Форма, пропорции, конструкция

Передача пропорций тела животного, его характерных особенностей (форма головы, шеи, туловища, ног) графическими средствами. Изображение животных по памяти и по представлению: «Животные Беловежской пущи» (фризовая композиция, коллективная работа).

Пропорции тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, туловища, рук и ног) и одежды графическими средствами (наброски, зарисовки).

Передача пропорций фигуры человека в сложном ракурсе: «Гимнаст», «Танец на льду», «Хоккеист», «Лыжник», «Балерина» (профиль, три четверти, со спины).

Цвет

Различие диапазона оттенков одного и того же цвета. Сближенная цветовая гамма. Рисование с натуры цветов, овощей, фруктов.

Выполнение натюрморта, состоящего из двух предметов (с натуры) в технике гризайль (одноцветная акварель).

Передаче состояния и настроения в композиции. Рисование по памяти или по представлению: «Праздник в Мирском замке», «Купальская ночь», «Дождливый день», «Весенний сад».

Изменение цвета объемных предметов в зависимости от освещения. Цвет в тенях. Изображение натюрморта из нескольких простых предметов в разных цветовых гаммах (акварель, гуашь по выбору учащихся). Декоративный натюрморт.

ЛЕПКА (4 ч)

Передача в объеме пропорций и конструкции предмета симметричной формы. Скульптурный рельеф. Изображение ветки дерева (березы, дуба, винограда и т.д.).

Передача в объеме характерных особенностей фигур человека, животных и птиц, их конструктивное строение и пропорции. Лепка фигуры человека, животных и птиц по представлению. «Атлет», «Снегурочка», «Дед Мороз», «Зубр», «Лев», «Цапля», «Сова».

Лепка сказочного героя (портрет). Положительный и отрицательный образы: «Буратино и Карабас-Барабас», «Баба-Яга и Иван-Царевич», «Мужик и пан» (мелкая пластика).

ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ДИЗАЙН (7 ч)

Стилизация. Особенности выполнения декоративной композиции: «Лето», «Осень», «Зима», «Весна» (панно с аппликацией из соломки, засушенных цветов и листьев, кусочков ткани, цветной бумаги и других материалов).

Взаимосвязь элементов в декоративной композиции (панно, тарелка, разделочная доска: «Папараць-кветка», «Фауна Беларуси», «Дары природы».

Особенности создания фантазийных образов: «Птица Феникс», «Русалка».

Разработка растительного орнамента для ковриков, обоев, керамической плитки и т.д.

Подготовка штампа или трафарета для печатания в два цвета на ткани. «Шаль», «Платок» (бумага, ножницы, клей, поролон).

Взаимосвязь изобразительного и декоративного начала в конструировании изделий. Изготовление новогодних игрушек, поздравительных открыток и пригласительных билетов на карнавал.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

УЧАЩИХСЯ V КЛАССА

К концу учебного года учащиеся V класса должны знать:

- основные виды и жанры изобразительного искусства;

- известных мастеров белорусского и зарубежного искусства и названия их выдающихся произведений;

К концу учебного года учащиеся V класса должны уметь:

- анализировать произведения искусства с точки зрения их видового и жанрового своеобразия;

- различать оттенки одного и того же цвета, уметь их применять в своих работах;

- передавать в объеме и на плоскости пропорции и характер формы предметов;

- передавать пространственные планы с применением знаний перспективы;

- воспроизводить в объеме реальные формы живой природы;

- стилизовать реальные формы живой природы в декоративные;

- использовать различные художественные техники для решения творческого замысла.

Учащиеся должны приобрести навыки:

- межкультурной коммуникации и диалога;

- культурной толерантности.

 


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С.Выготский. – СПб.: Азбука, 2000. – 416 с.

2. Волкова, И.Г. Изобразительное искусство 1 – 5 классы. Примерное

3. календарно-тематическое планирование / И.Г. Волкова, В.Н. Данилов – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2008.

4. Данілаў, В.М. Выяўленчае мастацтва і праца. Тэматычнае планаванне. 1 клас / В.М. Данілаў. – Мінск: Беларускі кнігазбор, 1996.

5. Данилов, В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда / В.Н. Данилов. – Минск: УИЦ БГПУ, 2004.

6. Данилов, В.Н. В мире прекрасного. Программа факультатива по изобразительному искусству для учащихся 1 класса. Мастацкая адукацыя и

Культура.№3,2010г.- с.11-17

7. Докучаева, Н.Н. Мастерим бумажный мир. Строим город / Н.Н.Докучаева. – СПб.: Диамант, 1997. – 153 с.

8. Изобразительное искусство в начальных классах: Пособие для учителя / [Б.П.Юсов, Н.Д.Минц, Г.С.Лепский и др.]; Под ред. Б.П.Юсова, Н.Д.Минц. – Мн.: Народная асвета, 1992. – 191 с.

9. Конышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования / Н.М.Конышева. – М.: Академия, 1999. – 192 с.

10. Минц, Н.Д. Изобразительное искусство: учеб. пособие для 2 кл. / Н.Д.Минц, О.Ф.Таланцева. – Мн.: Беларусь, 2006. – 101 с.

11. Миронова, Л.Н. Цветоведение / Л.Н.Миронова. – Мн.: Вышэйшая школа, 1984. – 286 с.

12. Мінц, Н.Д. Выяўленчае мастацтва: вучэб. дапам. для 3-га кл. / Н.Д.Мінц. – Мн.: Беларусь, 2008. – 150 с.

13. Музей старажытнабеларускай культуры: Дапам. для наведвальнікаў / НАН Беларусі. Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К. Крапівы; [Навук. рэд. В.Ф.Шматаў]. – Мн.: Бел. навука, 1998. – 233 c.

14. Сахута, Я.М. Беларускае народнае дэкаратыўна-прыкладное мастацтва: Метад. дапам. / Я.М.Сахута. – Мн.: Беларусь, 1995. – 109 с.

15. Сахута, Я.М. Беларуская народная керамiка / Я.М.Сахута. – Мн.: Полымя, 1987. – 112 с.

16. Сергачев, С.А. Белорусское народное зодчество / С.А.Сергачев. – Мн.: Ураджай, 1992. – 255 с.

17. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство. Основы композиции: В 4-х ч. Ч.3 / Н.М.Сокольникова. – Обнинск: Титул, 1998. – 80 с.

18. Таланцава, В.Ф. Мастацтва бачыць свет: Вучэб. дапам. па выяўл. мастацтве для 5-га кл. / В.Ф.Таланцава. – Мн.: Беларусь, 1998. – 232 с.

19. Трызна, Д. С. Беларускiя дываны i габелены / Д.С.Трызна. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1981. – 78 с.

20. Турчин, В.С. Монументы и города / В.С.Турчин. – М.: Советский художник, 1982. – 160 с.

21. Чернышев, О.В. Формальная композиция: Творч. практикум по основам дизайна / О.В.Чернышев. – Мн.: ООО "Харвест", 1999. – 309 с.

22. Шорохов, Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе / Е.В.Шорохов. – М.: Просвещение, 1977. – 112 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: