ГЛАВА V. Таможенное дело и таможенная политика России в первой

Половине XVIII в.

Тема 1. Таможенное дело и таможенная политика в контексте преобразований Петра I.

К началу XVIII в. в Российском государстве законодательно была

закреплена единая тарифная система пошлин, что способствовало более

организованному сбору таможенных доходов и решению задач таможенного

оформления, что в условиях оживления торговли в начале XVIII в.

обеспечило совершенствование таможенного механизма. Вместе с тем,

объективно назревающие экономические реформы в Русском государстве,

возникновение рынка и внешнеэкономических связей требовали пересмотра

таможенного законодательства, как в плане правового обоснования

таможенных процедур, так и совершенствования и подготовки таможенных

кадров.

Развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства дало

внутренней торговле новый толчок, а выход в России к Балтийскому морю,

многочисленные внешнеполитические акции правительства (мирные и

торговые договоры с Турцией в 1700 г., с Данией – в 1709 г., с Пруссией – в

1717 г. и др.) открыли путь русским товарам в Европу. Значительная роль

здесь принадлежит Петру Великому. Однако большая часть его стараний по

развитию кораблестроения, горного дела, суконного, полотняного,

оружейного производств объяснялись больше нуждой в деньгах для военных

целей, чем стремлением развивать промышленность.

Значительный шаг вперед при Петре сделала и торговля. Если в 1703 г.

в Россию для торговли прибыло с товаром 113 кораблей, то в конце его

правления уже 453. Товаров в начале XVIII века вывозилось на сумму 1,3

млн. рублей, а привозилось на сумму не свыше 150 тыс. рублей. В конце

царствования Петра I вывозилось на сумму 2,75 млн. рублей, а привозилось

на 1,75 млн. рублей.

Однако русская торговля сохраняла, по преимуществу, пассивный

характер и вызывалась потребностями соседних народов. Русский купец не

обладал ни достаточной предприимчивостью, ни интеллигентностью, чтобы

завязать новые торговые отношения с иностранными государствами. Русские

сельскохозяйственные товары вывозило само государство. Оно сосредоточило в своих руках то тот, то другой важный в данный момент

предмет торговли. Продажа этих так называемых казенных товаров

составляла монополию государства, которое сделалось самым крупным

торговцем, хотя экспорт монополизированных товаров нередко отдавался на

откуп купцам или компаниям за определенную откупную сумму. К казенным

товарам принадлежали, например, пенька, льняное семя, сало, воск, деготь,

патока, икра и т.д. В страну ввозились сукно, сахар, шелк, вино и другие

товары. В 1715 г. было решено отменить казенные монополии, касавшиеся

внешней торговли. В 1719 г. в ожидании мира со Швецией все заповедные

товары отданы на свободную торговлю, за исключением поташа и смольчуга.

Петр был сторонником политики меркантилизма, при которой главной

задачей правительства считалось привлечение в страну возможно большего

количества драгоценных металлов. Для достижения этой цели, кроме

непосредственного запрещения вывоза золота и серебра, правительство

старается уменьшить ввоз и усилить вывоз товаров из государства. Такую

политику Петр проводил, конечно, не в силу понимания взаимосвязи

хозяйственно-политических явлений, а потому что она способствовала

накоплению средств для военных действий. В истории экономики со времен

Петра остался афоризм «деньги – артерия войны», характеризующий

меркантильную политику государства.

Развитие торговли требовало усовершенствования таможенного дела в

стране. Таможенными сборами с 1718 г. управляла учрежденная Петром I

Коммерц-коллегия. Для успеха там мероприятий необходимо было укрепить

границу. На Западе охрана границы была возложена на регулярные войска. В

конце царствования Петра I здесь существовало 11 морских крепостей

(Санкт-Петербург, Кронштадт, Шлиссельбург, Рига и др.) и 4 сухопутных

(Псков, Великие Луки, Смоленск, Брянск). Между крепостями и впереди них

были созданы цепи форпостов. Протекционистский тариф 1724 г. сдерживал

внешнюю торговлю и ослаблял приток там доходов. Кроме того, усилился

контрабандный ввоз товаров. В результате сенатом было принято решение

открыть доступ иностранным товарам. В 1725 г. и 1727 г. тарифы на ряд

товаров были снижены. В торговле с Англией для большинства товаров

устанавливался режим взаимного таможенного благоприятствования.

Поступления от там сборов несколько возросли. В петровский период

ежегодно в государственную казну поступало в среднем 500 тыс. руб. там доходов.

 

 

Тема 2. Политика промышленного протекционизма.

Особенность развития таможенного дела в Росси и формирования

таможенной политики как в начале XVIII века, так и в последующие годы

состояла в том, что таможенное дело, как механизм регулирования

экономики и торговли практически не функционировал, он решал в основном

лишь задачи получения таможенных сборов. Лишь 31 января 1724 года

механизм регулирования начал действовать в соответствии с протекционистским тарифом. В нем было установлено, что если внутреннее

производство какого-либо продукта достигает четвертой части количества

этого товара, ввозимого из-за границы, то пошлины должны равняться

четверти ценности его, если треть – пошлины должны составлять треть

стоимости. Если же государство производит продукт в размере половины

привоза, то пошлина составляла 50%. Если производство превышало привоз,

то пошлина устанавливалась в размере трех четвертей стоимости ввозимого

товара. Пошлина устанавливалась таким образом, что размер ее возрастал по

мере роста производства. В данном случае можно считать, что там пошлина

рассматривалась как премия производителям. Тарифом предусматривалось

наибольшее обложение в 75%. В соответствии с тарифом 1724 г. ввозимые

железо «не в деле», парусина, шелковые ткани, ленты, иглы, сухие кожи,

скатерти, салфетки, тафта, ленты, колпаки, очищенный воск, крахмал, поташ,

купорос, скипидарное масло, железо, пергамент облагались в 75% с цены.

Голландское полотно, бархат, золоченое и прядильное серебро – в 50%,

шерстяные ткани, кроме сукон, чулки, бахрому, рукавицы, писчебумажные

товары, стеклянные бутылки железное оружие – в 25% с цены. Обложение

остальных товаров преследовало фискальные цели: с готового женского

платья, зеркал, игрушек взималась пошлина 20%; с фарфоровой, фаянсовой,

медной и оловянной посуды — 10%.На товары, не производившиеся в

стране, в финансовых целях существовала умеренная пошлина от 10 до 4%:

на математические и хирургические инструменты, а также на очки пошлина

не начислялась.

На вывозимые из России товары существовала трехпроцентная пошлина, кроме промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для

российских фабрик (например, пряжа шерстяная и льняная), которые

облагались запретительной пошлиной. Этот тариф применялся сначала

только в портах, а затем и на сухопутной польской границе. Для портов

Балтийского моря остались в силе существовавшие тогда местные тарифы.

Оригинальность тарифа 1724 г. заключалась и в том, что перечень

привозных и отпускных товаров был составлен в алфавитной последовательности. Около половины из них были обложены адвалорными

пошлинами, остальные — пошлинами с меры и массы, исчисленными в

рублях и копейках. При этом система классификации товаров не отличалась

совершенством: товарные позиции соответствовали коммерческим

названиям товаров, без каких-либо дополнительных определений или

объяснений. Применение тарифа в отношении товаров, не поименованных в

росписи, значительно затрудняло работу таможенных чиновников.

Пошлину с привозных и отпускных товаров предусматривалось взимать

ефимками, считая каждый ефимок по 50 коп. При этом русские купцы не

имели преимуществ перед иностранными. Если же они не имели ефимков, с

них следовало брать российскими деньгами по 125 коп. за ефимок, однако

если собственные товары российских купцов вывозились ими же на их

собственных кораблях, с них взималась только третная пошлина (одна треть

отпускной пошлины) и то русскими деньгами, считая по 90 копеек за

ефимок. При вывозе тех же товаров на тех же условиях через Архангельск

пошлина взималась в половинном размере и тоже российской монетой.

Этой привилегией могли воспользоваться исключительно российские подданные.

Иностранцы были лишены возможности отправлять за море свои товары с убавкой пошлины. Их попытки вывезти из России товары с помощью российских купцов, выдававших их за свои, строго пресекались. Товары, незаконно вывозившиеся из страны без уплаты таможенных пошлин, в полном объеме подлежали конфискации с передачей одной трети

конфискованного доносчику. Те же иностранные товары, которые ввозились

российским купцами под российским же флагом, подлежали одной трети

привозной ефимочной пошлины, которая исчислялась против цены отпуска

Протекционистский, покровительственный тариф 1724 г. просуществовал

до 1731 г., когда был принят новый тариф. В соответствии с ним на товары,

не производившиеся в стране, вводилась умеренная пошлина от 4 до 10%, на

производившиеся – до 20%. Тариф 1731 г. совершенно исключал

возможность покровительственной системы, в которой так нуждалась

нарождавшаяся русская промышленность. Структура отпускной торговли в

этот период составляла отпуск товаров и рукоделий служащих – 49,9%,

изделий – 34,9%, мягкой рухляди и разных вещей – 9,4%, шелка и китайки –

5,2%, жизненных припасов – 0,6%. По предметам привоза изделия

составляли 43,7%, жизненные припасы – 25,3%, товары и рукоделие для

служащих – 22,6%, разные товары – 7,7%, мягкая рухлядь – 0,7%. В 1731 г. в

России был принят Морской пошлинный устав, регламентирующий порядок

захода иностранных судов в порты. Это способствовало защите таможенных

интересов на море и более успешной борьбе с контрабандой. Указом 174б

года была установлена ширина зоны территориальных вод. Она определялась

дальностью пушечного выстрела. В пределах территориальных вод

таможенники имели право высаживать на судно свои команды, осматривать

товары, опечатывать люки, то есть проводить все таможенные операции по

оформлению товаров и предотвращению контрабанды. При убытии

иностранного судна от капитана команды требовалось известить местные

власти и таможенников и, только с их разрешения, после соответствующего

оформления, выходить в открытое море.

 

 

Тема 3. Таможенная реформа П.И. Шувалова.

Внутренняя политика второй половины 40-50-х гг. во многом связана с

деятельностью графа П.И.Шувалова, ставшего фактически руководителем

елизаветинского правительства. По его инициативе была проведена

переориентация бюджетных поступлений с прямого обложения на косвенное.

Это позволило увеличить доходы казны. Он почувствовал, что пришло время

очередной таможенной реформы. Важнейшим мероприятием в области

таможенной политики явилась ликвидация таможенных ограничений внутри

страны. Русское государство, политическое становление которого произошло

еще в XV-XVI вв., в экономическом отношении до середины XVIII в. Оставалось раздробленным. В каждой области взимались провозные и торговые пошлины.

Кроме «мытов», «перевозов», «мостовщины» и др. существовало еще

множество всяких «мелочных сборов», сильно стеснявших внутреннюю

торговлю.

Это был очень смелый, прогрессивный шаг. Достаточно вспомнить, что во Франции внутренние таможенные барьеры были ликвидированы лишь в

результате революции 1789–1799 годов, а в Германии – только к середине XIX века. Доклад Шувалова, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста 20 декабря 1753 года.

Помимо огромной государственной пользы это мероприятие принесло

немалую выгоду и его инициатору: он сам получил возможность для более

активной торгово-промышленной деятельности и, кроме того, принял богатые подношения от обрадованного купечества. Потери казны от отмены внутренних таможенных сборов были с избытком возмещены увеличением пошлин на ввозимые товары, что также послужило интересам российских купцов и промышленников.

В 1753-1754 гг. внутренние пошлины, а также все 17 «мелочных сборов» были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в портовых в пограничных таможнях в размере 13 копеек с 1 рубля стоимости (дополнительное обложение внешней торговли должно было, по мнению Шувалова, компенсировать бюджетную недостачу из-за отмены внутренних пошлин и сборов). В 1754 г. был издан табель нормальных цен, на основании которой производился расчет нового сбора.

В отличии от «ефимочной» пошлины, взимавшейся согласно тарифу 1731 г. в золотой валюте, 13%-я пошлина уплачивалась российскими «ходячими деньгами», что чрезвычайно осложняло работу таможенных чиновников.

Несообразность такого порядка была очевидна. Однако она не могла быть преодолена лишь путем общего пересмотра тарифа 1731 года. К этому

побуждало и то, что, во-первых, в прежний тариф при Елизавете Петровне было внесено немало изменений; во-вторых, в нем не значились многие импортные товары, впервые появившиеся на российском рынке после 1731 г.; в-третьих, ставки пошлин все менее отвечали своему первоначальному назначению из-за изменения цен на товары; в-четвертых, тариф 1731 г., исходивший из идеи либерализации внешней торговли, не соответствовал протекционистским настроениям Елизаветы Петровны и ее приближенных, их стремлению оказывать систематическое покровительство всему национальному.

Пересмотром тарифа в 1754-1757 гг. занималась особая комиссия,

учрежденная при Сенате. Ею была разработана система пошлин, по характеру близкая к установленной тарифом 1714 г. Во многих случаях основанием для назначения окладов по новому тарифу служила ссылка на таможенные пошлины 1724 г. Согласно тарифу 1757 г. размер таможенного обложения ввозимых фабрично-заводских изделий устанавливался в зависимости от освоенности их производства в России. При этом пошлинная ставка повышалась одновременно с повышением степени обработки сырья. Ввозимые товары облагались 17,5-25%-й адвалорной ставкой («ефимочной» пошлиной), а также «внутренней» пошлиной, которая взималась в портовых и пограничных таможнях. В сумме это составляло 30-33% к стоимости импорта.

Тариф 1757 г. оказался неудобным в практическом отношении. Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и «ходячими» деньгами.

Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось

таможенное оформление однородных товаров, затрудняли Dн1087 применение тарифа.

Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз. В целях борьбы с контрабандой в 1754 г. была учреждена пограничная

стража как особый корпус войск, охранявших границу на Украине и в

Лифляндии. В том же году на государственной границе были установлены

таможенные объездчики. Для того, чтобы заинтересовать объездчиков в поимке контрабандистов, было определено воздавать им четвертую часть

конфискованных товаров.

Таможенная реформа увенчалась успехом для казны: в 1753 г. таможни дали 1.5 млн. руб., а в 1761 г. 5.7 млн. руб. Был ускорен процесс складывания

всероссийского рынка, быстро развивалась внутренняя торговля. Правительство Елизаветы всячески поощряло развитие внешней торговли, сочетая эту линию с политикой протекционизма. За период с 1725 г. по 1760 г. российский экспорт вырос с 4,2 до 10,9 млн. рублей, а импорт – с 2,1 до 8,4 млн. рублей. Внешняя торговля России была ориентирована преимущественно на Западную Европу, где ее ведущим партнером была Англия. В Европу уходило главным образом сырье – конопля и лен, в меньшем объеме – уральское железо и полотно.

Закупались же там преимущественно предметы роскоши, шелковые ткани и тонкое сукно, ювелирные изделия, чай, кофе, вино, пряности.

В целом торгово-экономическая политика администрации императрицы

Елизаветы была успешной и, безусловно, благоприятствовала развитию России. Здесь Елизавета Петровна добилась больших результатов, нежели в собственно внутренней политике, где по-прежнему продолжалось смешение властей, процветали фаворитизм, коррупция и бюрократизм.


ГЛАВА VI. Таможенное дело и таможенная политика России во второй

Половине XVIII в.

Тема 1. Таможенная политика Екатерины II: от протекционизма к

Фритредерству.

К середине XVIII в. таможенное дело стало централизованным и

осуществлялось на основе единой таможенной политики. Основные идеи,

заложенные в законодательных документах по таможенному делу на первом

этапе таможенной реформы, получили реализацию и дальнейшее развитие.

Этому способствовала преобразовательная деятельность в российском

государстве и издание ряда указов Екатерины II, направленных на

переустройство управления страны, установление казенных цен на товары,

отмену отпусков, введение росписи доходов и расходов, издание манифеста

против взяточничества. Завершено было дело о секуляризации населенных

церковных имений. В 1765 г. была создана комиссия о государственном

межевании и капитальном деле. Были упорядочены губернские учреждения,

административные, финансовые и судебные органы. При Коммерц-коллегии

была Главная над таможенными сборами канцелярия, которую возглавил

Президент Коммерц-коллегии граф Э.Миних.

Вторая половина XVIII в. характеризуется в основном

фритредерскими тенденциями, которых придерживались правящие круги

России. Новый тариф 1757 г. также колебался от фритредерского к

протекционистскому.

Его пошлины составляли 5–8 копеек с рубля ефимками. Ценовое

значение пошлин составляло 12,5 – 20% с цены товара. Кроме пошлин,

иностранные товары дополнительно облагались специальным налогом от 6

до 16%. Следовательно, пошлины составляли 18,5 – 36%. Некоторые товары

были обложены пошлинами в размере до 60–80% стоимости товара.

На отпускные товары устанавливались небольшие пошлины.

С принятием тарифа 1766 г. в таможенной политике наметились новые

тенденции. Они формировались под воздействием Екатерины II, которая

исходила из учения физиократов о том, что «земледелие есть первый и

главный труд, к которому людей поощрять должно, второй есть рукоделие из

собственного произрощения».

Пошлины по новому тарифу составляли 12–30%. Наиболее дорогие

товары с целью противодействия контрабанде были обложены незначительными пошлинами. Тариф не в полной мере способствовал

развитию промышленности в России. Таможенные доходы накануне его

принятия составили 2881 тыс. рублей.

Дальнейшая либерализация таможенной политики, получившая

отражение в указе 1767 г. и манифесте 1775 г., способствовала развитию

предпринимательства в России. В связи с принятием тарифа 1 марта 1767 г. в

указе, адресованном Сенату, говорилось, что тариф издан в связи с

недостатками в прежнем, «которыя коммерцию российскую удаляют от

цветущего ея состояния». Тариф этот составлен был без надлежащих правил

и изобилует великим неравенством пошлин, положенных на товары равной

надобности.

По тарифу запрещался ввоз следующих товаров: хлебного вина,

французской водки, иностранной соли, бархата, тафты, парчи, шелковой

бахромы, шелковых лент, галунов, меха, а также мышьяка и некоторых

других ядов. Запрещался отпуск (вывоз) золота и серебра в монетах, в

слитках и в деле, леса, пороха, селитры, пряжи льняной и накатной из чистой

и чесаной пеньки, пакли. Высокой пошлиной был обложен итальянский шелк

– 24 руб. 75 коп.

На направленность таможенной политики в рассматриваемый период

оказывали влияние внешнеполитические акции иностранных государств, их

стремление затормозить развитие экономики России и препятствовать

расширению торговли. Русское правительство было поставлено в

необходимость изменить свою таможенную политику сообразно

требованиям и домогательствам тех государств, сближение с которыми было

желательно. Это нашло свое отражение в тарифе 1782 г., который освободил

множество товаров от пошлин. Средний таможенный сбор составил около

10%. В таможенной политике наметился либерализм.

 

 

Тема 2. Реформирование таможенной службы.

Заботой государства являлась охрана границы, как в политическом, так

и в таможенном отношении. Острота вопроса объяснялась тем, что граница

практически была открыта для контрабандистов.

Форпосты находились друг от друга на значительном расстоянии, их

охрана, состоящая из престарелых гарнизонных солдат и малороссийских

казаков, не справлялась с возложенными на них задачами. Мало того,

ответственность за задержание контрабанды офицеры и надзиратели нередко

находились в сговоре с контрабандистами, помогали им в тайном провозе

товаров. Контрабанда шла через западные рубежи государства широким

потоком.

Узнав, что задержанная контрабанда – это лишь маленькая часть

огромной массы товаров, отбывающих за рубеж и ввозимых в Россию мимо

таможен, Екатерина II повелевает Сенату подготовить закон по созданию

специальной таможенной стражи, главная цель которой состояла бы в

закрытии границ и задержании провоза контрабанды.

Именным указом Екатерины Сенату от 27 сентября 1782 г. «Об учреждении особой Таможенной пограничной Цепи и стражи для

отвращения потаенного провоза товаров» в каждой западной пограничной

губернии учреждалась таможенная пограничная стража. Она состояла из

таможенных объездчиков и пограничных надзирателей в таможнях.

Таможенные объездчики принимались на службу советником казенной

палаты (губернского коллегиального органа Министерства финансов по

департаменту государственного казначейства) «добровольно по контракту с

надлежащими свидетельствами от тех мест, где они службу отправляли или

жительство имели, об их добром поведении и с поручительством надежным».

Предполагалось иметь 2 объездчиков на каждые 10 верст и одного

таможенного пограничного надзирателя на каждые 50 верст по границе.

Таможенные объездчики должны были находиться на местах им отведенных, на дорогах или тропинках или в других местах удобных для проезда, таможенные надзиратели на каждых пятидесяти верстах по границе при дороге, где как для тех, так и для других должно быть устроено жилище. В тех местах, где будут по границе реки и озера, необходимо было иметь одно или несколько легких гребных судов. Таможенные объездчики обязаны были ежедневно один – днем, другой ночью объезжать порученное им расстояние для предотвращения попыток перехода границы. Если объездчик не в состоянии был сам задержать контрабандистов, он должен был преследовать их до ближайшего селения и там обращаться за помощью к местным властям, а затем доложить об этом надзирателю.

Поиск контрабанды стимулировался передачей части конфискованных

товаров в пользу задержателей. Так же за поимку таможенником беглого

солдата или крестьянина полагалась награда по три рубля за человека.

Таможенный надзиратель должен был объезжать порученное ему расстояние

и наблюдать за объездчиками. Для более удобного наблюдения за провозом

товаров через границу в наместничествах Киевском, Могилевском и

Полоцком надлежало иметь по одной таможни в месте учрежденном генерал-

губернатором. Таможенная стража, как и таможни, находилась в ведении

казенных палат. По прошествии года таможенных надзирателей и

объездчиков переводили с одного места на другое. Советник казенной

палаты таможенных дел должен был осматривать таможню и пограничную

стражу минимум три таза в год, поправлять все недостатки и наказывать

виновных.

Однако, в скором времени обнаружилась недостаточность принятых

мер. В стремлении остановить контрабандный поток правительство

Екатерины II пошло на крайность, издав 26 июня 1789 г. указ о запрещении с

10 сентября привоза, ввоза и пропуска «в границы российския» всякого рода

шелковых, шерстяных, бумажных и прочих иностранных товаров «сухим

путем через таможни, в наместничествах Полоцком, Могилевском, Киевском

и Екатеринославском» (т. е. через сухопутные таможни по западной

границе). Сильная сторона принятого решения заключалась в том, что

«всякому таможенному служителю, объездчику, надзирателю, також всем и

каждому, какого бы звания ни был» даже за содействие в поимке или

обнаружении контрабанды полагалась награда в виде конфискованного

товара за вычетом ввозной пошлины.

Тема 3. Таможенная политика конца XVIII в.

Начиная с первых лет царствования Екатерины II, шло постепенное

уменьшение пошлин. В 1782 г средний размер пошлин составлял 11%, а самая низкая 2 – 3,5%. Однако в период её правления очень страдала внутренняя и заграничная торговля. Тариф 1766 г. был проникнут идеями умеренного протекционизма, а 1782 г. – физиократизма. Эти быстрые перемены не позволяли устраивать фабрики и заводы т. к. был риск потерпеть убытки. Это свидетельствует так же о том, что таможенная политика в рассматриваемый период характеризуется непоследовательностью и нестабильностью. Однако все принятые меры способствовали усилению товарооборота и росту внешнеторговых центров, хотя доля России во внешней торговле не соответствовала её потенциалу.

Тем не менее, существенное влияние на изменение таможенной

политики России в конце XVIII века оказали революционные события во

Франции. 10 августа 1792 г. там была свергнута монархия, через два дня

семья короля оказалась под стражей; 20 сентября войска интервентов,

вторгшиеся во Францию, потерпели сокрушительное поражение при

Вальме; 21 января 1793 г. состоялась казнь бывшего короля Людовика XVI.

Это событие потрясло монархическую Европу.

8 февраля 1793 г. Екатериной II был подписан указ «О прекращении

сообщения с Францией, по случаю произшедшаго в оной возмущения и

умерщвления короля Людовика XVI, и о высылке французов из России,

изключая тех, которые под присягою отрекутся от революционных правил,

во Франции распространившихся», прекративший действие российско-

французского торгового договора 1786 г. и наложивший запрет на заход в

российские порты судов под французским национальным флагом. Равным

образом российским купцам и судовладельцам запрещалось посылать их

торговые суда во французские порты.

Спустя два месяца, 8 апреля, правительство Екатерины II было принято

решение о пресечении ввоза в Россию «французских товаров как на

российских и на иностранных судах, так и сухим путем». Одновременно под

предлогом точного и неукоснительного исполнения указа, предотвращения злоупотреблений и подлогов «в привозе запрещаемых товаров, под названием будто бы в других местах выделываемых», утверждалась роспись

иностранных товаров, которые были запрещены к привозу в Россию через

портовые и сухопутные таможни.

Императрица также приняла меры к организации новой

антифранцузской коалиции. В марте 1793 г. была подписана конвенция

между Россией и Англией об обоюдном обязательстве оказывать друг другу

помощь в борьбе против Франции, согласно которой запрещался отпуск во

Францию хлеба и других продовольственных товаров, закрыть свои порты

для французских судов и препятствовать торговле Франции с нейтральными

странами. Эти меры были также распространены на торговлю с Голландией и

другими государствами, оказавшимися в зависимости от Франции. Указом от

20 мая 1796 г. голландским судам закрывался доступ в российские порты.

Это было первым в истории страны 18 века случаем, что политические

соображения повлияли непосредственно на постановления о заграничной

торговле. Таким образом, Екатерина II отказалась от фритредерского курса,

которого придерживалась большую часть своего правления. При этом

следует отметить, что политические соображения тесно переплетались с

экономическими. Это ярко проявилось на примере торговых отношений с

Англией. Сблизившись с англичанами в борьбе с французской революцией

Екатерина возобновила торговый договор с Британией 1766 г., не высказав

при этом требований к англичанам признать принципы вооруженного

нейтралитета. С другой стороны, она запретила всякую торговлю с

Францией, но воспользовалась также возможностью ограничить ввоз в

Россию большого количества импортных товаров из других стран,

подрывавших российскую промышленность благодаря либеральному тарифу

1782 г. Жертвой этого нового протекционизма пала английская полосатая

ткань для нижних юбок, а вместе с ней фарфор, зеркала, карты и многие

предметы роскоши - дорогая одежда, шляпы, перчатки и т.п.

Составленный в 1795 г. тариф должен был вводиться с 1 января 1797 г.,

но был пересмотрен. В 1796 году пошлины вновь стали взиматься ефимками,

были отменены льготы, как русским, так и иностранным купцам. Тариф 1797

г. практически повторил положение 1792 г. с небольшим повышением

пошлин на некоторые иностранные товары, которые составили с пуда

персидского шелка сырца – 16,32 коп., китайского – 40 руб. 80 % коп.

Незначительной пошлиной были обложены русские мануфактурные изделия.

Пошлины взимали ефимками, считая в фунте по 14 ефимков, или

русскими серебряными деньгами, считая каждый ефимок 1 руб. 25 коп., а

другую половину – российской ходячей монетой. В 1796 году таможенный

доход составил 7 млн. 500 тыс. руб., а в 1802 г. поступления в

государственный банк от таможни достигли 8 млн. 750 тыс. рублей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: