Алмаз шлифуется алмазом

Строка диктуется строкой. С. Поделков.

Скрытый диалог -разговор автора с самим собой.

Сравнение -изобразительный приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. Чтобы сопоставить, сравнить одно явление с другим, мы в своей речи пользуемся разными языковыми конструкциями, которые помогают выразить значение сравнения. Чаще всего сравнение в речи оформляется в виде сравнительных оборотов. Состоит сравнительный оборот их слова или словосочетания с одним из сравнительных союзов (как, точно, словно, будто, как будто, что). Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием (Л. Толстой).

Сравнительный оборот см. сравнение

Тропы (греч. - поворот, оборот, образ) - поэтический оборот, употребление слов, фраз и выражений в переносном, образном смысле. К тропам относятся: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония, литота, отчасти эпитет, аллегория, перифраз.

Умолчание -оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляет читателю (или слушателю) самому догадаться, что именно осталось невысказанным.

Но слушай: если я должна Тебе ... кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена. (А.Пушкин).

 

Фигура речи (фигура риторическая, фигура стилистическая) - оборот речи, синтаксические построения, используемые для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространённые фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эпифора.

Фразеологизм -лексически неделимое, устойчивое в своём составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. С точки зрения семантической слитности различаются:

1) Фразеологические сокращения (идиомы) -фр. обороты с абсолютной семантической спаянностью частей, целостное значение которых не выводится из значений составляющих их слов (нередко устарелых, сохраняющих архаическую, грамматическую форму и неоправданную современными правилами синтаксическую связь). Бить баклуши, диву даваться, из рук вон, как пить дать, остаться с носом, точить балясы, собаку съесть, положа руку на сердце и т.д.

2) Фразеологические единства -фр. обороты, целостное значение которых (обычно образное) в той или иной степени мотивировано отдельными значениями составляющих их слов: вылететь в трубу, держать камень за пазухой, довести до белого каления, закинуть удочку, зарыть талант в землю, заткнуть за пояс, играть в прятки, красная смородина, ломиться в открытую дверь.

3) Фразеологические сочетания -фр. обороты, в состав которых входят слова со свободными и фразеологически связанным значением, причём целостное значение вытекает из значения отдельных слов: воздушный замок, восклицательный знак, задеть самолюбие, закадычный друг, заклятый враг, затронуть чувство чести, кромешный ад, насупить брови, одержать победу, потупить голову, расквасить нос, сгорать от стыда, скалить зубы, скоропостижная смерть, тоска берёт, трескучий мороз, утлый челн, щекотливый вопрос, щекотливое положение.

Экспрессия (лат. Expressio - выражение) - выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими словообразовательными и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами, фигурами).

Экспрессивная лексика -слова выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д.: дурочка, сыночек, глупышка, копун, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач.

Эмоционально окрашенная лексика

Эпитет -образное определение, подчёркивающее наиболее существенный, в данном контексте, признак предмета. Часто содержит в себе элемент сравнения и потому граничит с метафорой. Парус одинокий, весёлый ветер, мороз - воевода.

Постоянный эпитет -эпитет, часто встречающийся в народном поэтическом творчестве, переходящий из одного произведения в другое: море синее, поле чистое, солнце красное, тучи чёрные, добрый молодец.

Эпифора (от греч. epiphora из epi- после + phoros- несущий) - стилистическая фигура, противоположенная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.). Например: Мне хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: