творческих принципов романтизма. В этой драме впервые у Гюго появляется романтический образ героя «низкого» происхождения, который противопоставлен придворно-аристократическому обществу.
«Марион Делорм» — прекрасный образец лирической поэзии XIX века. Язык Гюго в этой пьесе — живой и разнообразный, разговорная речь с ее естественностью сменяется высокой патетикой любовных сцен, соответствующей трагизму любви Дидье и Марион.
Драма, носившая антироялистский характер, была запрещена.
Первая драма Гюго, увидевшая сцену, — «Эрнани» (1830). Это типичная романтическая драма. Драма «Эрнани» была поставлена в начале 1830 года театром «Комеди, Франсез». Спектакль шел в атмосфере бурных страстей и борьбы, разыгравшейся в зрительном зале между «классиками» и «романтиками». Постановка «Эрнани» в лучшем театре Парижа была крупной победой романтизма. Она возвещала о начале утверждения романтической драмы на французской сцене.
После Июльской революции 1830 года романтизм становится ведущим театральным направлением. В 1831 году была поставлена драма Гюго «Марион Делорм», запрещенная в последние годы правления Бурбонов. А вслед за этим одна за другой в Репертуар входят его пьесы: «Король забавляется», «Мария Тюдор», «Р ю и Б л а з». Занимательные сюжетно, полные ярких мелодраматических эффектов, драмы Гюго имели большой успех. Но главная причина их популярности заключалась в общественно-политической направленности, имевшей ярко выраженный демократический характер.
Демократический пафос драматургии Гюго наиболее полно выражен в драме «Рюи Блаз». Пьеса сочетает глубокий лиризм и поэтичность с острой политической сатирой. Демократический пафос и обличение корыстолюбия и ничтожества правящих кругов, в сущности, доказывали, что народ сам может управлять своей страной. В этой пьесе впервые Гюго пользуется романтическим приемом смешения трагического и комического, вводя в произведение фигуру подлинного дона Цезара, разорившегося аристократа, весельчака и пьяницы, циника и бретера.
В театре «Рюи Блаз» имел средний успех. Публика начинала охладевать к романтизму. Буржуазный зритель, боявшийся революции, ассоциировал с нею и «неистовую» романтическую литературу, переносил на нее свое резко отрицательное отношение ко всякого рода бунтарству, проявлению непокорности и своеволия.
Гюго попытался создать новый тип романтической драмы — трагедию эпического характера «Бургграфы». Однако поэтические достоинства пьесы не могли возместить отсутствия сценичности. Гюго хотел, чтобы на премьере «Бургграфов» присутствовала молодежь, сражавшаяся в 1830 году за «Эрнани». Один из бывших соратников поэта ответил ему: «Вся молодежь умерла». Драма потерпела провал, после чего Гюго отошел от театра.
ДЮМА
1802—1870
Ближайшим соратником Гюго в его борьбе за романтическую драму был Александр Дюма (Дюма-отец), автор известной трилогии о мушкетерах, романа «Граф Монте-Кристо». и многих других классических произведений приключенческой литературы. В конце 20 — начале 30-х годов Дюма был одним из активнейших участников романтического движения.
Значительное место в литературном наследии Дюма занимает драматургия. Он написал шестьдесят шесть пьес, большая часть которых относится к 30—40-м годам.
Литературную и театральную известность принесла Дюма его первая пьеса — «Г е н р и х III и его двор», поставленная в 1829 году театром «Одеон». Успех первой драмы Дюма был закреплен рядом его последующих пьес: «Антон и», «Нельская башня», «К ин, или Гений и беспутство» и др.
|
|
Пьесы Дюма — типичные образцы романтической драмы. Прозаическим будням буржуазной современности он противопоставлял мир необыкновенных героев, живущих в атмосфере бурных страстей, напряженной борьбы, острых драматических ситуаций. Правда, в пьесах Дюма нет той силы и страстности, демократического пафоса и бунтарства, которые отличают драматические произведения Гюго. Но такие драмы, как «Генрих III» и «Нельская башня», показывали страшные стороны феодально-монархического мира, говорили о преступлениях, жестокости и порочности королей и придворно-аристократического круга. А пьесы из современной жизни («Антони», «Кин») волновали демократическую публику изображением трагической судьбы гордых, смелых героев-плебеев, вступавших в непримиримый конфликт с аристократическим обществом.
Дюма, как и другие драматурги-романтики, пользовался приемами мелодрамы, и это придавало его пьесам особую занимательность и сценичность, хотя злоупотребление мелодраматизмом приводило его на грань дурного вкуса, когда он впадал в натурализм при изображении убийств,, казней, пыток. В 1847 году спектаклем «Королева Марго» Дюма открыл созданный им «Исторический театр», на сцене которого должны были быть показаны события национальной истории Франции. И хотя театр просуществовал недолго (был закрыт в 1849 году), он занял видное место в истории бульварных театров Парижа. С годами прогрессивные тенденции выветриваются из драматургии Дюма. Преуспевающий модный писатель Дюма отрекается от былых романтических увлечений и становится на защиту буржуазных порядков.
В октябре 1848 года на сцене принадлежавшего Дюма «Исторического театра» была поставлена написанная им совместно с А. Маке пьеса «Катилина». Этот спектакль, вызвавший резкий протест А. И. Герцена, был восторженно принят буржуазной публикой. Она увидела в пьесе исторический урок «мятежникам» и оправдание недавней зверской расправы над участниками июньского рабочего восстания.
ВИНЬИ
1797—1863
Одним из видных представителей романтической драматургии был Альфред де В и н ь и. Он принадлежал к старинному дворянскому роду, члены которого боролись против французской революции и шли на гильотину за идеи роялизма. Но Виньи не был похож на тех озлобленных аристократов, которые верили в возможность восстановления дореволюционной королевской Франции и слепо ненавидели все новое. Человек новой эпохи, он выше всего ставил свободу, осуждал деспотизм, но не мог принять и современную ему буржуазную республику. От реальной действительности его отталкивало не только сознание обреченности своего класса, но еще в большей мере — утверждение буржуазных порядков и нравов. Он не мог понять и антибуржуазного смысла революционных выступлений народа. Франции в первой половине 30-х годов. Все это„и определяет пессимистический характер романтизма Виньи. Мотивы «мировой скорби» сближают поэзию Виньи с творчеством Байрона. Но бунтарство и жизнеутверждающая сила трагической поэзии Байрона чужды Виньи. Его байронизм — это гордое одиночество человека среди чуждого ему мира, сознание безысходности, трагической обреченности.
|
|
Виньи, как и большинство романтиков, тяготел к театру и любил Шекспира. Переводы Шекспира, сделанные Виньи, сыграли большую роль в пропаганде творчества великого английского драматурга во Франции, хотя Виньи значительно романтизировал его творчество. Велико значение шекспировских переводов Виньи и в утверждении романтизма на французской сцене. Постановка трагедии «Отелло» в театре «Комеди Фран-сез» в 1829 году предвещала те бои романтиков и классиков, которые вскоре вспыхнули на представлениях драмы Гюго «Эрнани».
Лучшим драматическим произведением Виньи была его романтическая драма «Чаттертон» (1835). Создавая пьесу, Виньи воспользовался некоторыми фактами из биографии английского поэта XVIII века Чаттертона, но драма не биографична.
В пьесе раскрывается своеобразие романтизма Виньи. От драм Гюго и Дюма «Чаттертон» отличается отсутствием романтической неистовости и приподнятости. Характеры живы, глубоко разработаны в психологическом плане. Автор сам подчеркивал простоту сюжета и сосредоточенность действия во внутреннем мире героя.
МЮССЕ
1810—1857
Особое место в истории французского романтического театра и романтической драмы принадлежит Альфреду де М ю с с е. Его имя неотделимо от имен основоположников романтизма. Роман Мюссе «Исповедь сына века» — одно из крупнейших событий в литературной жизни, Франции. В романе создан образ современного молодого человека, принадлежащего к тому поколению, которое вступило в жизнь в период Реставрации, когда уже отгремели события Великой французской революции и наполеоновских войн, когда «власти божеские и человеческие были фактически восстановлены, но вера в них исчезла навсегда». Мюссе призывал свое поколение «увлечься отчаянием»: «Насмехаться над славой, религией, любовью, над всем в мире — это большое утешение для тех, кто не знает, что делать».
Это отношение к жизни выражено и в драматургии Мюссе. Рядом с сильной лирической и драматической струей здесь присутствует смех. Но это не сатира, бичующая социальные пороки — это злая и тонкая ирония, направленная против всего: и против будничной прозы современности, лишенной красоты, героики, поэтической фантазии, и против высоких, романтических подрывов. Мюссе призывает смеяться даже и над провозглашенным им культом отчаяния, иронически замечая: «...так приятно чувствовать себя несчастным, хотя на самом деле в тебе только пустота и скука».
Ирония была не только основным принципом комедии, она заключала в себе и антиромантические тенденции, особенно отчетливо проявившиеся в его драматургии 40—50-х годов.
Пьесы Мюссе, написанные в 30-х годах, представляют собой блестящие образцы романтической комедии нового типа. Такова, например, «Венецианская ночь» (1830). Завязка пьесы как бы предвещает традиционную для этого стиля кровавую драму с неистовой любовью, ревностью и убийством.
Грустной иронией проникнута комедия «Фантазио» (1834). Это лирическая пьеса, содержанием которой являются размышления автора, причудливая игра мыслей и чувств, воплощенная в пестрых, смешных и печальных, но всегда гротескных образах.
Нередко комедии завершаются и трагическим финалом — «Прихоти Марианны», «Любовью не шутят».
Действие в комедиях Мюссе происходит в разных странах и городах, время действия не уточняется. В целом в этих пьесах возникает особый условный театральный мир, где подчеркнутые анахронизмы обращают внимание на современность изображаемых событий и образов.
В пьесе «Любовью не шутят» важны не события, но психологические переживания и духовный мир героев, который раскрывается во всей сложности и противоречивости душевных порывов, эмоций и размышлений.
Эта пьеса, ставшая, по существу, психологической драмой, облечена Мюссе в оригинальную, подлинно новаторскую игровую форму. Мюссе выводит на сцену хор местных крестьян. Это лицо вспомогательное и вместе, с тем — условное. Хору известно все, даже то, что происходит в стенах замка; хор вступает в непринужденную беседу с другими персонажами, комментируя и оценивая их поступки. Этот прием введения в драму эпического начала обогащал драматургию новыми выразительными средствами. Лирическое, субъективное, обычно присутствовавшее в романтических образах, тут было «объектировано» в лице хора. Герои пьесы, освобожденные от авторского лиризма, как бы обретали независимость от авторской воли, что со временем станет присуще реалистической драме.
Социальный пессимизм Мюссе сильнее всего выражен в драме «Лорензаччо» (1834). Эта драма — плод раздумий Мюссе о трагической обреченности попыток революционным путем изменить ход истории. Мюссе пытался в «Лорензаччо» осмыслить опыт двух революций и ряда революционных восстаний, которыми была особенно богата политическая жизнь. Франции начала 30-х годов. Сюжет основан на событиях из средневековой истории.
Трагедия говорит о невозможности социальной революции; отдавая должное духовной силе героя, осуждает романтику индивидуального революционного акта. С не меньшей силой трагедия осуждает и людей, сочувствующих идее свободы, но не решающихся вступать за нее в борьбу, не способных повести за собой народ.
Драма «Лорензаччо» написана в свободной манере, с полным пренебрежением к канонам классицизма. Пьеса делится на тридцать девять коротких сцен-эпизодов, чередование которых способствует стремительности развития действия, широте охвата событий, а также раскрытию различных действий, граней характеров основных персонажей.
В драме сильны реалистические, шекспировские черты, выразившиеся в широком и ярком изображении эпохи, показанной в ее социальных контрастах, с исторически обусловленной жестокостью нравов. Реалистичны и характеры героев, лишенные прямолинейного схематизма классицистской драмы. Однако в лице Лорензаччо последовательно проводится принцип дегероизации. Трагическая вина Лорензаччо заключается в том, что, выступая врагом мира насилия и растленности, он сам становится его частью. Однако это «снятие» высокого начала не ослабляет драматического напряжения, сложной, внутренней жизни. Образ главного героя выдает его близость к созданному Мюссе портрету мрачного, разочарованного и проникнутого трагическим отчаянием «сына века».
После «Лорензаччо» Мюссе не обращается к большим социальным темам. Со второй половины 30-х годов он пишет остроумные и изящные комедии из жизни светского общества («Подсвечник», 1835; «Каприз», 1837). Внешнее действие в комедиях такого типа почти отсутствует, и весь интерес заключен в слове, притом что слово выступает здесь не в театрально подчеркнутых формах классицистской или романтической драмы, но в виде бесед и диалогов, сохраняющих живое тепло непринужденной разговорной речи.
Мюссе развивает с середины 40-х годов своеобразный жанр комедий-пословиц, имевших чисто салонно-аристократический характер. Обращение Мюссе к комедиям-пословицам говорило об известном снижении творческого тонуса драматурга. Но вероятно, для самого писателя-романтика это было средством ухода от ненавистного ему мира буржуазной посредственности, торжества грубых эгоистических страстей, враждебных красоте и поэзии.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,ерна Для французского театра периода Июльской монархии. Ранние пьесы Мюссе, наиболее значительные в идейном отношении и новаторские по форме, не были приняты французским театром.
Сценичность драматургии Мюссе была открыта в России. В 1837 году в Петербурге была сыграна комедия «Каприз» (под названием «Женский ум лучше всяких дум»). После большого Успеха пьесы в исполнении русских театров она была поставлена во французском театре в Петербурге в бенефис актрисы Аллан, которая, вернувшись во, Францию, включила ее в репертуар театра «Комеди Франсез». В целом драматические произведении тюссе, не занни заметного места в репертуаре французского театра того времени, оказали большое влияние на идейно-эстетический облик французского театра XX века.
МЕРИМЕ
1803—1870
Реалистические тенденции в развитии французской драматургии выражены в творчестве Проспера М е р и м е. Мировоззрение Мериме складывалось под воздействием идей просветительской философии. Послереволюционная действительность, особенно время Реставрации, вызывала у писателя чувство протеста и осуждения. Это сближало Мериме с романтизмом демократического направления. Но у романтиков типа Гюго и Дюма главным было их романтическое бунтарство, их неистовые герои, воплощавшие свободу человеческого духа; в творчестве же Мериме романтический бунт заменяется острокритическим и даже сатирическим изображением самой действительности.
В борьбе романтиков против классицизма Мериме принял участие, выпустив в 1825 году сборник пьес под названием «Театр Клары Г а с у л ь». Называя автором сборника испанскую актрису, Мериме объяснял этим колорит пьес, написанных в манере комедий старого испанского театра. А романтики, как известно, видели в испанском театре эпохи Возрождения черты театра романтического — народного, свободного, не признающего никаких школьных правил и канонов классицизма.
В «Театре Клары Гасуль» Мериме показал галерею ярких, иногда причудливых, но всегда жизненно достоверных образов. Офицеры и солдаты, шпионы, дворяне разных рангов и положений, монахи, иезуиты, светские дамы и солдатские подруги, рабыни, крестьяне — таковы герои комедий. Одна из тем, пронизывающих сборник, — обличение нравов духовенства. В острогротесковых образах монахов и священников, обуреваемых плотскими страстями, ощущается перо последователя Дидро и Вольтера.
Персонажи комедии Мериме — это сильные и страстные люди, они находятся в исключительных положениях и совершают необыкновенные дела. Но назвать их героями романтической драмы все же нельзя. В «Театре Клары Гасуль» нет культа сильной индивидуальности, противопоставленной.обществу. Герои этих пьес лишены романтического субъективизма и не представляют собой прямого выражения мыслей и чувств автора. К тому же им совершенно чужда романтическая скорбь и разочарование. Если романтическая драма давала гиперболические образы необычайных героев, то многочисленные образы пьес Мериме создавали в целом картину социальных нравов. При романтической окрашенности персонажей Мериме в них сильнее всего ощущается снижающая романтический настрой героев ирония.
Так, в комедии «Африканская любовь» Мериме смеется над неправдоподобием «бешеных» страстей своих героев, вскрывая театЩ-рально-бутафорский характер романтического неистовства. Один из героев драмы — бедуин Зейн влюблен в рабыню своего друга Хаджи Нумана, влюблен так, что не может жить без нее. Однако оказывается, что эта любовь не единственная у пылкого африканца. Сраженный рукой Хаджи Нумана, он, умирая, сообщает: «...есть негритянка... она беременна... от меня»- Потрясенный смертью своего друга, Нуман поражает кинжалом ни в чем не повинную невольницу. Но в этот момент появляется слуга и сообщает: «...ужин подан, представление окончено». «А! — произносит довольный такой развязкой Хаджи Нуман, — тогда другое дело». Все «убитые» встают, и актриса, игравшая роль невольницы, обращается к публике с просьбой быть снисходительной к автору.
Для снижения романтического пафоса Мериме охотно пользуется приемом столкновения высокого, патетического стиля речи с обычным, разговорным и даже вульгарным языком улицы.
Сатирические черты персонажей из «Театра Клары Гасуль» с наибольшей полнотой выражены в комедии «Карета святых даров», где зло и остроумно осмеяны нравы высшей государственной администрации и «князей церкви» в лице вице-короля, его придворных и епископа, которые все оказываются в руках у ловкой молодой актрисы Перичолы.
В «Театре Клары Гасуль» Мериме дал блестящий пример свободы творчества и отказа от следования канонам нормативной эстетики классицизма. Цикл пьес, объединенных в этом сборнике, был как бы творческой лабораторией писателя, искавшего и находившего новый подход к изображению характеров и страстей, новые выразительные средства и драматургические формы.
С мыслями о национальной исторической драме связано. появление пьесы Мериме «Жакерия» (1828), посвященной изображению антифеодального восстания французских крестьян — «жаков» в XIV веке.
Взгляды Мериме на законы исторического развития и в особенности на значение народа в истории близки французской романтической историографии, и в частности исторической концепции Тьерри, который в своей работе «Письма по истории Франции» (1827) писал: «Подлинный историк должен отказаться от преклонения перед так называемым героем... надо полюбить целый народ и следить за его судьбой в течение столетий».
Пьеса создавалась в атмосфере революционного подъема, предшествовавшего событиям 1830 года. «Жакерия» — это антифеодальная и антидворянская пьеса, утверждавшая неизбежность взрыва народного гнева, направленного против несправедливого и жестокого общественного строя.
В «Жакерии» проявилась новаторская смелость Мериме-драматурга. Герой драмы — народ. Трагизм его судьбы, его борьба и поражение составляют сюжетно-фабульную основу пьесы, включающую в себя множество мотивов, связанных с образами и судьбами людей, участников крестьянской войны, как союзников, так и врагов «жаков». У каждого из них своя причина, заставившая примкнуть к восстанию или выступить против него. Судьба отдельных героев «Жакерии» создает обобщенный образ трагической судьбы народа, говорит об исторической неизбежности его поражения. С беспощадной правдивостью Мериме воспроизводит жестокие и грубые нравы, хищничество и тупую надменность рыцарей, предательство богатых горожан-буржуа, ограниченность и узость кругозора крестьян — «жаков».
Новое представление о трагедии, главный герой которой — народ, делало невозможным сохранение старой классицистской формы. В «Жакерии» около сорока действующих лиц, не считая участников массовых сцен. Действие происходит во множестве различных мест: в лесах, на деревенских площадях, на полях сражений, в рыцарских замках, монастырях, в городской ратуше, в стане мятежников и т. д. Ориентируясь на Шекспира, следом за немецкими «штюрмерами» и романтиками, Мериме заменяет традиционные пять актов классицистской трагедии тридцатью щестью сценами. Время действия также далеко выходит за пределы «единства времени». Все это разрушало «узкую форму» классицистской трагедии и требовало той свободы, о которой говорили теоретики нового искусства. Художественные особенности «Жакерии» полностью отвечают требованиям, предъявляемым трагедии Стендалем в его работе «Расин и Шекспир» (1825).
«Жакерия» не вошла в репертуар французского театра, но само появление такой пьесы свидетельствовало о творческой силе реалистических тенденций в развитии французской романтической драматургии 30-х годов.
Велико значение «Жакерии» и в истории драмы нового времени, где наряду с пушкинским «Борисом Годуновым» (1825) она является классическим образцом народной трагедии. Опыт «Сцен из феодальных времен», как называл свою пьесу Мериме, был использован Пушкиным в работе над незаконченной драмой, известной под названием «Сцены из рыцарских времен».
Велик был интерес Мериме к России, ее истории, литературе и языку. Увлеченный созданием народной исторической трагедии, драматург посвящает ряд исторических сочинений прошлому России, Украины — «Казаки Украины и их последние атама--ны», «Восстание Разина» и др. Мериме познакомил французов с лучшими произведениями современной русской литературы, перевел «Пиковую даму», «Выстрел», «Цыган» и ряд стихотворений Пушкина, а также гоголевского «Ревизора» и рассказы Тургенева. Русская литературная общественность высоко оценила заслуги писателя, избрав его почетным членом Общества любителей русской словесности.
СКРИБ
1791 — 1861
Социальные условия. Франции порождали не только романтическую неудовлетворенность действительностью. Страна стремительно двигалась по пути капиталистического развития. Буржуазия становилась все более значительной силой, и по мере этого усиливалась ее консервативность.
Трезвой и практической натуре буржуа был чужд романтизм с его бунтарскими порывами и неистовыми страстями. Не менее чужд был ей и гражданственный пафос классицизма. Героический период буржуазных революций миновал. Буржуазный зритель хотел видеть на сцене театра игривый водевиль, комедию, не лишенную сатирических черт, но не слишком злую. Не прочь он был посмотреть и историческую драму, содержание которой оказывалось приспособленным к идейному уровню процветающего буржуазного обывателя.
Обязательными качествами этой драматургии были легкость и занимательность. От авторов требовалось виртуозное владение техническими приемами, умение строить увлекательный и эффектный сюжет, а также знание психологии театральной публики. Стараясь развлечь своего зрителя, создатели такого рода «хорошо сделанных пьес» прославляли дух и стремление своей здравомыслящей, практической эпохи, пропагандировали мораль современного буржуа, окружая его прозаический образ ореолом добродетели, воспевая его ум, энергию и удачливость. С наибольшей полнотой вкусы буржуазного зрителя были воплощены в произведениях Огюстена Эжена С к р и б а (1791 — 1861). Общественный облик Скриба и социальный смысл его драматургии великолепно определил Герцен, назвав его писателем буржуазии: «...он ее любит, он любим ею, он подладился к ее понятиям и ее вкусам так, что сам потерял все другие; Скриб — царедворец, ласкатель, проповедник, гаер, учитель, шут и поэт буржуазии. Буржуа плачут в театре, тронутые собственной добродетелью, живописанной Скрибом, тронутые конторским героизмом и поэзией прилавка». Он был плодовитым драматургом. Обладая безусловным талантом, трудолюбием и руководствуясь принципами «хорошо сделанной пьесы», Скриб написал около четырехсот драматических произведений.
К числу наиболее популярных произведений Скриба относятся «Бертран и Ратон» (1833), «Лестница славы» (1837), «Стакан воды» (1840), «Андриенна Лекув-рер» (1849).
Большая часть его пьес с неизменным успехом шла на сцене французского театра. Драматургия Скриба завоевала известность и за пределами, Франции.
При всей поверхностности пьесы Скриба обладают и бесспорными достоинствами, занимательны. Его комедии имеют успех и у зрителей, чрезвычайно далеких от той буржуазной публики, для которой драматург создавал свои пьесы.
Начав с водевилей в 30-е годы, Скриб переходит к комедиям, водевилям со сложной, разработанной интригой, с рядом тонко подмеченных социальных и бытовых черт своего времени. Нехитрая философия его комедий сводилась к тому, что нужно стремиться к материальному процветанию, в котором, по мысли автора, заключено единственное счастье. Герои Скриба — веселые, предприимчивые буржуа, не обременяющие себя никакими размышлениями о смысле жизни, о долге, об этических и нравственных вопросах. Им некогда размышлять, они должны стремительно и ловко устраивать свои дела: выгодно жениться, совершать головокружительные карьеры, подбрасывать и перехватывать письма, подслушивать, выслеживать; у них нет времени на мысли и переживания — надо действовать, обогащаться.
Одной из лучших пьес Скриба была знаменитая, обошедшая все мировые сцены комедия «Стакан воды, или Причины и следствия» (1840). Она относится к историческим пьесам, но история нужна Скрибу только для имен, дат, пикантных деталей, а не для раскрытия исторических закономерностей. Интрига пьесы строится на борьбе двух политических противников: лорда Болингброка и герцогини Мальборо, фаворитки королевы Анны. Устами Болингброка Скриб раскрывает свою «философию» истории: «Вы полагаете, вероятно, как, впрочем, и большинство людей, что политические катастрофы, революции, падения империй вызываются серьезными, глубокими и важными причинами... Ошибка! Герои, великие люди покоряют государства и руководят ими; но сами они, эти великие люди, находятся во власти своих страстей, своих прихотей, своего тщеславия, то есть самых мелких и самых жалких человеческих... чувств...»
Буржуазному зрителю, на которого рассчитывал Скриб, бесконечно льстило, что он ничуть не хуже знаменитых героев и монархов. Превращение истории в блестяще построенный сценический анекдот вполне устраивало этого зрителя. Стакан воды, пролитый на платье английской королевы, привел к заключению мира между Англией и Францией. Болингброк получил министерство потому, что хорошо танцевал сарабанду, а потерял его из-за насморка. Но вся эта нелепость облечена в такую блестящую театральную форму, ей придан такой заразительно-радостный, стремительный жизненный ритм, что пьеса вот уже много лет не сходит со сцены.
БАЛЬЗАК 1799—1850
Реалистические устремления французской драмы 30—40-х годов с наибольшей силой и полнотой проявились в драматургии величайшего романиста Франции Оноре де Бальзака. Художник-мыслитель дал в своих произведениях анализ общественной жизни и историю нравов эпохи.
Он стремился использовать в своем творчестве точные законы науки. Опираясь на успехи естественных наук, и в частности на учение Сент-Илера о единстве организмов, Бальзак исходил в изображении общества из того, что его развитие подчинено определенным законам. Считая мысли и страсти людей «явлением социальным», он утверждал вслед за просветителями, что человек по своей природе «ни добр, ни зол», но «стремление к выгоде... развивает его дурные склонности». Задача писателя, считал Бальзак, изображать действие этих страстей, обусловленных социальной средой, нравами общества и характером людей.
Творчество Бальзака было важнейшим этапом в разработке и теоретическом осмыслении метода критического реализма. Кропотливое собирание и изучение жизненных фактов, изображение их «как они есть на самом деле» не превращалось у Бальзака в приземленное, натуралистическое бытописательство. Он говорил, что писатель, придерживаясь «тщательного воспроизведения», должен «изучать основы или одну общую основу этих социальных явлений, охватить открытый смысл огромного скопища типов, страстей и событий...».
Театр всегда интересовал Бальзака. Очевидно, его, считавшего, что писатель должен быть воспитателем и наставником, привлекали доступность и сила воздействия театрального искусства на публику.
К современному французскому театру и в особенности к его репертуару Бальзак относился критически. Он осуждал романтическую драму и мелодраму как пьесы, далекие от правды Жизни. Не менее отрицательно относился Бальзак и к псевдореалистической буржуазной драме. Бальзак стремился внести в театр принципы критического реализма, ту большую жизненную правду, которую читатели видели в его романах.
Путь к созданию реалистической пьесы был сложен. В ранних пьесах Бальзака, в драматических его замыслах еще явно ощущается зависимость от романтического театра. Бросая задуманное, не удовлетворяясь написанным, писатель в 20—30-х годах ищет свой путь в драматургии, еще только вырабатывает свой драматургический почерк, который начинает вырисовываться к концу этого периода, когда уже явственнее всего определились реалистические принципы искусства Бальзака-прозаика.
С этого времени начинается самый плодотворный и зрелый период творчества Бальзака-драматурга. За эти годы (1839— 1848) Бальзак написал шесть пьес: «Ш кола супружества» (1839), «Вотрен» (1839), «Надежды Кинолы» (1841), «Памела Жиро» (1843), «Д е л е ц» (1844), «Мачех а» (1848). Пользуясь приемами и формами различных драматургических жанров художественных направлений, Бальзак постепенно шел к созданию реалистической драмы.
Задумав несколько драматических произведений, непохожих на пьесы, заполнявшие в ту пору сцену французского театра, Бальзак писал: «В виде пробного шара я пишу драму из мещанского быта, без особого шума, как нечто незначительное, дабы посмотреть, какие толки вызовет вещь совершенно «правдивая». Однако эта «незначительная» пьеса была посвящена очень значительной теме — современной буржуазной семье. «Школа супружества» — это история любви стареющего коммерсанта Жерара и служащей его фирмы молодой девушки Адриенны и ожесточенной борьбы добропорядочных членов его семьи и родственников против этой «преступной» страсти. Эти добродетельные защитники нравственности оказываются ограниченными и жестокими людьми, виновниками трагического исхода событий.
Такое решение семейной темы резко противопоставляло драму Бальзака «хорошо сделанной пьесе». «Школа супружества», не была поставлена, однако в истории французского театра заняла заметное место, представляя собой первую попытку реалистического отражения жизни современного общества в драме.
В следующих пьесах Бальзака значительно возрастают черты мелодрамы, вообще свойственные его драматургии.
В этом отношении показательна пьеса «Вотрен». Герой этой мелодрамы — беглый каторжник Вотрен, образ которого сложился в таких произведениях Бальзака, как «Отец Горио», «Блеск и нищета куртизанок» и др. Его разыскивает полиция, а он тем временем вращается в кругах парижской аристократии. Зная ее сокровенные тайны и будучи связан с преступным миром Парижа, Вотрен становится поистине могущественной фигурой. По ходу действия Вотрен, изменяя свою внешность, появляется то в роли биржевого маклера, то под личиной изысканного аристократа или посланника, а в решающем исход интриги последнем действии он даже «играет под Наполеона».
Эти превращения, естественно, «романтизируют» образ. Однако, кроме прямого сюжетного значения, они приобретают и иной смысл, как бы говоря о зыбкости граней, отделяющих бандита от респектабельных представлений буржуазно-аристократического общества. Очевидно, скрытый смысл «превращений» Вотрена хорошо понял актер Фредерик Леметр; исполняя эту роль, он придал своему герою неожиданное сходство... с королем Луи Филиппом. Это явилось одной из причин, по которой драма, имевшая большой успех у зрителя театра «Порт-Сен-Мартен» (1840), была запрещена на другой день после премьеры спектакля.
Одно из лучших произведений Бальзака-драматурга — комедия «Д еле ц». Это правдивое и яркое сатирическое изображение современных.ему нравов. Все герои пьесы объяты жаждой обогащения и для достижения этой цели пользуются любыми средствами; причем вопрос, является ли человек мошенником и преступником или уважаемым дельцом, решается удачей или неудачей его аферы.
В жестокой борьбе принимают участие коммерсанты и биржевые дельцы разных масштабов и способностей, разорившиеся светские франты, скромные молодые люди, рассчитывающие на богатых невест, и даже слуги, подкупленные их хозяевами. и в свою очередь торгующие их секретами.
Главное лицо пьесы — делец Меркаде. Это человек проницательного ума, сильной воли и большого человеческого обаяния. Все это помогает ему выпутываться из безвыходных, казалось бы, положений. Люди, хорошо знающие ему цену, кредиторы, готовые засадить его в тюрьму, поддаются его воле и, убежденные смелым полетом мысли, точностью расчетов, готовы не только верить ему, но даже принять унастие в его авантюрах. Сила Меркаде — в отсутствии у него каких-либо иллюзий. Он знает, что в современном ему мире нет никаких связей между людьми, кроме участия в конкурентной борьбе за наживу. «Ныне... чувства упразднены, их вытеснили деньги, — заявляет делец, — остается одна лишь корысть, ибо семьи больше нет, существуют только отдельные личности». В обществе, где распадаются человеческие связи, не имеет никакого смысла понятие чести и даже честности. Показывая пятифранковую монету, Меркаде восклицает; «Вот она, нынешняя честь! Сумейте, убедить покупателя, что ваша известь— сахар, и, если вам удастся при том разбогатеть... вы станете депутатом, пэром Франции, министром».
Реализм Бальзака проявился в комедии в правдивом изображении социальных нравов, в остром анализе современного общества «дельцов» как определенного социального организма. Создавая «Дельца», Бальзак обращался к традициям французской комедии XVII—XVIII веков. Отсюда обобщенность обризвестная театральная условность, свойственная самой атмосфере, в которой скорее действуют, чем живут персонажи пьесы. Пьесу отличает суховатая рационалистичность и отсутствие в образах тех психологических оттенков и индивидуальных черт, которые превращают театральный персонаж в живое и неисчерпаемо сложное лицо.
Задуманная еще в 1838 году, комедия «Делец» была закончена лишь шесть лет спустя. При жизни автора пьеса не исполнялась. Бальзак хотел, чтобы роль Меркаде играл Фредерик Леметр, но театр «Порт-Сен-Мартен» потребовал от автора значительных изменений в тексте пьесы, на которые Бальзак не пошел.
Драматургическое творчество Бальзака завершает драма «М а ч е х а», в которой он вплотную подошел к задаче создания «правдивой пьесы». Характер пьесы автор определил, назвав ее «семейной драмой». Анализируя семейные отношения, Бальзак изучал общественные нравы. А это и придавало большой социальный смысл «семейной драме», казалось бы далекой от каких-либо социальных проблем.
За внешним благополучием и мирным спокойствием процветающей буржуазной семьи постепенно раскрывается картина борьбы страстей, политических убеждений, раскрывается драма любви, ревности, ненависти, семейной тирании и отцовской заботы о счастье детей.
Действие пьесы происходит в 1829 году в доме богатого фабриканта, бывшего генерала наполеоновской армии графа де Граншана. Главные лица пьесы — жена графа Гертруда, его дочь от первого брака Полина и разорившийся граф Фердинанд де Маркандаль, ныне управляющий фабрикой генерала. Полина и Фердинанд любят друг друга. Но перед ними возникают непреодолимые препятствия. Дело в том, что Фердинанд и Полина — современные Ромео и Джульетта. Генерал Граншан по своим политическим убеждениям — воинствующий бонапартист, неистово ненавидящий всех, кто стал служить Бурбонам. А именно так и поступил отец Фердинанда. Сам Фердинанд живет под чужой фамилией и знает, что генерал никогда не отдаст свою дочь сыну «изменника».
Препятствует любви Фердинанда и Полины и ее мачеха Гертруда. Еще до замужества она была любовницей, Фердинанда. Когда он разорился, то, для того чтобы спасти его от нищеты, Гертруда вышла замуж за богатого генерала, рассчитывая, что тот скоро умрет и она, богатая и свободная, вернется к Фердинанду. Борясь за свою любовь, Гертруда ведет жестокую интригу, которая должна разлучить влюбленных.
Образ мачехи обретает в пьесе черты мелодраматической злодейки, а вместе с ней и вся драма в конце концов принимает такой же характер. В атмосферу психологической драмы врываются мотивы мелодраматического и романтического театра: усыпление героини при помощи опиума, похищение писем, угроза разоблачения тайны героя и в конце концов самоубийство добродетельной девушки и ее возлюбленного.
Однако, верный своему правилу находить «общую основу» явлений и обнажать скрытый смысл страстей и событий, Бальзак делает это и в своей драме. В основе всех трагических событий «Мачехи» лежат явления социальной жизни — разорение аристократа, обычный для буржуазного мира брак по расчету и вражда политических противников.
Понять значение этой пьесы в развитии реалистической драмы можно, ознакомившись с авторским замыслом «Мачехи»- Бальзак говорил: «Речь идет не о грубой мелодраме... Нет, я мечтаю о драме салона, где все холодно, спокойно, любезно. Мужчины благодушно играют в вист при свете свечей, приподнятых над мягкими зелеными абажурами. Женщины болтают и смеются, работая над вышивками. Пьют патриархальный чай. Словом, все возвещает порядок и гармонию. Но там, внутри, волнуются страсти, драма тлеет, чтобы потом разразиться пламенем пожара. Вот что я хочу показать». Бальзак не смог полностью воплотить этот замысел и освободиться от атрибутов «грубой мелодрамы», но он сумел гениально предвидеть контуры драмы будущего. Мысль Бальзака о раскрытии «ужасного», т. е. трагического в повседневности, получила воплощение лишь в драматургии конца XIX века.
«Мачеха» была поставлена в «Историческом театре» в 1848 году. Из всех драматических произведений Бальзака она имела наибольший успех у публики.
Больше, чем кто-либо из современных ему драматургов, Бальзак сделал для создания нового типа реалистической социальной драмы, способной раскрыть всю сложность действительных противоречий зрелого буржуазного общества. Однако в своем драматургическом творчестве он не смог подняться до того всестороннего охвата жизненных явлений, который так характерен для его лучших реалистических романов. Даже в наиболее удачных пьесах реалистическая сила Бальзака оказалась в известной мере ослабленной и сниженной. Причина этого в общем отставании французской драматургии середины XIX века от романа, в воздействии коммерческого буржуазного театра. Но при всем том Бальзак занимает почетное место в ряду борцов за реалистический театр, Франции.
БОКАЖ.
1799—1862
Пьер Бокаж родился в бедной рабочей семье. Его голодное, трудное детство прошло на ткацкой фабрике. Годы своего детства Бокаж запомнил на всю жизнь. Наученный из милости грамоте, он зачитывается Шекспиром и мечтает о сцене. Придя пешком в Париж, Бокаж выдержал экзамен в Парижскую консерваторию, приведя в изумление экзаменаторов не только своей великолепной внешностью и темпераментом, словно созданными для исполнения героических ролей, но также и убогим костюмом, столь необычайным для стен этого привилегированного и чопорного учебного заведения. Бокаж хотя и был принят, но недолго удержался в консерватории — не на что было жить, и он становится актером бульварных театров.
Во всех своих ролях Бокаж ищет возможности активно и страстно заявить протест, объявить непримиримую борьбу тирании, угнетению — всему, что мешает человеческому счастью.
Его герои всегда борцы, обвинители, будь то Дидье «Марион Делорм» Гюго, или Анго в одноименной пьесе Пиа, гневно обличающий Франциска I и под восторженные овации зала гордо попираюший ногами грудь короля-труса, или народный мститель старик кюре нз мелодрамы Антье «Поджигательница».
Бокажу принадлежит первенство в создании на французской сцене образа романтического героя — одинокого, разочарованного, иронического, трагически обреченного на гибель в борьбе за справедливость и свободу против торжества деспотизма, лицемерия и эгоизма. Этот герой впервые был воплощен им в образе неистового влюбленного Антони в одноименной драме Дюма (1831). Гиперболизм страстей чередовался в игре актера с типичной для романтизма экспрессивностью, контрастной резкостью переходов от смеха к рыданиям, от экстатической радости к безысходному отчаянию.
Особенно ярко бунтарство Бокажа раскрылось после
революции 1848 года, в которой он участвовал с оружием в руках, полный надежд на грядущее торжество справедливости. И когда надежды эти трагически не оправдались, Бокаж в качестве директора театра «Одеон» стремится сделать сцену трибуной борьбьГпротив правительства. Он организует массовые посещения театра рабочими, бросает в зал призывы к борьбе против тирании. Не удивительно, что власти быстро уволили этого политически опасного директора, обвинив его в антиправительственной пропаганде.
Положительные идеалы Бокажа были смутны и абстрактны, ^ато он хорошо понимал, что он ненавидит, против, чего,'борется. Это и сделало его в то время знаменем всей демократической, прогрессивно мыслящей Франции, •
П. Бокаж в роли Буридана. «Нельская башня» А. Дюма-отца. Театр «Порт-Сен-Мартен», 1831 г.
ДОРВАЛЬ
1798—1849
Имя Мари Дорваль — великой актрисы Франции — стало символом поэтической женственности, проникновенной искренности и силы чувств. Эта актриса владела тайной покорения зрительного зала. Внешне ничем не примечательная, она совсем не была похожа на героинь театра «Комеди. Франсез». Небольшая, изящная, с неправильными чертами лица, с хрипловатым голосом, Дорваль была, по выражению Гюго, «больше чем красавицей», ее обаянию невозможно было сопротивляться. Обаяние актрисы заключалось в огромной эмоциональной заразительности, неповторимости каждого оттенка голоса, каждого жеста, одухотворенного силой истинной страсти. Казалось, Дорваль были подвластны все формы выражения человеческого страдания, любви, ненависти. Ее отличало сочетание хрупкой женственности с героической силой духа, позволяющей ей восставать против насилия, злобы, несправедливости.
Родители Дорваль— актеры, и театр стал как бы ее домом. С ранних лет она играет на сцене. В 1818 году она приезжает в Париж и поступает в консерваторию, из которой очень быстро уходит. Несовместимость индивидуальности Дорваль с системой обучения актеров в консерватории обнаружилась в первые же недели. Вот как выглядит пребывание там Дорваль, по словам ее биографа: «Итак, вот она в консерватории, эта нежная женщина, которая до сих пор училась только у природы и своего сердца... она, всегда предоставлявшая страсти направлять ее походку и жесты, нашла там профессоров, которые ей важно объяснили теорию шага, улыбки, вздоха; которые обучали ее традиционным гримасам гнева, стыда, ужаса, отчаяния и радости; которые говорили ей, с какой стопы какого стиха эмоция начинается и на какой стопе какого стиха она кончается»1.
Дорваль становится актрисой одного из лучших бульварных театров — театра «Порт-Сен-Мартен». Основным жанром, который принес ей славу, была мелодрама. Первый ее триумф связан с ролью Амалии в знаменитой мелодраме Дюканжа «Тридцать лет, или Жизнь игрока» (1827). В этом спектакле обнаружилась способность Дорваль преодолевать наивный схематизм мелодраматического образа, находить в нем зерно истинной человечности и доносить эту человечность с огромной эмоциональной мощью до зрителя. Актриса создавала образ женщины — кроткой и терпеливой жертвы, безропотно страдающей от роковой страсти своего мужа-игрока Жоржа. Она появляется на сцене шестнадцатилетней девочкой, а в конце пьесы ей 46 лет, но все так же, как говорит ремарка, «в чертах, изнуренных несчастьем, видна кротость и покорность судьбе». Вопреки автору, для Дорваль становится главной не любовь к Жоржу, а любовь к детям. Впервые в этой пьесе возникает любимая тема актрисы — тема материнской любви. Главным для Дорваль становится третий акт. Амалия — Дорваль, сломленная горем, постаревшая, жалкая, в лохмотьях, мечется около своего замерзающего, погибающего от голода ребенка и не может спасти его. Подлинность этого горя и его человечность потрясали зрительный зал и поднимали мелодраму до уровня высокой драмы.
В 1831 году Дорваль сыграла Адель д'Эрве в романтической драме Дюма «Антони»-. Обреченность любви героев, их гибель обусловливались враждебностью буржуазного общества, жертвами которого они становились. Адель — Дорваль была воплощением могущества и чистоты любви.
Когда в последнем акте она падала, сраженная своего несчастного возлюбленного, зрительный зал замирал от ужаса и сострадания.
В том же году Дорваль сыграла Марион в одноименной драме Гюго. Несмотря на известные трудности, которые всегда представляла для нее стихотворная пьеса, так как стих был условностью, которую должна преодолевать непосредственная эмоциональность актрисы, образ Марион был ей особенно близок. Близок патетикой борьбы за любовь, за справедливость, которой овеян этот характер. Да и сама тема нравственного возрождения, очищения через любовь— традиционная тема актрисы. Не случайно Гюго с восторгом отзывается о Дорваль— Марион.
В 1835 году в театре «Комеди, Франсез» актриса сыграла в специально для нее написанной драме Виньи «Чаттертон» роль Китти Белл. Дорваль— Китти была женщиной одинокой, чуждой тому грубому и пошлому миру, который ее окружал. Единственная радость жизни Китти — ее дети. Удивительно передавала Дорваль всю поэтическую трогательность, всю жертвенность материнской любви своей героини, застенчивой, хрупкой, маленькой женщины. Во всех изящных движениях ее легкой, грациозной фигуры, в задумчивом взгляде огромных голубых глаз, в тихом надтреснутом голосе раскрывалась повесть нелегкой жизни. Но появился Чаттертон, гениальный юноша поэт, столь же одинокий и столь же несчастный, как Китти Белл. Незаметно для самой себя из сочувствия, из желания помочь возникает большая любовь, которая приводит в смятение героев, от которой уже нет спасения, и уйти от нее можно только в смерть. Особенно хорошо играла Дорваль последний акт. Она потребовала поставить в этом акте на сиену винтовую лестницу. Смысл этого требования раскрылся только на спектакле. Чаттертон обречен, он выпил яд.
После единственного любовного объяснения героев Чаттертон, «отталкивая Китти... шатаясь, поднимается к себе в комнату. Она... почти теряя сознание от ужаса, пытается подняться за ним. Она карабкается на эту лестницу... конвульсивными порывами, безумными, резкими толчками, почти на коленях, путаясь ногами в платье, с протянутыми руками... С невероят-. ным усилием воли она тянет к себе дверь, и, когда ей удается открыть ее, она видит умирающего Чаттертона. Страшный крик вырывается в этот момент у Китти Белл. И в этом единственном крике, вырвавшемся из уст женщины и пуританки, ни разу в жизни не повысившей голоса, прозвучала такая боль, такая безысходность человеческого страдания, что смерть Китти Белл становилась понятной и неизбежной».
Образы, созданные Дорваль, были очень разными, но все они объединены пафосом утверждения человечности и любви, вступающими в единоборство со злыми силами. Она умела быть на сцене одновременно и простой, и патетичной, и трогательной, и величественной, и беспомощной, и сильной, и всегда безгранично искренней, человечной, понятной.
ФРИДЕРИК-ЛЕМЕТР
1800—1876
Есть художники, в творчестве которых век, их создавший, выглядит как бы помещенным под увеличительное стекло. Таким был «король французского театра», кумир; Франции — Фридерик-Л е м е т р.
Родился Леметр в первый год XIX столетия, и революционные потрясения этого века. Жизнь Леметра вместила в себя контрасты его эпохи. Став ее славой, «Великий Фридерик» одновременно был и трагической ее жертвой. Восторженные гёохвалы лучшей части мыслящих людей мира — Гюго, Бальзака, Диккенса, Герцена и многих других—сменялись злобой, клеветой, издевательством врагов и политических противников; театральные триумфы оборачивались преследованиями, за богатством последовала унизительная нищета; старый, безнадежно больной, Леметр вынужден был пережить позор публичной распродажи своего имущества, чтобы хоть на какое-то время спастись от голодной смерти. На его похоронах Гюго произнес речь, исполненную благодарности и преклонения перед гением французской сцены. В этой речи с удивительной точностью писатель определил сущность творчества актера—народность, 'Гуманизм, обусловленный его тесной связью с общественной жизнью Франции XIX века. Гюго писал, что Леметр «обладал всеми способностями, всеми силами и всеми достоинствами народа, он был неукротим, могуч, страстен, порывист, пленителен. Как и в народе, в нем сочеталось трагическое и комическое».
Искусство Леметра невозможно ограничить рамками какого-либо жанра. Он стремился показать жизнь во всех ее аспектах — трагическом, смешном, уродливом, прекрасном. Разнообразие созданных им образов беспредельно — от гротесково-комедийного бандита-романтика Робера Макера до лирико-романтических героев — Рюи Блаза, Кина, Жоржа Жермани; от трогательного труженика папаши Жана до трагического Гамлета.
Искусство Леметра беспощадно правдиво в своей сущности. Оно вырастало из знания жизни, общества, понимания обусловленности человеческого характера условиями его существования. Особенность искусства Леметра — в силе социального обобщения, которой он наделял свои образы, часто доводя это обобщение до символа, делая имена своих героев нарицательными.
Гротеск, которым так широко пользовался Леметр, понимался не только как сочетание контрастов — комического и трагического, высокого и низкого, но прежде всего как максимально яркое, острое выявление внутренней сущности характера и жизненного явления. Такое применение гротеска выводило актера за пределы романтического направления, сближая с критическим реализмом.
В сложную эпоху, когда формировалось мировоззрение и творческий метод Леметра, романтизм и реализм чаще всего исключали друг друга; в актере Леметре оба направления сливались в органическом сплаве бурных, эмоциональных взлетов, взрывчатой силе темперамента, потрясающего зал патетикой страсти, и в то же время отвлеченность романтических образов наполнялась конкретностью точно увиденных и правдиво воспроизведенных характеров. Работая над ролью, Леметр всегда отталкивался от знания социальной, бытовой, даже профессиональной природы своего героя.
К лучшим созданиям Леметра относится образ Робера Макера в мелодраме Б. Антье «Постоялый двор Андре». Актер создал два варианта этого характера.
В первом, в 1823 году Леметр был увлечен задачей создать пародийный образ, который как бы изнутри взрывал штампы мелодрамы. Родш.ся яркий, стремительный, озорной спектакль, в котором господствовала импровизация, шутка, трюк. В центре действия был обаятельный, отчаянно храбрый и бесконечно наглый, циничный и остроумный беглый каторжник Робер Макер, смело вступающий в единоборство с полицией и весело перебрасывающий в ложи трупы убитых жандармов. Таков был Робер Макер первоначально.
После революции 1830 года, в период монархии Луи Филиппа, Леметр вновь обращается к образу Макера. Актер перебрасывает образ, выступая уже и как соавтор пьесы, названной по имени героя — «Робер Макер». Эксцентричный весельчак Робер Макер теперь из каторжника превращается в финансиста, председателя акционерного общества, в котором он хозяйничает как хочет и нагло грабит акционеров. В конце пьесы. он улетает на воздушном шаре, чтобы в других странах применить свои финансовые таланты.
Этому образу актер придал такую силу социального обобщения, что К. Маркс, характеризуя буржуазную монархию Луи. Филиппа, писал: «Июльская монархия была не чем иным, как акционерной компанией для эксплуатации французского национального богатства; дивиденды ее распределялись между министрами, палатами, 240 000 избирателей и их прихвостнями. Луи.Филипп был директором этой компании — Робером Макером на троне...»
Имя Робера Макера стало нарицательным, во. Франции даже появился термин «макеризм», а когда в 1836 году пьеса была запрещена, то Робер Макер продолжал жить в серии сатирических гравюр замечательного художника Домье «Сто один Робер Макер».
Наряду с сатирическим гротесковым Макером актер создает один из самых своих трагических романтических образов — Жоржа Жермани в знаменитой мелодраме Дюканжа «Тридцать лет, или Жизнь игрока» (1827). В Жорже Леметр показывал, до каких глубин нравственного падения может довести человека страсть к обогащению, как страшно, когда деньги становятся для человека единственной ценностью. Через все ступени- падения проводит актер своего героя. На протяжении тридцати лет Жорж из молодого человека, полногр сил и веры в свою судьбу, превращается в опустошенного, усталого старика, совершающего преступление. Эта горькая повесть рассказана была актером со всем романтическим накалом истинной страсти и с безукоризненной логикой психологических состояний внутренней жизни своего героя. И мелодрама, преображенная гением актера, начинает звучать как трагедия, а овеянный ореолом демонического злодейства игрок Жорж превращается в жертву эпохи, объявившей деньги главным мерилом человеческого счастья.
Один из самых поэтических образов был создан Леметром в «Рюи Блазе» (1838) Гюго. Рюи Блаз стал воплощением таланта, силы и бедствий народа. Делом его жизни было восстановить попранную справедливость. Он был народным мстителем, трибуном и одновременно нежным, страстным влюбленным. В этой роли актер достигал огромной силы эмоционального воздействия на зрителей.
Гюго, говоря о Леметре в этой роли, утверждал, что актер перевоплощался в Рюи Блаза, соединяя в себе Лекена и Гар-рика, действенность Кина с эмоциональностью Тальма. Вероятно, эти слова можно отнести ко всему творчеству Леметра, соединяющему патетичность романтического порыва, сокрушительную силу темперамента и эмоционального напряжения с правдивой точностью воспроизведения, жизни во всех ее контрастах и неожиданностях.
Когда Леметр создавал одну из лучших своих ролей — образ папаши Жана в «Парижском тряпичнике» Пиа (1847), ему было важно не только показать мужество, душевную чистоту и способность к борьбе. Актеру также важно было, чтобы его герой был убедителен, и Леметр подружился с знаменитым парижским тряпичником Лиаром. Он учился у него носить корзину, фонарь, палку с крюком, он был национально, социально и профессионально настолько достоверен в роли, что, казалось, он в течение всей своей жизни занимался только тем, что носил фонарь и крючок.
Когда на одном из спектаклей «Парижского тряпичника» в бурном 1848 году Леметр небрежным движением своей палки вытаскивал корону и с презрительным смехом под восторженные крики зрительного зала бросал ее обратно в корзину, становилось понятно, зачем ему нужно было брать уроки у Лиара. Сила этого образа позволила Герцену сказать о Леметре, что «он беспощаден в роли «ветошника...» — иначе я не умею выразить его игру; он вырывает из груди какой-то стон, какой-то упрек, похожий на угрызение совести...».
Народность Леметра в папаше Жане заявила о себе с покоряющей убедительностью — трогательный, смешной и великий в своем душевном благородстве, тряпичник Жан, бесстрашно вступающий в борьбу за добро и справедливость, на долгие годы стал символом нравственной силы народа Франции.
РАШЕЛЬ
1821 — 1858
Говоря о репертуаре французского театра 30—40-х годов, Герцен написал: «Только изредка... старик Корнель со стариком Расином величаво пройдут, опираясь на молодую Рашель и свидетельствуя в пользу своего времени». Так, лаконично и точно, определяет Герцен значение Рашели во французском театре этих лет. Заслуга великой актрисы Элизы Рашель в том, что она возродила на сцене классическую трагедию, вернула молодость Корнелю и Расину, вдохнула в них современность, оживила своим могучим темпераментом, сохранила строгую завершенность их классической формы.
В ролях Камиллы («Гораций» Корнеля),.Федры («Федра» Расина), Гофолии («Гофолия» Расина) Рашель увлекала, покоряла зал психологической правдой раскрытия сложного трагического мира своих героинь. Героический пафос борьбы против несправедливости, утверждение высокой человечности и душевного благородства придавали гражданственную монументальность и масштабность ее образам. Сила ее эмоционального воздействия на зал, своеобразие ее индивидуальности великолепно раскрываются в описании Герцена: «Она нехороша собой, невысока ростом, худа, истомлена; но куда ей рост, на что ей красота, с этими чертами резкими, выразительными, проникнутыми страстью? Игра ее удивительна; пока она на сцене, чтобы ни делалось, вы не можете оторваться от нее; это слабое, хрупкое существо подавляет вас; я не мог бы уважать человека, который не находился бы под ее влиянием во время представления. Как теперь, вижу эти гордо надутые губы, этот сжигающий быстрый взгляд, этот трепет страсти и негодования, который пробегает по ее телу! А голос — удивительный голос! — он умеет приголубить ребенка, шептать слова любви и душить врага; голос, который походит на воркование горлицы и на крик уязвленной львицы»1.
Возрождая классицистскую трагедию в 40-е годы XIX века, Рашель, объективно говоря, как бы наносила удар демократическому искусству, ибо возврат к классицизму в ту пору соответствовал настроениям и чаяниям наиболее консервативных общественных кругов. В одной из своих статей.Ф. Энгельс прямо указывал, что самый факт возвращения трагедии классицизма на французскую сцену, происшедший благодаря дарованию Рашель, является одним из «ретроградных знамений времени»2. Однако ее героическое искусство аккумулировало в себе громадную революционную силу. Не случайно актриса имела триумфальный успех у демократического зрителя.
Героический пафос искусства Рашель с большей силой проявился в дни революции 1848 г., когда актриса с необычайным эмоциональным подъемом читала «Марсельезу», превращая ее в страстный призыв к восстанию, к мести, к борьбе с врагами и предателями революции.
После 1848 года героическая патетика перестала звучать на сцене. Искусство Рашели переживало тяжелый кризис. Оно лишилось в 50-е годы гражданственного пафоса, большой социальной темы. Из мастерства актрисы уходит живая эмоция, человечность, оно становится манерным, холодным.
Так измена героическим идеалам молодости отомстила актрисе деградацией таланта, потерей любви широкого демократического зрителя, привела к нравственной и творческой опустошенности.
Английский театр.
БАЙРОН
1788—1824
Большое место в истории романтической драматургии занимает творчество великого английского поэта Джорджа Гордона Байрона. Драматургия Байрона не стала выдающимся явлением сцены. Из всех его пьес только одна — «М а р и н о фальеро» (1821) была поставлена при его жизни, однако не имела успеха. В дальнейшем свет рампы увидели почти все пьесы Байрона, однако успех им редко сопутствовал. В период, когда творил Байрон, в Англии уже наметился тот разрыв литературы и театра, который в дальнейшем сыграл столь пагубную роль на континенте.
Тем не менее творчество Байрона обозначило один из решающих этапов в истории поэтической драмы, проникнутой гуманной освободительной идеей. Байрон — поэт, который не верит в устоявшиеся идеи и подвергает их непрерывной проверке. Таков он и в драматургии, где требования жанра не только не мешают излияниям мыслей и чувств, но и придают им глубину и напряженность.
Род Байрона вел свое происхождение еще от времен Вильгельма Завоевателя. Тем не менее детство, проведенное в бедной шотландской деревне, выпало ему тяжелое. В десятилетнем возрасте Байрон получил после смерти двоюродного деда наследство и титул лорда. Он закончил закрытую аристократическую школу Харроу и Кембриджский университет.
Байрон считал, что принадлежность к аристократии делает его ответственным за судьбы страны, более того — за судьбы мира. Едва вступив в палату лордов, он произнес речь в защиту разрушителей станков — бедных ткачей, которых технические усовершенствования обрекали на голодную смерть. В этой речи он назвал трудящихся «самой полезной частью населения», возложил вину за беспорядки на правящие классы. В дальнейшем он не только пером