Довоенный быт и образ жизни сельчан

 

Прочно сложившийся в сознании современного читателя стереотип о башкирской юрте, восходит романтичным истоком к далекому прошлому. Рассматриваемый нами период связан с этапом занятого коллективным сельским хозяйством и оседлого образа жизни, отчего юрта, как жилище коренного башкирина в очерке уже не присутствует.

В населенных пунктах, окружающих Ишимбай, население для жилья использовало бревенчатые жилые дома, построенные из добытого в окрестностях деревень Термень-Елга или Буранчино строевого леса, или из бревен хвойных пород, пригнанных с верховий Агидели посредством сплава. В самом крайнем случае, жители селились в домах выложенных саманным кирпичом и крытых соломой. С вводом в эксплуатацию кирпичного завода, появляются просторные дома из местного кирпича. Стройные бревна хвойных пород делали вид подворий добротным, к тому же нередкими становились дома крытые жестью или тесом.

Надобно отметить, что при массовом строительстве, башкиры часто использовали помощь соплеменников «Ома», когда на доставке леса и строительстве дружно трудилось все родовое племя. Башкиры всегда отличались высокой родовой сплоченностью и бескорыстной дружбой. Участвовали в хлопотах оказывая помощь, все родственники - от мала до велика. Убеленные сединами почтенные старцы с важным видом восседали на видных местах и подавали советы работающей молодежи или подгоняли недобросовестных помощников, малолетние детишки выполняли подсобные работы по уборке и наведению порядка.

До начала пятидесятых годов каменных или кирпичных зданий в округе не водилось. Дома обыкновенно имели одну «светлую» комнату, где небольшую часть помещения занимала примитивная кухня с печью из кирпича или железной каленкой. Парадная сторона дома, обращенная к улице, традиционно имела три окна, кроме того, два окна были устремлены во двор.

Изменения в вопросах домашнего быта происходят значительно медленнее, чем в хозяйственной либо общественно-политической жизни. Уклад быта зависит от условий материальной жизни общества, но совсем нередко старые традиции, нравы и обычаи продолжают существовать наравне с новыми, потихонечку видоизменяясь и приспосабливаясь. Башкиры цепко держались за национальные традиции. Снаружи, добротного облика дом мог быть обнесен аккуратным штакетником, крыт жестью или шифером, но внутренняя поверхность в деревянных домах не штукатурилась. Дерево стен хорошо обрабатывалось от коры, и стены тщательно промывались водой. Большую часть комнаты, по обычаю мусульман, занимали большие нары - урындык, с расстеленным на них ковром или лоскутным одеялом, с успехом заменяющим ковер.

Симбиоз из усиления основ советской власти на селе и проникновения ростков промышленности в сельскую глубинку, несли с собой медленное, но неотвратимое культурно-просветительское назначение.

Однако, не будет весьма потрясающим откровением факт, что на начало 30 годов, население региона оставалось на 90 процентов неграмотным. Из 10-20 человек, умеющих писать на арабском алфавите, по настоящему грамотным мог считаться лишь Тажетдин Самирханович Туктамышев. Он владел арабским, русским, башкирским и татарским языками, писал на арабском алфавите и русской кириллице, отчего до революции работал волостным писарем при Азнаевской волостной администрации. Несколько лет в конце 20 годов, Тажетдин Самирханович трудился председателем сельского совета деревни Аллагуват, кстати, куда входили все окрестные деревни.

К другим лицам, в той или иной степени владеющими письмом, можно причислить лишь нескольких жителей обученных грамоте в Аллагувате или Стерлитамаке: Абдулнагим, Абдулгалим, Мырзагалей Кутлугильдины, Мустафа и Мухарам Туктамышевы, Муллагалей, Рахматулла и Мухалужан Байгильдины.

Открытие школы в деревне «Юрматы» и строительство в 1934 году клуба в поселке Ирек, стало поворотным, особо знаменательным событием и большим стимулом для развития культурно-массовой жизни сельчан. Близость бурно развивающегося рабочего поселка, насыщенность окрестных сел рабочими самых различных специальностей создавали в аулах промышленно-производственную атмосферу. Ограниченный восьмичасовыми рамками рабочий день оставляет свободное время. Население, особенно молодежь, смело становится в ряды самодеятельных артистов. Их силами ставятся спектакли, даются концерты художественной самодеятельности, и односельчане их с удовольствием посещают. Появившееся немое кино с изумлением смотрели все без исключения жители. Первые ленты в гремучих коробках привозил в пропахшей бензином телеге киномеханик из Стерлитамака. Затем киномехаником надолго стал местный житель Маэр Туктамышев. После войны фильмы показывали Михаил Скрябнев и Александр Тимофеев.

Мебель, как утварь или принадлежность обстановки дома, отсутствовала. Имелись многочисленные глиняные изделия: горшки, вазы, кумганы и другая утварь с назначением для хранения молокопродуктов и зерна. Зажиточное население имело летнюю кухню с таганком для быстрого приготовления пищи.

К середине тридцатых годов благополучие заметно повысилось. Появились в обиходе патефоны, велосипеды, детекторные радиоприемники, столы и стулья. Несомненно, большую положительную роль сыграла мебельная мастерская, руководимая Халяфом Ишимбаевым. Там изготавливали и успешно реализовали населению: столы и стулья, шкафы-шифоньеры, этажерки, подвесные полки для посуды.

В пище преобладала конина и кисломолочные продукты. Традиционно поддерживался процесс чаепития. Чай кипятили в медном самоваре ведерного водоизмещения, пили с медом, разбавляя его молоком или сливками. Чаевничанье проводилось на украшенных коврами нарах, совмещалось с праздными беседами и могло продолжаться длительное время.

Сезонный труд сельских жителей оставлял много свободного времени в зимнюю пору. Ненастное зимнее время зачастую использовалось для изготовления и расшивки одежды в национальных традициях. Традиционный костюм, яркий определитель национальной принадлежности человека. Состав одежды, её покрой, характер декора обычно складывались в течение долгих веков. Стиль башкирского костюма длительное время определяли особенности кочевника скотовода. Но техническая революция и здесь внесла свои коррективы. Если ранее башкирские костюмы отличались яркостью, то в начале двадцатого столетия они много русифицировались. Одевались мужчины в простые двубортные костюмы и обычные сатиновые сорочки. В качестве обуви на протяжении веков служили сапоги с войлочным верхом. Особо зажиточные баи носили хромовые сапоги. Национальной принадлежностью башкир являлась обязательная принадлежность мусульман – расписная тюбитейка. Разумеется, тридцатые годы внесли индустриальные особенности в одежду: сельские башкиры тоже стали пользоваться весьма распространенными среди рабочих фуфайками и фуражками.

Женщины одевались более красочно и в большей степени в одежды с рукодельными украшениями. Они носили длинные взятые в резинку шаровары. Поверх шаровар одевалось тяжелое платье из расшитого золотыми нитками бархата. Платья носили удлинные, с длинными рукавами, с воротником «стойка», на грудях и понизу обрамленные оборками или разноцветными лентами. Ленты пришивали вручную. На грудях под платьями одевали «Кукракса», она служила вместо сумочки. Там лежал платочек ложка чая и кусочек сахара. К платью пришивали бляхи, так называемые «монисто» из монет самого различного достомнства. Поверх платья одевали камзол, расшитый серебряными и золотыми нитками, ручной работы. Вышивали сами женщины и девочек приучали вышивать с детства. Вышивали гладью, делали это весьма искусно, причем органично используя детали различных расцветок тканей. Иногда вышивали крестом, вязали узоры крючком.

Запястья украшали серебряными браслетами.

Покрывались женщины цветным платком. Платки по большей части из яркого кашимира или шелковые с большими кистями. Платки завязывали по разному: – бабушки, по-мусульмански, вперед, узел на подбородке. Снохи – концы платка назад. В косы вплетали монисты - никольские серебряные монеты. Когда идешь, даже не торопясь, они позванивают, словно серебряные колокольчики.

С укрупнением колхозов, особенно преобразованием их в промартели, труд в течение года распределился более равномерно. Это помогло с одной стороны лучше организовать производство, с другой стороны улучшать условия труда и быта сельских жителей. Заработная плата также распределилась по времени года равномерно.

Профессиональный состав населения деревень тоже оказался подвержен быстрым изменениям. Появились и получали распространение профессии строителя, столяра, водителя, тракториста, то есть требующие определенной квалификации и знаний. Произошли коренные изменения в отношениях мужчины и женщины. Уже в начальный период колхозного строительства башкирская женщина, ранее забитая и порабощенная, сбросила с себя оковы патриархального быта и включилась в строительство социалистического общества. Женщины трудились наравне с мужчинами во всех областях сельскохозяйственного производства. Особенную активность вовлечения женщин в общественный труд повлекла Великая Отечественная Война и последующее затем восстановление народного хозяйства.

В предыдущих разделах рассказывалось о первой женщине, башкирской орденоносице Хажар Ишимбаевой. В предвоенные тридцатые годы бахчевые культуры в колхозе выращивала Фагила Исхакова. Она трудилась достаточно ударно, отчего в 1937 году направлена делегатом на Выставку Достижений Народного Хозяйства в Москву.

Эстафету секретаря партийной организации у Хажар Сагидулловны приняла Зульхиза Каюмовна Кутлугильдина. Не менее яркая личность, она несколько лет возглавляла патийную организацию, затем трудилась в качестве заместителя председателя промартели.

Как всякая религиозная обрядность, общественным явлением были праздники мусульманского календаря. Известно, что религия, особенно это относится к тридцатым годам, подвергалась всевозможному ущемлению и гонению властями. Но верующие муссульмане находили любые возможности для справления религиозных обрядов. Праздники – «корбан байрамы», «ураза байрамы», «мэулэт байрамы» и другие соблюдались башкирами довольно исправно. Праздники тайно проникли в семейную сферу и стали семейными торжествами. В сущности, сугубо общественный момент сводился к публичным молениям и проповеди в мечети. Мечетью служило просторное здание оставшееся одним из нетронутых в Нижне-Буранчино. Его же приспособили для начальной школы, куда возили ребятишек. Но по пятницам, мусульманским праздникам, дети не учились. Муллы Махаметьян и Махиян Кутлугильдины устраивали молельни для взрослых. В 1934 году мечеть разрушили, из её остатков соорудили школу.

Основное содержание мусульманских праздников у башкир стало заключаться в том, что каждая семья забивала скот и принимала гостей. Отныне, несмотря на запреты, праздники сопровождались массовым убоем скота, а жители деревень ходили по родственникам и соседям.

Атеистическая направленность большевистской политики одинаково жестко пресекала религиозные обряды, как мусульманские, так и христианские. Место религиозных все более настойчиво занимали светские праздники. В промежутки между циклами сезонных работ устраивались шумные праздники красного календаря – народные гуляния, сабантуи, дни урожая с применением массовых игрищ и состязаний. Сабантуи устраивались обычно на лоне природы в первой половине лета. Вне сомнения, праздник башкирских джигитов не был бы праздником без конных скачек. На сабантуе конные скачки являются венцом праздника. Разумеется, побеждают не все, но все уходят с надеждой выиграть приз на следующем сабантуе.

 

Часть II


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: