Восприятие действительности и искусства (8 ч)

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (3 ч)

Художественные особенности городского и сельского пейзажа, их своеобразие, облик современных городов, сел (мультимедийная презентация).

Охрана природы, памятников культуры и исторических достопримечательностей своего региона.

Знакомство с архитектурой, строительством, язык архитектуры (композиция здания, его назначение, конструкция, форма). Выдающиеся памятники белорусской и зарубежной архитектуры. Архитектурные формы и цвет как средства выразительности в архитектуре.

 

ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА (5 ч)

Цвет и освещение как выразительные средства живописи. Цвет — средство передачи пространства, настроения. В. Цвирко. «Март»; И.Шишкин. «Сосны, освещенные солнцем»; И. Карасев. «Золотая осень»; В. Васнецов. «Три богатыря»; А. Рылов. «В голубом просторе»; М. Чепик. «На Ивана Купала»; Е. Зайцев. «Портрет юного партизана»; З. Серебрякова. «Катя с натюрмортом»; Н. Опиок. «Розы»; К. Петров-Водкин. «Утренний натюрморт» (по выбору учителя).

Выражение различного настроения (радость, грусть, тревога, горе), цвет и его оттенки, их звучность, легкость, прозрачность в произведениях живописи белорусских и зарубежных художников (иллюстративный материал по выбору учителя).

Выразительные средства скульптуры (объем, форма, поворот, силуэт) материал (мрамор, бронза, кость, дерево), фактура (гладкая, шероховатая поверхность), освещение скульптуры. Скульптура белорусских и зарубежных мастеров. Мелкая пластика, деревянная скульптура, резьба по кости (иллюстративный материал по выбору учителя).

Выразительные средства графики: линия, пятно. Рассказы художников о работе над иллюстрациями к книгам. Связь иллюстрации с текстом (содержанием) книги и ее оформлением. Н. Купава. «Портрет Алаизы Пашкевич», «Портрет Кастуся Калиновского»; В. Басалыго. «Спасо-Ефросиньевская церковь в Полоцке», «Каменецкая башня»

Выразительные средства декоративно-прикладного искусства: обобщенность формы, ритмическое чередование узоров, яркость цвета, связь формы с украшением и назначением предмета. Произведения народного и декоративно-прикладного искусства: Огово, Кремно, Давид-Городок, Гжель, Жостов, Хохлома, белорусские тканые постилки и пояса, изделия из соломки и льна (иллюстративный материал по выбору учителя).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (27 ч)

ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ПЛОСКОСТИ (14ч)

Композиция

Рисование с натуры натюрморта из простых по форме предметов: посуда, фрукты, овощи (карандаш).

Композиционная организация листа, выделение композиционного центра: «В гостях у ветерана Великой Отечественной войны», «Открытие памятника», «Вручение наград олимпийским победителям».

Передача движения в композиции: «Мальчик запускает воздушного змея», «Мы бежим от дождя».

Изображение основных пропорций частей тела человека и животного (трехчастное строение конечностей: плечо, предплечье, кисть, бедро, голень, стопа). Рисунки людей и животных по наблюдению и представлению: «На выставке собак», «Дама с собачкой», «Я пасу козочку».

Изображение группы людей и животных в движении и покое: «Спортивные игры», «Акробаты», «Дрессировщик», «Вернисаж».

Пространство

Передача пространственных отношений между предметами: «Развилка трамвайной линии», «Поворот железной дороги».

Пространственные явления при изображении закрытого пространства (комната во фронтальном положении: граница излома поверхностей (пол и стена): «У доски», «В моей комнате», «Мама на кухне готовит обед».

Форма, пропорции, конструкция

Пропорции лица человека. Работа над портретом: «Моя бабушка», «Мой друг», «Автопортрет».

Сравнительные размеры предметов, контраст величины и формы: иллюстрации к литературным произведениям по теме: «Слон и Моська», «Дюймовочка и крот» (по выбору учащихся).

Конструкция предмета и ее учет при изображении объектов: «Велосипед», «Вертолет прилетел».

Светотеневые градации (свет, блик, полутень, тень, рефлекс, падающая тень); передача явлений света и тени при рисовании графическими материалами натюрморта из простых предметов с натуры.

Цвет

Передача разных оттенков одной и той же группы цвета при рисовании предметов с натуры: лист салата и зеленый лук, свекла и редис, редис и морковь.

Понятие о холодных и теплых гаммах цвета и их роли в передаче образа: «Олени на севере», «Верблюды в пустыне», «Хмурая осень», «Золотая веселая осень», «Деревья в бурю», «Рассвет», «Летний солнечный день», «Зимний вечер». Эмоциональные возможности цвета.

Изменение цвета ближних и дальних предметов при изображении пространства (рисование по памяти и по наблюдению пейзажей в разное время года): «В Несвижском парке весной», «Зима в Беловежской пуще», «Аисты прилетели».

Цветовая гармония: «Цветовая феерия», «Салют», «Поющие фонтаны», «Цветомузыка» (абстрактные композиции).

ЛЕПКА (6 ч)

Цельность скульптурной формы. Обобщенная форма. Лепка из целого комка глины (пластилина): «Свернувшаяся собака», «Медведь в спячке», «Кролик (зайчик)».

Характерные особенности пропорций человека и животного: фигуры спортсменов, сказочный персонаж («Клоун с собакой», «Фокусник», «Скороход», «Олимпийские игры»).

Передача нескольких фигур в движении: «Кот и мыши», «Животные в зоопарке», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Винни Пух и его друзья», «Маша и Медведь».

Обработка поверхности (фактура) как средство выразительности образа: рельефы «Золотая рыбка», «Жар-птица», «Павлин».

Композиция рельефа в заданном формате (медаль, медальен (талисман) другу).

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ДИЗАЙН (7 ч)

Особенности композиционного и колористического решения изделий декоративно-прикладного искусства «Оговские куфры», «Ивенецкие узоры», «Слуцкие пояса», «Жостовские подносы», «Хохломская роспись», «Гжельский фарфор».

Особенности цвета в декоративном изображении. Аппликация или вытинанка из цветной бумаги: «Цветы и бабочки», «Герб моего города», «Эмблема Олимпийских игр», «Пригласительный билет», «Поздравительная открытка».

Декоративное обобщение формы. Конструирование из бумаги объёмных игрушек: «Сказочная птица», «Кот Матроскин», «Пес Шарик», «Барбос-дворник».

Особенности выполнения рельефной композиции из бумаги. Приемы трансформации бумаги: сминание, изгибание, скручивание, сгибание, складывание, гофрирование. Выполнение открытки (панно) в технике «бумажная пластика».

Пространственная конструкция из прямоугольных, цилиндрических и конических форм разной величины и объема: «Фантастический город», «Древний город», «Такой будет моя деревня», «Кирмаш», «Строим агрогородок».

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ IV КЛАССА

Учащиеся должны знать:

- ообенности сельской и городской архитектуры, о своеобразии современного города и села.

- о выразительных средствах живописи, графики, скульптуры;

- понимать отличия живописи от графики, живописи от скульптуры:

- о художественных средствах выражения настроения в разных жанрах искусства (цвет, освещение, композиция, форма);

- выразительные особенности некоторых художественных материалов;

- название промежуточных оттенков цвета;

- правила воздушной и наглядной перспективы;

- о трехчастном строении конечностей человека и животных;

- об основных градациях светотени и использовать их при передаче объема предметов;

Учащиеся должны уметь:

- приводить по памяти примеры произведений разных видов искусства, имена создавших их художников, определять общий характер выразительности произведения;

- составлять сложные промежуточные оттенки цвета (типа желто-зеленый, зелено-синий);

- выполнять работу в определенной цветовой гамме;

- изображать видимое уменьшение размера дальних предметов (ближе – больше, дальше – меньше);

- создавать объекты на одной конструктивной основе;

- передавать форму и объем предмета тоном и цветом;

- при рисовании натюрморта передавать простые пространственные явления (загораживание, положение оснований);

- при изображении предметов в закрытом пространстве (комната) учитывать границу излома поверхностей (пол, стена);

- использовать различные художественные техники для решения творческого замысла.

V КЛАСС (35 ч)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: