1. Заполните данными и рассчитайте таблицу согласно варианту.
2. Создайте нумерацию столбиков и строк, с помощью маркера автозаполнения и клавиши CTRL.
3. Создайте автосписок для заполнения первой или второй колонки таблицы.
4. Проанализируйте данные с помощью диаграмм.
5. Скопируйте таблицу на Лист 2. Установите режим вывода формул.
6. Переименуйте Лист 2 дав ему имя Формулы.
7. Подготовьте созданные документы в печать в режиме Предварительный просмотр:
8. ориентация страниц – альбомная;
9. колонтитулы: верхний - дата создания, нижний – фамилия студента и группа.
10. Распечатайте созданные документы.
11. Сохраните файл на диске, дав ему имя (фамилия студента).
Вариант №1
Сведения реализации товаров
№ п/п | Наименование товара | Количество упаковок | Цена упаковки (руб.) | Сумма товара | Сумма наценки | Сумма продажи с учетом торговой наценки | |
1. | |||||||
* | * | * | |||||
* | * | * | |||||
Итог: | * | * | * | * | |||
Торговая наценка | 20% | ||||||
1. Построить круговую диаграмму анализа сумм товара.. Расположить на одном листе с таблицей.
|
|
2. С помощью гистограммы сделать сравнительный анализ суммы товаров и сумм продажи с учетом наценки. Расположить на отдельном письме.
Вариант №2
Расчет прибыли
Статья дохода | Первый квартал | Вместе | Удельный вес | ||
январь | февраль | март | |||
Компьютеры | * | * | |||
Комплектующие | * | * | |||
Программное обеспечение | * | * | |||
Доход всего: | * | * | * | * | |
Статьи затрат | |||||
Реклама | * | * | |||
Аренда | * | * | |||
Налоги | * | * | |||
Затраты всего: | * | * | * | * | |
Прибыль: | * | * | * | * |
1. Построить круговую диаграмму анализа дохода за первый квартал. Расположить на одном письме с таблицей.
2. Построить гистограмму сравнения затрат февраля и марта. Расположить на отдельном письме.
Примеры задач по теме «Табличный процессор MS Excel. Анализ данных с помощью сводных таблиц»
1. Заполните таблицу согласно варианту.
2. Рассчитайте ячейки где содержатся звездочки (*).
3. Создайте сводные таблицы согласно вариантам задач.
4. Для третьей сводной таблицы постройте объемную диаграмму.
5. Выполните фильтрацию данных в начальной таблице с помощью автофильтра.
6. Сохраните файл на диске, дав ему имя (фамилия студента).
Вариант № 1 Сведения о поставке продукции | |||||||||||||
Дата | Количество | Товар | Страна поставщик | Цена за единицу | Сумма | ||||||||
Январь | 30 000 | Пуговицы | Франция | * | |||||||||
Январь | 240 000 | Застежки | Италия | * | |||||||||
Февраль | 121 000 | Пуговицы | Франция | 1,7 | * | ||||||||
Январь | 98 000 | Пуговицы | Франция | 1,7 | * | ||||||||
Март | 345 000 | Застежки | Италия | * | |||||||||
Февраль | 215 000 | Пуговицы | Канада | * | |||||||||
Март | 480 000 | Застежки | Франция | 6,8 | * | ||||||||
Январь | 212 000 | Пуговицы | Италия | 3,6 | * | ||||||||
Апрель | 420 000 | Пуговицы | Канада | 4,5 | * | ||||||||
Май | 540 000 | Пуговицы | Франция | 1,7 | * | ||||||||
Май | 311 000 | Пуговицы | Италия | 3,6 | * | ||||||||
Июнь | 120 000 | Застежки | Канада | * | |||||||||
Май | 98 000 | Пуговицы | Франция | 1,7 | * | ||||||||
Май | 300 000 | Пуговицы | Италия | 3,6 | * | ||||||||
Июнь | 120 000 | Застежки | Италия | * | |||||||||
Вместе: | * | ||||||||||||
Используя мастер сводных таблиц создайте сводные таблицы: | |||||||||||||
a) Суммы поставок товаров по странам поставщицам и товарам в разрезе дат. | |||||||||||||
b) Поставок товаров с определением минимальной цены и среднего количества. | |||||||||||||
c) Максимального количества продукции по товарам и странам в разрезе наименований товаров. | |||||||||||||
Вариант № 2 Данные о прибыли за год | |||||||||||||
Месяц | Отдел | Доход | Затраты | Рентабельность (гр.3/гр.4) | Прибыль (гр.3 - гр.4) | ||||||||
Январь | обувь детская | 127 735 | 45 495 | * | * | ||||||||
Февраль | обувь детская | 127 246 | 47 710 | * | * | ||||||||
Март | обувь детская | 127 289 | 48 402 | * | * | ||||||||
Апрель | обувь детская | 127 169 | 47 217 | * | * | ||||||||
Май | обувь детская | 131 330 | 49 082 | * | * | ||||||||
Июнь | обувь детская | 130 996 | 49 862 | * | * | ||||||||
Июль | обувь детская | 131 054 | 51 872 | * | * | ||||||||
Август | обувь детская | 135 284 | 61 427 | * | * | ||||||||
Сентябрь | обувь детская | 138 903 | 62 342 | * | * | ||||||||
Октябрь | обувь детская | 136 368 | 62 353 | * | * | ||||||||
Ноябрь | обувь детская | 135 199 | 60 571 | * | * | ||||||||
Декабрь | обувь детская | 135 144 | 59 848 | * | * | ||||||||
Январь | одежда женская | 400 000 | 256 354 | * | * | ||||||||
Февраль | одежда женская | 558 654 | 425 862 | * | * | ||||||||
Вместе | * | ||||||||||||
Используя мастер сводных таблиц создайте сводные таблицы: | |||||||||||||
a) Общего дохода и общих затрат по отделам в разрезе месяцев. | |||||||||||||
b) Средней прибыли и средней рентабельности по месяцам в разрезе отделов. | |||||||||||||
c) Минимальных затрат и доходов по отделам в разрезе месяцев. | |||||||||||||
|
|
Примеры задач по теме «Табличный процессор MS Excel. Использование стандартных функций»
Вариант 1.
1. Создайте таблицу и отформатируйте ее по образцу.
2. В столбик Наименования продукции ввести наименование продукции с помощью созданного автосписка.
3. В столбике Дата изготовления введите дату (текущий год) согласно формату дд/мм/гггг.
4. В столбике Срок пригодности введите дату согласно формату дд/мм/гггг (дата текущего года. Дата изготовления < Срок пригодности).
5. В столбике Цена ввести цену произвольно (5¸50)
6. В столбике Количество дней товара от даты изготовления рассчитать сколько дней хранится товар от даты изготовления на это время с помощью функций с категории Дата и время.
7. В столбике Скидка с помощью функции с категории Логические предоставить уценкупо следующим условиям:
для товарной группы пирог и булка, где количество дней от даты изготовления более 4 дней – 40%;
для товарной группы пирожки, где количество дней от даты изготовления от 2 дней до 4 дней – 20%;
в другом случае – 5%.
8. Рассчитать столбик Цена с учетом акционной скидки.
9. В ячейках где указанная * рассчитать данные с помощью функции с категории Статистические.
10. Скопировать таблицу на новый лист, переименовать его в Формулы и вывести данные в режиме формул.
Наименование продукции | Товарная группа | Дата изготовления | Цена | Срок пригодности | Количество дней товара от даты изготовления | Скидка (%) | Цена с учетом акционной скидки |
Пирог Ромашка ассорти | Пирог | ||||||
Пирог с маком | Пирог | ||||||
Сочник | Булка | ||||||
Ватрушки | Булка | ||||||
Кулич | Булка | ||||||
Плетенка | Булка | ||||||
Бутерброд | Булка | ||||||
Булочка с изюмом | Булка | ||||||
Булочка со сгущенным молоко | Булка | ||||||
Пирог с повидлом | Пирог | ||||||
Пирожки с мясом | Пирожок | ||||||
Пирожки с капустой | Пирожок | ||||||
Пирог с мясом и рисом | Пирог | ||||||
Максимальный срок пригодности | * | ||||||
Количество изделий, которым была предоставленная акционная скидка | * |
Вариант 2.
|
|
1. Создайте таблицу и отформатируйте ее по образцу.
2. В столбик ФИО вкладчика ввести данные с помощью созданного автосписка.
3. В столбике Количество полных лет рассчитать количество лет с помощью функций с категории Дата и время.
4. В столбике Количество месяцев рассчитать количество месяцев находится вклад в банке за текущий год с помощью функций с категории Дата и время.
5. В столбике Сумма по процентам с помощью функции с категории Логические рассчитать сумму по процентампо следующим условиям:
для типа вклада А, что находится в банке больше 5 лет – 18% за каждый месяц текущего года;
для типа вклада А, что находится в банке меньше 5 лет – 10% за каждый месяц текущего года;
для типа вклада В, что находится в банке больше 3 лет – 20% за каждый месяц текущего года;
для типа вклада В, что находится в банке меньше 3 лет – 13% за каждый месяц текущего года;
в другом случае – 5%.
6. В ячейках где указана * рассчитать данные с помощью функций с категории Статистические.
7. Скопировать таблицу на новый лист, переименовать его в Формулы и вывести данные в режиме формул.
ФИО вкладчика | Тип вклада | Дата регистрации вклада | Сумма вклада | Количество полных лет | Количество месяцев | Сумма по процентам |
А | 01/12/2008 | |||||
В | 03/06/2007 | |||||
В | 12/05/2010 | |||||
А | 01/05/2003 | |||||
А | 03/02/2003 | |||||
С | 09/08/2010 | |||||
А | 15/01/2011 | |||||
С | 02/03/2012 | |||||
В | 20/01/2011 | |||||
Общая сумма на счетах | * | |||||
Максимальная сумма вклада | * | |||||
Средняя сумма по процентам | * |
4.8 Контрольные вопросы по теме “Табличный процессор MS Exсel”
|
|
1. Табличный процессор MS Excel. Основные понятия.
2. Что такое адрес ячейки? Где отображается адрес активной ячейки?
3. Маркер заполнения. Создание автосписков. Автозаполнения.
4. Работа с листами. Перемещение по листу.
5. Понятие диапазона. Виды диапазонов? Выделение диапазонов. Выделение несопредельных диапазонов.
6. Типы данных в ячейках. Как выравниваются разные типы данных в ячейках?
7. Форматирование ячеек.
8. Редактирование содержимого ячеек.
9. Работа с формулами. Диагностика ошибок в формулах.
10. Типы ссылок в формулах.
11. Как вывести таблицу в режиме формул?
12. Диаграммы. Создание диаграмм.
13. Форматирование диаграмм. Как добавить легенду к созданной диаграмме? Как изменить вид диаграммы?
14. Что такое сводная таблица? Для чего нужны сводные таблицы? Создание сводных таблиц. Как выбрать математическую операцию для поля, которое исчисляется? Как восстановить данные в сводной таблице?
15. Как построить диаграмму по сводной таблице? Как изменить вид диаграммы?
16. Функция. Виды функций. Форматы логических функций.
17. Найдите в формуле ошибки =ЕСЛИ ((В3 “доллар;S4*5,05;S4*6,2
18. Печать таблиц. Изменение ориентации таблицы. Как центрировать таблицу для печати. Как добавить колонтитулы.
19. Пересчитает основные типы задач экономического планирования.
Литература
1. ВЕЙССКОПФ ДЖ. Excel 2000: Базовый курс/Пер. с англ.. - Киев, М., СПб.: Век, Энтроп, Корона- Принт, 2000. - 400 с.
2. Спіцина Н. М. Інформаційні системи і технології. [Текст]: навч. посіб. по базовій підготовці студ. рівня бакалавр і спеціаліст ден. і заоч. форм навчання / М-во освіти і науки України, Донец. нац. ун-т економіки і торгівлі ім. М. Туган-Барановського, каф. інформ. систем і технологій упр.; Н. М. Спіцина, Т. В. Шабельник, Бондаренко С.В. – Донецьк: [ДонНУЕТ], 2011.- 304 c.
3. Холи, Д. Excel 2007. Трюки / Д. Холи, Р. Холи; пер. с англ. А. Струсевич. ─ СПб.: Питер, 2008. ─ 363 с.: ил. ─ 978-5-91180-494-7
4. ЭЙТКЕН П. Microsoft Word 2000: Пер. с англ.. - М., СПб., Киев: Вильямс, 2000. - (Освой самостоятельно!). - 208 с.
5. Юдін В.І. Основи роботи в Microsoft Excel XP: навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл. /В. І. Юдін, В.С. Рижиков, В.В. Ровенська - К.:Центр учбової літератури, 2007. - 272с.
6. Інформатика та комп’ютерна техніка: Навчальний посібник. – К.: НМЦ “Укоопосвіта”, 2000 – 335 с. Оліфіров О.В. Інформаційні системи і технології підприємства [Текст]: навч. посібник для студентів екон. напрямів підготов. ден. і заоч. форм навчання / О.В. Оліфіров, Н.М. Спіцина, Т.В. Шабельник; Донец. нац. ун-т економіки і торгівлі ім. М. Туган-Барановського, каф. інформац. систем і технологій упр. - Донецьк: [ДонНУЕТ], 2010.- 312 с..
7. Оліфіров О.В. Інформаційні системи в менеджменті: навч. посібник для студентів екон. напрямів підготов. ден. і заоч. форм навчання / О.В. Оліфіров, Н.М. Спіцина, Т.В. Шабельник; Донец. нац. ун-т економіки і торгівлі ім. М. Туган-Барановського, каф. інформац. систем і технологій упр. - Донецьк: 2014. - 215 с.
8. Уокенбах Дж. Формулы в Microsoft Excel 2010. – «Диалектика»,2011.– 704с.
9. Шабельник, Т. В. Комп'ютерні системи обробки обліково-економічної інформації [Текст]: навч. посіб. для студ. спеціалізації 7.050104 «Фінанси» рівня магістр ден. і заоч. форм навчання / Т. В. Шабельник; Донец. нац. ун-т економіки і торгівлі ім. М. Туган-Барановського, Каф. інформ. систем і технологій управління – Донецьк: [ДонНУЕТ], 2009. - 120 с.
10. Шабельник Т.В. Економічна кібернетика [Текст]: навч. посіб. для студ. екон. напрямів підготов. ден. і заоч. форм навчання / Т.В. Шабельник, Н.М. Спіцина; Донец. нац. ун-т економіки і торгівлі ім. М. Туган-Барановського, Каф. інформац. систем і технологій упр. - Донецьк: [ДонНУЕТ], 2010.- 134 с.
11. Microsoft Office 2010, 2007 and 2003 Tutorials For Word, Excel, PowerPoint and Outlook. Режим доступа: <www.msoffice-tutorial-training.com>
12. Project Expert 7.21 - Project Expert: программа для разработки бизнес-планов и анализа инвестиционных проектов. Режим доступа: freesoft.ru›Project Expert
13. Методы анализа и прогнозирования временных рядов; казуальные (причинно-следственные) методы. Режим доступа: rbsoft.ru
14. Методы экспертных оценок; методы анализа и прогнозирования временных рядов; казуальные (причинно-следственные) методы. Режим доступа: marketing.r-cons.ru›.
15. http://ru.wikipedia.org – независимая энциклопедия.
16. http:// donnuet.dn.ua – официальный сайт ДонНУЭТ.
17. http:// library.donetsk.ua - официальный сайт Донецкой научной библиотеки им. Крупской
№ п/п | Чтобы выделить | Выполните действия |
1. | Слово | Дважды щелкните слово. |
2. | Рисунок | Щелкните рисунок. |
3. | Предложение | Удерживая нажатой клавишу CTRL, щелкните на предложении. |
4. | Строка текста | Переместите указатель на полосу выделения*** перед предложением и щелкните кнопкой мыши. |
5. | Абзац | Переместите указатель на полосу выделения*** перед абзацем, и дважды щелкните кнопкой мыши. Другой образ: трижды щелкните абзац. |
6. | Несколько абзацев | Переместите указатель на полосу выделения*** перед абзацем, и дважды щелкните кнопкой мыши, а потом перетяните указатель вверх или вниз. |
7. | Небольшой фрагмент текста | Используйте перетаскивание. Установите курсор в начало фрагмента, нажмите клавишу SHIFT и удерживая ее нажимайте соответствующие клавиши управления курсором ®¯ |
8. | Большой блок текста | Щелкните начало фрагмента, прокрутите документ так, чтобы на экране появился конец фрагмента, а потом щелкните его, удерживая нажатой клавишу SHIFT. Другой образ. Установите курсор в начало фрагмента, нажмите клавишу SHIFT и удерживая ее нажимайте соответствующие клавиши управления курсором ®¯ |
9. | Весь документ | Переместите указатель на полосу выделения*** перед текстом, после чего трижды щелкните кнопкой мыши. |
10. | Колонтитулы | В обычном режиме выберите Вид - Колонтитулы. В режиме разметки дважды щелкните неяркий текст колонтитула. Переместите указатель на полосу выделения*** перед колонтитулом, после чего трижды щелкните кнопкой мыши. |
11. | Вертикальный блок текста (кроме текста внутри ячейки таблицы) | Удерживая нажатой клавишу ALT, перетяните указатель. |
***Полоса выделения - левое поле документа. На полосе выделения указатель мыши принимает вид белой стрелки, направленной вправо.
Реакцией на неправильный ввод формул является сообщения Excel об ошибках, то есть значение в ячейках, которые начинаются со знака #. Чтобы легче было находить и отстранять ошибки в формулах, в Excel предусмотренная простейшая диагностика ошибок, а именно: ошибки разделяются по категориям, и каждой категории отвечает свое сообщение. Список возможных значений ошибок:
##### –появляется, когда ширина ячейки недостаточна для размещения в ней числа, даты или времени. Чтобы отстранить ошибку, нужно расширить каморку или изменить формат числа.
#ИМЯ? - невозможность распознать имя, которое используется. Это значение ошибки возникает, когда неправильно указано имя объекта или имеются ссылки на имя, которое было изъято; когда неверно записана функция; когда при записи адресов вместо латыни использована кириллица и т.д.
#ЗНАЧ! - попытка некорректного использования функции. Обычной ошибкой является несоответствие данных установленному формату, например, вместо числа или даты в аргументе записан текст. Это же значение ошибки будет появляться, когда для функции или оператора, которые требуют одного значения аргумента, записывают несколько.
#ЧИСЛО! – значение ошибки, которые означает проблему, связанную с представлением или с использованием чисел. Не исключено, что в функции с числовым аргументом используется аргумент нечислового формата. Возможно также, что в ячейку введена формула, которая возвращает слишком большое значение по модулю (свыше 1037).
#ССЫЛКА! - означает наличие проблемы с интерпретацией ссылок, которые имеются в формуле. Возможно, что формула содержит ссылку на ячейку, которая уже изъята, или ссылку на ячейку, в которую скопировано содержимое других ячеек.
#ДЕЛ/0! - попытка деления на нуль. Такая ситуация чаще возникает не из-за того, что в ячейке записано явное деление на нуль (оператор /0), а как следствие использования ссылки на пустую ячейку или ячейку, которая содержит нулевое значение.
#ПУСТО! - значение ошибки, которое появляется в случае задания в ссылке пустого множества ячеек.
#Н/Д – сокращение от термина «неопределенные дани». Это значения ошибки обычно специально вводится в ячейки, чтобы предотвратить вычисления, которые не могут быть сделаны из-за отсутствия данных.
Клавиши | Перемещение |
<Home> | В начало текущей строки |
<Ctrl+Home> | В ячейку A1 |
<Ctrl+End> | В последнюю заполненную ячейку таблицы |
<> | На одну ячейку вверх |
<¯> | На одну ячейку вниз |
<®> | На одну ячейку вправо |
<> | На одну ячейку влево |
<Ctrl+> | Вверх к первой заполненной ячейке |
<Ctrl+¯> | Вниз к первой заполненной ячейке |
<Ctrl+®> | Вправо к первой заполненной ячейке |
<Ctrl+> | Влево к первой заполненной ячейке |
<Page Up> | Вверх на один экран |
<Page Down> | Вниз на один экран |
<Alt+Page Up> | Влево на один экран |
<Alt+Page Down> | Вправо на один экран |
<Ctrl+Page Up> | К предыдущему листу рабочей книги |
<Ctrl+Page Down> | К следующему листу рабочей книги |
Содержимое ячейки на любом этапе можно изменить, заменив его другим значением или подправивши лишь часть содержимого.
ü Для замены содержимого ячейки выберите нужную ячейку и введите новое значение.
ü Для частичного изменения содержимого ячейки можно, выбрав ее, нажать клавишу < F2 >, или щелкнуть мышью в строке формул, или дважды щелкнуть непосредственно на ячейке.
В Excel различают два типа адресации: абсолютную и относительную. Оба типа можно применять в одном ссылке - смешанная ссылка. Тип адресации аргумента, который применяется в формуле, играет существенную роль при копировании или перемещении формулы.
Относительные ссылки используются в Excel по умолчанию при задаче ссылки на клеточку или диапазон методом указания. Относительная ссылка воспринимается программой как указание маршрута (направления движения и расстояния) к адресованной клеточке от клеточки, которая содержит формулу.
Абсолютная ссылка задает абсолютные координаты клеточки в рабочем листе (относительно левого верхнего угла таблицы). Можно приказать Excel интерпретировать номера строки и (или) столбца как абсолютные путем введения символа доллара ($) перед именами строки и (или) столбца. Например, $A$7. При перемещении или копировании формулы абсолютную ссылку на клеточку (или диапазон клеточек) измененное не будет, и на новом месте скопированная формула будет ссылаться на ту же именно клеточку (диапазон клеточек).
Нажатие <F4> | Адрес | Ссылка |
Один раз | $A$7 | Абсолютная ссылка |
Два раза | A$7 | Абсолютная ссылка на строку |
Трижды | $A7 | Абсолютная ссылка на столбец |
Четыре раза | A7 | Относительная ссылка |
Учебное издание
Давидчук Надежда Николаевна -к.э.н., доцент
Шабельник Татьяна Владимировна - к.э.н., доцент
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ОФИСА
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
для студентов
направления подготовки 38.03.01 «Экономика» профиль «Маркетинг»