ГЛАВА Х. Таможенное дело и таможенная политика Советской России и СССР (1917–1991)

Тема 1. Становление советской таможенной системы в 1917 – начале 20-х гг.

После февральской революции процессы советизации охватили

таможенную службу. Однако, таможенники старались позиционировать себя

вне какой-либо политической борьбы. Еще 1 сентября 1917 г. I съезд

таможенных служащих провозгласил лозунг: «Наш союз беспартийный».

После октябрьской революции комитет профсоюзов таможенных служащих

и низовые организации стали на платформу Советской власти. Советское

правительство, заботясь о защите экономических интересов страны на

границе, издало ряд постановлений, регулирующих таможенную службу.

В таможенные учреждения был направлен ряд распоряжений,

регламентирующих организацию таможенного контроля. Первым

правительственным документом, в котором закреплялись подчиненность

таможенных органов и их функциональные обязанности, а также порядок

ввоза и вывоза товаров, стало постановление СНК РСФСР от 29 декабря 1917

г. (11 января 1918 г.) «О порядке выдачи разрешения на ввоз и вывоз

товаров». В постановлении говорилось, что разрешения на вывоз за границу

и ввоз товаров из-за границы выдаются исключительно отделом внешней

торговли Комиссариата торговли и промышленности. Декретом СНК

РСФСР от 22 апреля 1918 г. «О национализации внешней торговли»,

торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов с

иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за

границей проводились от лица Российской Республики специально на то

уполномоченными лицами. Декрет запрещал всякие торговые сделки за

границей для ввоза и вывоза без ведома этих органов. Государство являлось

основным регулятором внешней торговли. Таможенные пошлины

рассматривались как вспомогательные средства.

Решение таможенных вопросов в торговле с другими странами

законодательно закреплялось в Конституции РСФСР 1918 г. Право

заключения таможенных и торговых договоров было отнесено к ведению

Всероссийского Съезда Советов и ВЦИК.

В годы развернувшейся в стране иностранной военной интервенции и

гражданской войны таможенные органы и таможенные учреждения России

продолжали выполнять свои функциональные обязанности в соответствии с

указаниями органов Советской власти в центре и на местах. Этому

способствовали революционные процессы, переход на сторону революции

значительной части пограничной охраны, большевизация армии и

демократизация таможенной охраны.

Анализируя работу таможенной системы в годы гражданской

войны, следует отметить, что на ее деятельность оказала влияние политика

военного коммунизма. Таможенная охрана в общей системе внешней

торговли занимала лишь подчиненное место. Был момент, когда подошли к

мысли совершенно отказаться от таможенной охраны и упразднить

таможенное ведомство. Был даже проект о превращении Московской

таможни в народные бани. Соответственно сокращались многие таможенные

учреждения, нарушалась система управления, уходили из таможен

квалифицированные кадры. И это объяснимо. Стремление к прямому

товарообмену в стране привело к тому, что Главное управление таможенного

контроля было переименовано в отдел в составе Материально-технического

управления Наркомата торговли и промышленности.

Таможенное ведомство превратилось в орган Наркомата внешней

торговли и не стало механизмом регулирования экономики финансов и

внешней торговли. Исключение составляют годы новой экономической

политики.

 

Тема 2. Развитие советской таможенной системы в годы НЭПа.

 

В связи с переходом к НЭПу и возросшей потребностью в развитии

внешнеторговых связей возникла острая необходимость в налаживании

таможенного механизма регулирования внешней торговли, использовании

возможностей тарифной политики в интересах защиты экономических

интересов государства. Особую роль здесь сыграл прорыв советским

государством внешнеполитической блокады весной 1922 г. на конференции в

Генуе. Еще до Генуэзской конференции были заключены торговые

соглашения с Англией (1б марта 1921 г.), с Германией (6 мая 1921 г.),

Норвегией (2 сентября 1921 г.), Италией (2б декабря 1921 г.). Наряду с

державами-победительницами на конференцию была приглашена и

побежденная Германия. Подписание Раппальского договора привело к

прорыву «санитарного кордона».

12 ноября 1923 г. на Главное таможенное управление, в соответствии с

положением о Народном комиссариате внешней торговли, утвержденном

ЦИК СССР, возлагались следующие задачи: организация и управление

таможенными учреждениями; участие в разработке международных

договоров и конвенций в части, касающейся таможенного дела; разработка

таможенного тарифа; наблюдение за осуществлением мероприятий по борьбе

с контрабандой через посредство таможенных учреждений за пределами

зоны, в которой эта задача возложена на органы ОГПУ; наблюдение за

выполнением всех законов и распоряжений по таможенной части; ведение

таможенной статистики. В соответствии с выполняемыми задачами была

создана и структура управления в составе пяти отделов: общего, тарифного,

оперативно-судебного, сметно-расчетного, статистического, а также

строительного бюро и инспекторской части.

8 января 1924 г. был создан правительственный документ,

регулирующий правовое положение таможенного дела СССР – Таможенный

устав СССР 1924 г. Он сыграл положительную роль в становлении

таможенной охраны и послужил основой дальнейшего совершенствования

нормативных документов и порядке осуществления государственного

таможенного контроля. Он закрепил сложившуюся систему управления

таможенным делом на всей территории страны и структуру таможенных

органов. Функции управления осуществлял Народный комиссариат внешней

торговли (НКВТ). В его состав входили Главное таможенное управление

(ГТУ) и Тарифно-таможенный комитет (ТТК). Предусматривалась

четырехзвенная таможенная структура: ГТУ и его отделения в союзных

республиках, районные таможенные инспекторские управления, таможни и

таможенные посты.

В сентябре 1925 г. были объявлены новое положение о ГТУ и его

новая структура. В состав ГТУ входили отделы: административно-

хозяйственный, тарифный, оперативный, борьбы с контрабандой, сметно- расчетный, статистический, а также инспекторская часть на правах отдела. 19

декабря 1925 г. были объявлены новые штаты ГТУ, а 13 сентября 1926 г. –

«Положение о Главном таможенном управлении». Изменения в

функциональных отделах диктовались расширением объема задач,

возлагаемых на ГТК в период НЭПа, а также потребностью в активизации

борьбы с контрабандой. 19 декабря 1928 г. был принят и введен в действие

Таможенный кодекс СССР.

Регулирование внешней торговли достигалось таможенными

пошлинами, системой лицензий, определенной политикой, постановлениями

по торговле. Операции Внешторга осуществлялись через созданные торговые

органы двух типов. К первому типу относились: Госторг (Государственная

экспортно-импортная контора), действующая на коммерческих началах;

Внешторг, на который, согласно Декрету СНК от 13 марта 1922 года,

возлагалась организация специальных акционерных предприятий - русских,

иностранных, комбинированных; семь объединений НКВТ по типу паевых

обществ, из них Нефтеэкспорт, Металлторг, Западолес, Северолес, Льноторг

имели право выхода на международный рынок. Второй тип – смешанные

общества с участием правительства и частных капиталов: Кожсырье,

Деруметалл (экспорт металла) – русско-германское; Дерутра – русско-

германское транспортное общество и др.

Таможенная политика Советской Республики строилась по принципу

промышленного протекционизма. Введение этой системы диктовалось

разрухой в стране, вызванной первой мировой и гражданской войнами, а

также экономической блокадой. Уменьшение размеров производства,

понижение покупательной способности, перемещение спроса от рынка к

домашнему производству сказались и на таможенной политике. Это был

объективный процесс. Но чрезмерный протекционизм задерживал развитие

рынка, отрицательно сказывался как на восстановлении и развитии

металлургической и металлообрабатывающей промышленности, так и на

искусственном поддержании элементов натурального хозяйства в сельской

местности.

 

 

Тема 3. Советская таможенная система в 30 – 80-е гг. XX в.

В 30-е гг. таможенная система теряет свое значение, которое оно

приобрела в 20-е гг. Связано это со свертыванием НЭПа, снижением

внешнеторгового оборота (почти в три раза к середине 30-х гг.). Таможенная

служба выполняла по сути функцию контролера, регистрирующего и

пропускающего товары и пассажиров через государственную границу. В

связи со снижением нагрузки наблюдается сокращение штата таможенной

службы – к середине 30-х гг. число таможенных служащих насчитывало

около двух тысяч человек.

Нападение фашистской Германии на СССР существенно изменило

данную ситуацию. Таможенной системе был нанесен серьезный ущерб.

24 таможни, расположенные на западных границах, оказались захваченными

гитлеровцами. С началом войны в ряды Красной Армии, ополчение и

партизанское движение ушло 9/10 личного состава.

На таможни возлагались новые задачи, в основном пропуск грузов,

поступающих по ленд-лизу и по линии Международного Красного креста. И

если в первый год войны эти грузы поступали в небольших количествах, то

начиная с 1945 г. они шли массовым потоком, что накладывало на личный

состав таможен дополнительную нагрузку. Основное количество грузов

проследовало через Архангельскую, Мурманскую, Владивостокскую,

Бакинскую, Джульфинскую, Гауданскую таможни, Красноводский

таможенный пост.

Разгром гитлеровской Германии открыл широкие возможности для

восстановления таможен на западных границах и в целом для укрепления

таможенной системы. В первые послевоенные годы таможенная система

состояла из Главного таможенного управления, в составе которого имелись

следующие отделы: кадров, транзитно-грузовой, почтово-пассажирский,

борьбы с контрабандой, таможенной статистики, таможенной информации,

тарифов и кодификации, финансовый, снабжения. При ГТУ имелась

инспекция отделения Главного таможенного управления, таможни,

таможенные посты. Таможни подразделялись на 3 класса. В союзных

республиках, краях, областях находились уполномоченные Министерства

внешней торговли.

В связи с расширением связей СССР со странами – участницами СЭВ,

с каждым годом увеличивался объем товарооборота и поток транспортных

средств через государственную границу. За 20 лет число транспортных

средств, следующих через границу, возросло почти в 9 раз. Если перевозки

грузов судами увеличились в 5 раз, то железно-дорожным транспортом –

лишь в 1,5 раза. Следовательно, увеличилась нагрузка на портовые таможни,

хотя штатная их численность в рассматриваемый период оставалась

практически неизменной. Количество иностранных туристов, следующих в

СССР, составило в 1951 г. – 5 37б4 чел., а в 1966 г. – 2 546 864 чел.

Правовое регулирование таможенных отношений в 60-х гг.

осуществлялась в соответствии с положениями нового Таможенного кодекса

СССР, принятого 5 мая 19б4 г. Кодексом предусматривались три главные

задачи таможенных учреждений: осуществление контроля за соблюдением

государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных

операций и борьба с нарушениями таможенных правил и контрабандой.

Соответственно этим задачам была построена структура Таможенного

кодекса, то есть его разделы, содержащие правовые нормы таможенного

дела.

Управление таможенным делом возлагалось на Министерство внешней

торговли СССР через Главное таможенное управление, которое являлось

частью государственного аппарата в сфере управления таможенным

контролем. Общие положения кодекса и его отдельные разделы

свидетельствуют о принципе централизации таможенного дела в СССР на

основе передачи прав в этой сфере союзных республик центральной власти.

Как и ранее, кодекс закреплял принцип, согласно которому таможенные

пошлины рассматривались как инструмент внешнеторговой политики.

Впервые министру внешней торговли предоставлялось право издавать

приказы и инструкции по таможенному делу, обязательные для всех

организаций и граждан.

В последующие годы ряд положений Таможенного кодекса был

пересмотрен и уточнен. В частности, Указом Президиума Верховного Совета

СССР в 1971 г. была усилена административная ответственность за

контрабанду валюты и валютных ценностей. Дополнительно к мере

наказания в виде конфискации выявленной контрабанды пассажиры могли

быть подвергнуты дополнительной санкции – штрафу. Ряд таможенно-

правовых документов был пересмотрен в связи с принятием Конституции

СССР 1977 г. В частности, были приняты новые Правила таможенного

контроля за вещами лиц, следующих через государственную границу. Эти

правила упростили процедуру таможенного досмотра. Указом Президиума

Верховного Совета СССР от 22 февраля 1978 г. была уточнена статья 57

Таможенного кодекса о разрешении пропуска в СССР переселяющихся на

постоянное место жительства. Некоторые права по определению перечня

предметов, ввозимых при переезде с соответствующей пошлиной,

предоставлялись МВТ СССР.

 

 

Тема 4. Реорганизация таможенной службы в годы перестройки.

В годы «перестройки» была предпринята попытка реорганизации

таможенной службы в новых условиях. В 1986 г. ГТУ было преобразовано в

Главное управление государственного таможенного контроля ( ГУГТК )

при Совете Министров СССР. Увеличение числа международных

перевозок и рост объема пассажирского сообщения обусловили рост

числа таможенных учреждений и вызвали необходимость структурной

перестройки органов управления таможенным делом. Ранее существовавшие

отделы ГТУ в рамках ГУГТК были преобразованы в управления. Среди них:

Управление организации таможенного контроля, Управление по борьбе с

контрабандой и нарушениями таможенных правил, Управление таможенного

права, Управление таможенной политики и внешних связей, Управление

материально-технического развития и социального обеспечения и др.

Наряду с функциональным принципом определения деятельности

структурных подразделений имел место и территориальный принцип.

Таможенные органы по дислокации делились на пограничные и внутренние.

По специфике деятельности местные учреждения подразделялись на

сухопутные, воздушные, морские (речные).

Юридическое закрепление отхода от принципа государственной

монополии внешней торговли, содержащееся в Постановлении Совета

Министров СССР от 11 декабря 1989 г., поставило перед ГУГТК задачу

формировать новую таможенную политику и современный механизм

таможенного контроля. Меняется функциональная направленность

таможенных органов. Приоритетные задачи, которые встали перед

ГУГТК, были: разработка нового таможенного законодательства,

отвечавшего реалиям либерализации внешней торговли; создание новых

таможен в местах сырьевых источников и производства товаров, а также

пунктов пропуска на путях движения экспортных и импортных товаров;

использование мирового опыта применения гармонизированной системы

описания и кодирования товаров; координация действий ГУГТК с

таможенными службами зарубежных стран по пресечению наркобизнеса. В

связи с этими изменениями происходит и обновление нормативной базы,

правового статуса и порядка деятельности таможенных органов в комплексе с попыткой обновления механизмов регулирования внешнеэкономических

связей. Однако отсутствие законодательной базы для перестройки системы

управления таможенным делом существенно осложняло осуществление

поставленных задач. Существенные изменения в организацию таможенного

управления внесли положения Таможенного кодекса СССР 1991 г. и Закона

СССР «О таможенном тарифе» 1991 г. согласно этим документам

предусматривалось создание двух координационных органов – Таможенно-

тарифного совета и Координационного совета по борьбе с международных

незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

 

 

Тема 5. Изменения в таможенном деле после 1991 г. и основные проблемы становления российской таможенной службы.

Обретение суверенитета, повлекшее за собой череду экономических

преобразований, принципиально изменило место и роль таможенных органов

в системе государственного управления РФ. В связи с этим 25 октября 1991

г. и была образована таможенная служба России.

Сложность работы, прежде всего, состояла в том, что с распадом СССР

России досталось всего лишь 20% действующих таможен, тогда как доля

товарооборота во внешней торговле превышала 50%. В этих условиях ГТК

России разработал программу развития таможенной службы России, которая

была одобрена правительством. Программой предусматривалось создание

сети таможенных учреждений внутри России и на ее границах,

компьютеризация таможенной службы на территории всей России,

техническое оснащение таможенных учреждений, переподготовка и

повышение квалификации сотрудников, решение социальных вопросов

работников таможенных учреждений.

Рассчитанная на несколько лет, программа предполагала создание на

территории России в 1992–1993 гг. 227 таможен, из них 201 внутри страны и

только 26 на границе. Планировалось привлечь на работу в таможенную

систему дополнительно к имеющейся численности (8 тыс.) таможенников

еще 15 тысяч. Только за 1992 году численность сотрудников таможенных

органов России возросла до 18,5 тыс. человек, а число таможенных

учреждений увеличилось с 200 до 400.

В связи с новыми подходами были пересмотрены взгляды на

таможенную политику. Ее основу составили три основополагающих

принципа. Первый из них состоял в том, что возрождался опыт

дореволюционной России. Таможенные органы совместно с другими

государственными структурами стали органами экономической защиты

новой России как внутри страны, так и на границе. Второй принцип исходил

из того, что таможенная служба нацеливалась на сближение с соседними

странами путем упрощения и унификации таможенных процедур в

соответствии с мировым опытом. Третий предполагал переориентировку

таможенного контроля с границы внутрь страны, где оформлялась основная

масса грузооборота. Уже в течение 1992 г. – 1 квартале 1993 г. возросла доля

внутренних таможен в общем количестве обработанных грузовых

таможенных деклараций с 67,9 до 81,5%, а доля пограничных, естественно,

сократилась с 32,1 до 18,5%.

В 1992 году был принят ряд мер по совершенствованию тарифов.

Вышедший 11 ноября 1991 г. указ Президента России «О либерализации

внешнеэкономической деятельности РФ» стал ключевым направлением

экономической политики. Вместе с тем реализация указа потребовала

совершенствования таможенно-тарифного регулирования и экспортного

налога со стороны Таможенного комитета, министерств экономики,

финансов, внешних экономических связей.

Являясь правопреемником таможенного органа СССР, ГТК России

продолжил контакты с Советом таможенного сотрудничества, Комиссией

европейских сообществ (с 1 ноября 1993 г. Комиссия Европейского Союза) и

таможенными органами стран Запад.


Раздел III. Список рекомендуемой литературы.

Источники

1. Таможенный кодекс РФ 1993 г. — М., 1993.

2. Таможенный кодекс РФ 2004 г. — М., 2004.

3. Таможенный кодекс ТС 2010 г.- М. 2010

4. Закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ.

5. О Государственном таможенном комитете РСФСР. Указ Президента РСФСР от 25 октября 1991г.

6. О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР. Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г.

7. Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. — СПб., 1841–1843. Т.I_V.

8. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI в. / Отв. ред. Б. Д. Греков, Л. В. Черепнин. — М., 1952–1964. Т. I–III.

9. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи. Археографической экспедицией Академии наук. — СПб., 1836. Т. I–IV.

10. Грамоты Великого Новгорода и Пскова. — М.; Л. 1949.

11. Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб., 1846–1875. Т. I–XII.

12. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей

XIV–XVI вв. / Под. к печати Л. В. Черепнин. — М.; Л., 1950.

13. Духовные и договорные грамоты князей великих и удельных /Под ред. С. В. Бахрушина. — М., 1909.

14. Законодательные акты Русского государства второй половины XVI – первой половины XVII века. Тексты. — Л., 1986.

15. Законодательные акты Русского государства второй половины XVI – первой половины XVII века. Комментарии. — Л., 1987.

16. История таможенного дела и таможенной политики России (907–811 гг.): Хрестоматия / Под общей ред. Н. М. Блинова. — М.,1995. Ч. 1.

17. Коваленко Г. М. Таможенная запись 1615 г. О взымании пошлин в Невском устье. — Новгород, 1998.

18. Новоторговый устав 1667 года // Российское законодательство X– XX вв. Законодательство периода становления абсолютизма. — М., 1986. Т. 4.

18. Памятники русского права / Под ред. С. В. Юшкова. — М., 1952–1963. Вып. I–VII.

19. Правда Русская. Тексты / Под ред. Б. Д. Грекова. — М.; Л., 1940. Т. I.

20. Российское законодательство X–XX веков. В 9 т. — М., 1984.

21. Россия. 1913 год. Статистико-документальный справочник. —СПб., 1995.

22. Русско_шведские экономические отношения в XVII веке. Сборник документов. / Сост. М. Б. Давыдова, И. П. Шаскольский, А. И. Юхт. — М.; Л., 1960.

23. Соборное уложение 1649 года: Текст. Комментарии. — Л., 1987.

24. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. — М., 1813–1824. Ч. 1–4; 1894. Ч. 5.

25. Судебники XV–XVI веков / Подг. текстов Р. Б. Мюллер, Л. В. Черепнина. Комментарии А. И. Копанева, Б. А. Романова и Л. В. Черепнина. — М.; Л., 1952.

26. Таможенная книга города Вологды 1634–1635 гг. / Сост. и автор

введения Е. Б. Французова, отв. ред. М. Я. Волков. — М., 1983.

27. Таможенное дело России. Сборник документов и материалов.

907–1721 гг. — М., 1997. Т. 1.

28. Таможенные книги Великого Новгорода 1610–1611 и 1613–1614

годов / Авторы введения В. А. Варенцов, Г. М. Коваленко. Под ред. акад. В. Л. Янина. — СПб., 1996.

29. Таможенные книги города Великие Луки 1669–1676 гг. / Подготовил к печати А. В. Юрасов. — М., 1999.

30. Таможенные книги Московского государства XVII в. Северный

речной путь: Устюг Великий, Сольвычегодск, Тотьма в 1633–1636, 1650–1656, 1675–1680 гг. / Под ред. А. И. Яковлева. — М.; Л., 1950–1951. Т. I–III.

31. Толстой Ю. Первые сорок лет сношений между Россией и Англией. — СПб., 1875..

32. Экономические связи между Россией и Швецией в XVII веке. — М., 1981–1982. Вып. I–III.

33. Экономические связи между Россией и Швецией в XVII веке:

Документы из советских архивов. — Москва; Стокгольм, 1978.

 

Основная литература

1. Блинов Н. М. Таможенная политика России X–XX вв. — М., 1997.

2. Бутов Я. В. Формирование и осуществление таможенной политики России во второй половине XIX в. — М., 1996.

3. Габричидзе Б. Н., Полежаев Д. М. Становление и развитие таможенной службы в советском государстве (1917–1991 гг.) // Государство и право. 1992. № 10.

4. Дзюбенко П. В., Кисловский Ю. Г. Таможенная политика России: Курс лекций. — М., 2000.

5. Дмитриев С. С. Возникновение и развитие советской таможенной системы // Социалистический таможенный контроль. 1967№ 3–4.

6. Иванов К. Е., Шумилов М. М. Таможенное дело в России. Учебное пособие для студентов колледжа. — СПб., 1995.

7. Ионичев Н. П. Внешние экономические связи России (IX – начало XX века): Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект-Пресс,

2001.

8. Калашников С. Д. Исторический опыт протекционистской таможенной политики России. 1877–1913 гг.: Учебное пособие. — М.,1996.

9. Кисловский Ю. Г. История таможни государства Российского. —М.: Автор, 1995.

10. Крихунов В. Н. Таможенная политика России и ее экономическая эффективность. 1877–1914. — М., 1999.

11. Марков Л. Н. Очерки по истории таможенной службы. — Иркутск, 1987.

12. Рабочая книга таможенника. — СПб., 1994. Вып. I.

13. Таможенное дело в России. X – начало XX вв. (Исторический очерк. Документы. Материалы). — СПб.: ПиК, 1995.

14. Таможня в системе государственной внешнеэкономической политики России: региональный аспект. — Оренбург, 1909

15. Шамахов В. А. Таможенная система как фактор роста экономического потенциала страны. — СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2000.

16. Шемякин А. И. История таможенного дела в России и Ярославский край. — Ярославль, 2000.

17. Шумилов М. М. История торговли и таможенного дела в России IX–XVII вв. — СПб.: «Синтез-Полиграф», 1999.

Дополнительная литература

1. Аграшенков А. В., Новиков А. Б., Шамахов В. А. Государственно-правовые аспекты таможенной политики Российской Федерации. — СПб., 1998.

2. Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. — СПб., 1999.

3. Андреев А. И. Новоторговый устав 1667 г. (К истории составления) // Исторические записки. 1942. Т. 13.

4. Базилевич К. В. К вопросу об изучении таможенных книг XVII в. // Проблемы источниковедения. 1936. Вып. 2.

5. Базилевич К. В. Коллективные челобитья торговых людей и борьба за русский рынок в первой половине XVII в. // Известия Академии наук СССР. Отд. обществ. наук. 1932. № 2.

6. Базилевич К. В. Новоторговый устав 1667 г. // Известия Академии наук СССР. Отд. обществ. наук. 1932. № 7.

7. Базилевич К. В. Таможенные книги как источник экономической

истории России // Проблемы источниковедения. 1933. Вып. 1.

8. Базилевич К. В. Элементы меркантилизма в экономической политике правительства Алексея Михайловича // Ученые записки МГУ. — М., 1940. Вып. 41.

9. Беляев И. Д. История Новгорода Великого от древнейших времен до его падения. — М., 1864.

10. Бернадский В. Н. Новгород и Новгородская земля в XV в. — М.; Л., 1961.

11. Билимович А. Д. Министерство финансов. Исторический очерк. — Киев, 1903.

12. Бобович И. М. Русско_финляндские экономические отношения накануне Великой Октябрьской социалистической революции (эпоха империализма). — Л., 1968.

13. Бунич Н. Л. Таможенное дело в первые годы советской власти // Таможенные ведомости. 1995. № 4–5.

14. Варенцов В. А. Торговля и таможенное управление Новгорода в XVI–XVII веках. Исторический очерк. Документы и материалы. Новгород, 1996.

15. Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней. — СПб., 1909.

16. Волков М. Я. Отмена внутренних таможен в России // История СССР. 1957. № 2.

17. Волков М. Я. Таможенная реформа 1753–1757 гг. // Исторические записки. 1962. Т. 71.

18. Гиндин И. Ф. Государственный банк и экономическая политика царского правительства в 70–80 гг. XIX века (1861–1892). — М., 1960.

19. Демкин А. В. Западноевропейское купечество в России в XVII в. — М., 1994. Вып. 1, 2.

20. Дубенцов Б. Б. Создание Санкт-Петербургской портовой таможни (первая треть XVIII в.) // Новый часовой. 1996. № 4.

21. Дякин В. С. К оценке русско-германского торгового договора

1904 г. // Проблемы истории международных отношений. — Л., 1972.

22. Ершов А. Д. Международные таможенные отношения: Учебное пособие. — СПб., 2000.

23. Захаров В. Н. Поставки западноевропейскими купцами оружия и военного снаряжения в Россию в начале XVIII в. // Проблемы истории СССР. — М., 1982. Вып. XII.

24. Захаров В. Н. Таможенное управление в России в XVII в. // Го_

сударственные учреждения России XVI–XVIII вв. / Под ред. Н. Б. Голиковой. — М., 1991.

25. Захаров В. Н. Торговля западноевропейских купцов в России в

конце XVII – первой четверти XVIII в. // Исторические записки. 1985. Т. 112.

26. Злотников М. Ф. Континентальная блокада и Россия. — М.; Л., 1966.

27. Казакова Н. А. Русско-ливонские и русско-ганзейские отношения. Конец XIV – начало XVI в. — Л., 1975.

28. Канкрин Е. Ф. Очерки политической экономии и финансов. — СПб., 1894.

29. Капустина И. В. Система регулирования внешней торговли в

Российской Федерации: Учебное пособие. — СПб.: СПб ТЭИ, 1998.

30. Каштанов С. М. Финансы средневековой Руси. — М., 1988.

31. Киняпина Н. С. Политика русского самодержавия в области

промышленности (20–50_е годы XIX века). — М., 1968.

32. Козинцева Р. И. Выработка первого русского тарифа и его редакции // Проблемы источниковедения. 1962. Т. 10.

33. Козинцева Р. И. От таможенного тарифа 1724 г. к тарифу 1731 г. // Вопросы генезиса капитализма в России. Сб. статей. — Л., 1960.

34. Козинцева Р. И. Участие казны во внешней торговле России в первой четверти XVIII в. // Исторические записки. 1973. Т. 91.

35. Козлов С. А., Дмитриева З. В. Налоги в России до XIX в.: Курс

лекций и материалы для семинарских занятий. — СПб., 1999.

36. Козлова Н. В. Коммерц_коллегия в 20–50_х годах XVIII в. // Государственные учреждения России XVI–XVIII вв. — М., 1991.

37. Козлова Н. В. Российский абсолютизм и купечество в XVIII веке. —М., 1999.

38. Колесов И. Н. Таможенная политика России за последнее время. 1850–1870. // Экономический журнал. — СПб., 1890. Кн. 4–5.

39. Копелова Ю. И. Таможенная война и вопрос о торговом договоре в русско-германских отношениях 1890–1894. // Автореферат дисс. канд. ист. наук. — Горький, 1950.

40. Корнилов Г. Д. Русско-финляндские таможенные отношения в

конце XIX – начале XX вв. Л., 1971.

41. Корякина Е. П. Программа социально-экономических преобразований П. И. Шувалова. // Автореферат дисс. канд. ист. наук. — М., 1992.

42. Костомаров Н. Очерк торговли Московского государства в XVI и XVII столетиях. — СПб., 1862.

43. Котошихин Г. К. О Московском государстве в середине XVII столетия. // Русское историческое повествование XVI–XVII веков. — М., 1984.

44. Кулишер И. М. История русской торговли до XIX века включительно. — Пг., 1923.

45. Кун Е. Развитие нашего таможенного обложения в последние десятилетия. — Пг., 1917.

46. Куприянова Л. В. Таможенно_промышленный протекционизм и российские предприниматели (40–80 годы XIX века). —М., 1994.

47. Лебедев Н. А. Таможенная и тарифная политика России XIX века. —М., 2002.

48. Лебедев Н. А. Таможенная и тарифная политика России: теоретики и творцы. — М., 2002.

49. Лист Ф. Национальная система политической экономии. — СПб.,

1891.

50. Лодыженский К. История русского таможенного тарифа. — СПб.,1886.

51. Любименко И. И. История торговых сношений России с Англией, XVI в. — Юрьев, 1912. Вып. 1.

52. Маньков А. Г. Законодательство и право второй половины XVII в. — СПб., 1998.

53. Маньков А. Г. Уложение 1649 года — кодекс феодального права России. — Л., 1980.

54. Международные связи России в XVII–XVIII вв. (Экономика,

политика, культура). Сб. статей / Отв. ред. Л. Г. Бескровный. — М., 1966.

55. Мельгунов П. П. Очерки по истории русской торговли IX– XVIII вв. — М., 1905.

56. Менделеев Д. И. Толковый тариф или исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 г. — СПб., 1892.

57. Мерзон А. Ц. Таможенные книги XVII в. — М., 1957.

58. Милюков П. Н. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. Изд. 2_е. — СПб., 1905.

59. Мулюкин А. С. Приезд иностранцев в Московское государство. Из истории русского права XVI–XVII веков. — СПб., 1909.

60. Никитинский А. И. История экономического быта Великого Новгорода. — М., 1893.

61. Никифоров Л. А. Русско-английские отношения при Петре I. — М., 1950.

62. Николаева А. Т. Отражение в уставных таможенных грамотах Московского государства XVI–XVII вв. процесса образования всероссийского рынка. // Исторические записки. — М., 1950. Т. 31.

63. Окунь С. Б. К истории таможенного тарифа 1850 г. // Вопросы

генезиса капитализма в России. — М., 1971.

64. Орешкин В. А. Внешнеэкономический комплекс России в условиях интеграции в мировое хозяйство. — М., 2002.

65. Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины в России. — Казань, 1850.

66. Остроухов П. А. Англо-русский торговый договор 1734 г. — СПб., 1914.

67. Павленко Н. И. Торгово-промышленная политика правительства

России в первой четверти XVIII в. // История СССР. 1978. № 3.

68. Погребинский А. П. Финансовая политика царизма в 70–80-х годах XIX в. // Исторический архив. 1960. № 2.

69. Покровский В. История торговли в России // Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона. — СПб., 1901. Т. 33.

70. Покровский В. И. К вопросу о последствиях для внешней торговли России торгового договора 29.01.94. — СПб., 1900.

71. Покровский В. И. К вопросу об устойчивости активного балансарусской внешней торговли. — СПб., 1901.

72. Покровский В. И. Краткий очерк внешней торговли и таможенных доходов России за 1856–1893 гг. — СПб., 1893.- С.34

73. Покровский В. И. Собрание известий по истории и статистике внешней торговли России. — СПб., 1902. Т. I.

74. Покровский С. А. Внешняя торговля и внешняя торговая политика России. — М., 1947.

75. Поляков В. Л. Таможенная политика в первой половине XIX века и ее влияние на развитие русской промышленности // Вопросы истории России XIX – начала XX в. — Л., 1983.

76. Постиндустриальный мир и Россия / Отв. ред. В. Г. Хорос, В. А. Красильщиков. — М.: Эдиториал УРСС, 2001.

77. Потанин В. В. Таможенная политика России 60_х годов XIX в. И русская буржуазия // Проблемы общественной мысли и экономической политики России XIX–XX веков. Сб. статей. — Л., 1972.

78. Потанин В. В. Тариф 1857 г. и таможенная политика России 1856–1860 гг. // Вестник Ленинградского унта. Серия истории, языка и литературы. Вып. 4. — Л., 1960. № 20.

79. Проблемы развития внешнеэкономических связей России на со_

временном этапе. — М.: ЭПИКОН, 2002.

80. Пронштейн А. П. Великий Новгород в XVI в. — Харьков, 1957.

81. Репин Н. Н. Внешняя торговля и социально-экономическое развитие России в XVIII в. (Архангелогородский и Петербургские порты). — Омск, 1989.

82. Репин Н. Н. Изменение объема и структуры экспорта Архангельского и Петербургского портов в первой половине XVIII в. // Промышленность и торговля в России XVII–XVIII вв. Сб. статей / Отв. ред. А. А. Преображенский. — М., 1983.

83. Репин Н. Н. К вопросу о связи внешнего и внутреннего рынка России во второй половине XVII – первой четверти XVIII в. (по материалам Архангельского порта) // Вестник МГУ. Серия IX.

История. 1970. № 6.

84. Репин Н. Н. Русские и западноевропейские купцы в России XVII–XVIII вв. (к вопросу о периодизации борьбы за рынок) // Торговля, промышленность и город в России XVII – начала XIXв.

Сб. статей / Отв. ред. А. А. Преображенский. — М., 1987.

85. Ротштейн Ф. А. Международные отношения в конце XIX в. — М.; Л., 1960.

86. Рубинштейн Н. Л. Внешняя торговля России и русское купечество

во второй половине XVIII в. // Исторические записки. 1955. Т. 54.

87. Рудченко И. Я. Исторический очерк обложения торговли и промыслов в России. — СПб., 1893.

88. Рухманова Э. Д. Архангельская торговля России (XVII в.) // Вопросы истории Европейского Севера. — Петрозаводск, 1980.

89. Рухманова Э. Д. Русско-шведская торговля по невскому пути и город Канцы (XVII в.) // Вопросы истории Европейского Севера. Межвузовский сборник. — Петрозаводск, 1976.

90. Рыбина Е. А. Иноземные дворы в Новгороде XII–XVII вв. — М.,1986.

91. Санников Л. И. Таможенная политика России по отношению к Германии накануне Первой мировой войны (1912–июль 1914). — Л., 1967.

92. Семенов Л. С. Таможенная политика и промышленная революция в 40–50_х годах XIX века // Вопросы истории России XIX – начала XX в. — Л., 1983.

93. Смирнов П. С. Национальная безопасность: вопросы торговой политики. — М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2001.

94. Соболев М. Н. История русско-германского договора. — СПб., 1915.

95. Соболев М. Н. Перестройка принципов торговой политики России в связи с вопросом о протекционизме. — Харьков, 1915.

96. Соболев М. Н. Таможенная политика России во второй половине XIX века. — Томск, 1911.

97. Суни Л. Финляндско-русские торговые отношения во второй

половине XIX века (1858–1885). — Тарту, 1963.

98. Тихонов Ю. А. Таможенная политика Русского государства с середины XVI в. до 60_х годов XVII в. // Исторические записки. 1955. Т. 53.

99. Тишков В. Н. Внешнеторговая политика: тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли: Учебное пособие. — СПб.: СПб ГУЭФ, 2001.

100. Торговля и предпринимательство в феодальной России. Сб. статей / Отв. ред. Л. А. Тимошина. — М., 1994.

101. Троицкий С. М. Финансовая политика русского абсолютизма во второй половине XVII и XVIII в. // Абсолютизм в России (XVII–XVIII вв.). — М., 1964.

102. Удовенко С. П. Таможенный тариф и регулирование внешней торговли: зарубежный опыт и российская практика. — СПб., 2000.

103. Устинов И. Н. Монополия внешней торговли России: аргументы «за» и «против» // Внешняя торговля. 2001. № 2–3. С. 4–8.

104. Флоря Б. Н. Привилегированное купечество и городская община в Русском государстве (Вторая половина XV – начало XVII в.) // История СССР. 1977. № 5.

105. Флоря Б. Н. Торговля России со странами Западной Европы в Архангельске (конец XVI – начало XVII в.) // Средние века. 1973. Вып. 36.

106. Хорошкевич А. Л. Торговля Великого Новгорода с Прибалтикой и Западной Европой в XIV–XV веках. — М., 1963.

107. Ценина Т. Т. Регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2001.

108. Чистякова Е. В. Новоторговый устав 1667 г. // Археографический ежегодник за 1957 г. — М., 1958.

109. Шамахов В. А. О кадровой политике таможенной службы Российской Федерации и программа ее реализация // Таможенный вестник. 1994. № 6.

110. Шапошников Н. Н. Таможенная политика России до и после революции. — М.; Л., 1924.

111. Шаскольский И. П. Русская морская торговля на Балтике в XVII в.

(Торговля со Швецией). — СПб., 1994.

112. Шаскольский И. П. Экономические отношения России и Шведского государства в XVII веке. — СПб., 1998.

113. Шепелев Л. Е. Торгово-промышленные ведомства России в пер_

вой четверти XIX в. // Английская набережная, 4. Ежегодник. — СПб., 2000.

114. Шумаков С. А. Древнерусские косвенные налоги // Сб. правоведения и общественных знаний. Труды юрид. Общ-ва при Московском университете. — М., 1897. Т. 7.

 

Вопросы к экзамену.

1. Торговля и торговые отношения в Древней Руси (IX – начало XIII в.).

2. Торговля Древней Руси с Византией (X – начало XIII вв.).

3. Восточная торговля Древней Руси (VIII–X вв.).

4. Денежное обращение, кредит и таможенное дело в Древней Руси

(IX – начало XIII в.).

5. Деньги русского средневековья (XII–XVII вв.).

6. Русские таможенные платежи (XIII – первая половина XVII в.).

7. Торговля и таможенное дело в Великом Новгороде (XII–XV вв.).

8. Торговое и таможенное право (XIII – первая половина XVII в.).

9. Уставные таможенные грамоты (конец XV – первая половина XVII вв.).

10. Русская торговля в XVI в.

11. Русская торговля в XVII в.

12. Русско-английские торговые отношения в XVI–XVII вв.

13. Русско-голландские торговые отношения в XVI–XVII вв.

14. Русско-шведские торговые отношения в XVI–XVII вв.

15. Челобитья русских торговых людей и ликвидация торгово-таможенных привилегий иностранцев в первой половине XVII в.

16. Торговый устав 1653 г.

17. Новоторговый устав 1667 г.

18. Таможенное регулирование внутренней торговли (по Новоторговому уставу 1667 г.).

19. Таможенное регулирование внешней торговли (по Новоторговому уставу 1667 г.).

20. Таможенная служба России в XVI–XVII вв.

21. Торговая и таможенная политика России в первой четверти XVIII в.

22. Таможенная служба страны в первой четверти XVIII в.

23. Таможенный тариф 1724 г.

24. Таможенное дело в России при преемниках Петра I (1725–1731).

25. Таможенный тариф 1731 г.

26. Морской пошлинный регламент или устав 1731 г.

27. Таможенная реформа П. И. Шувалова.

28. Таможенный тариф 1757 г.

29. Торгово-таможенная политика в период царствования Екатерины II.

30. Таможенный тариф 1766 г.

31. Таможенный тариф 1782 г.

32. Таможенная служба России во второй половине XVIII в.

33. Таможенно-тарифное регулирование в конце XVIII – начале XIX в.

34. Таможенный тариф и таможенный устав 1819 г.

35. Таможенно-тарифное регулирование в первой половине XIX в.

36. Таможенная служба России в первой половине XIX в.

37. Таможенный тариф 1850 г.

38. Фритредерство и протекционизм в первой половине XIX в.

39. Таможенный тариф 1857 г.

40. Таможенный устав 1857 г.

41. Таможенный тариф 1868 г.

42. Таможенная служба России во второй половине XIX в.

43. Политика таможенного протекционизма в конце 70–80-х гг. XIX в.

44. Таможенный тариф 1891 г.

45. Таможенный устав 1892 г.

46. Торгово-таможенные отношения России и Германии (1891–1904 гг.).

47. Таможенное дело в России в начале XX в.

48. Первые таможенные тарифы СССР 1922, 1924, 1927 и 1930 гг.

49. Таможенное дело и таможенная политика в России в 20-е годы.

50. Таможенный устав СССР 1924 г.

51. Таможенный кодекс СССР 1928 г.

52. Таможенный кодекс СССР 1964 г.

53. Таможенное дело в СССР (1930–1980-е годы).

55. Таможенный кодекс РФ 1993 г.

56. Таможенный кодекс таможенного союза 2010г.

56. Развитие таможенного дела в России в новейший период (1991–2010 гг.).

57. Основные направления международного сотрудничества России

в области таможенного дела.

58. Проблема вхождения России во Всемирную торговую организацию.

59. Тенденции и перспективы таможенного сотрудничества в рамках СНГ.

60. Исторический опыт таможенного дела в России и проблемы формирования современной торговой политики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: