Памятка 1. Основная проблема

Основная проблема - это та, которая стала объектом раздумий автора;

над которой он в основном размышляет; к которой он неоднократно возвращается; по которой отчётливо заявлена авторская позиция.

В тексте

исследуется

анализируется

поднимается

рассматривается

затрагивается

проблема (чего? - Р.п.)

нравственного выбора

экологии

добра и зла и т.д.

Автором проблема может быть:

поставлена

изложена

рассмотрена

выдвинута

затронута

поднята

сформулирована

исследована

проанализирована

Памятка 2. Оценочные слова

Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, позиция экзаменуемого не считается сформулированной!

с удовольствием прочитал...

нельзя остаться равнодушным...

к сожалению,...

к немалому удивлению, узнал, что...

убеждённость автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя

разделяя негодование автора, хочу сказать, что...

оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение

возмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) то, что...

интересно то, как автор... и т.п.

Памятка 3. Аргументы

Аргументами также являются:

ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы

имена исторических деятелей

ссылки на признанные авторитеты и их произведения

свидетельства очевидцев

названия событий

цитаты

даты

различные факты (место, обстоятельства, участники событий)

собственные наблюдения и выводы

положения официальных документов

различные общественные законы

законы природы

народная мудрость (пословицы, поговорки, приметы и т.п.)

статистические данные

примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы

примеры из жизни окружающих

Памятка 4. Авторская позиция

Авторская позиция может быть выражена:

1. Чётко, прямо, непосредственно

в названии текста

в отдельных предложениях текста

через ряд аргументов

2. Через модальный план текста

риторические вопросы

риторические восклицания

порядок слов

лексические повторы

оценочную лексику

модальные слова и частицы

ряд вводных слов, словосочетаний, предложений

Языковые клише для изложения авторской позиции:

Автор считает, что...

Автор утверждает, что...

Автор убеждён, что... и подобная уверенность небезосновательна.

Автору важно убедить читателя в том, что...

Бесспорно мнение автора о том, что...

Цель автора - заставить читателя обратить внимание на...

Задача автора - убедить читателей в том, что...

Автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме:...

Автор подводит читателя к мысли о том, что...

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...

Решая проблему, автор приходит к следующему выводу:...

"..." - в этих словах, по-моему, отражена идея текста.

"..." - в этом высказывании (указать автора) нашла своё отражение идея текста.

"..." - это высказывание точно отражает позицию автора.

... - вот основная идея (мысль) текста.

"..." - именно эта мысль отражает авторскую позицию.

... - эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию.

... - в этом предложении звучит прямая авторская оценка...

... - всё это позволило автору выразить мысль о том, что...

... - вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.

... - вот итог авторских раздумий по основной проблеме.

Позиция автора очевидна:...

Памятка 5. Комментарии

В комментарии не должно быть:

пересказа исходного текста или любой его части

рассуждений по поводу всех проблем текста

комментариев о действиях героев текста

общих рассуждений о тексте (ведь экзаменуемому нужно прокомментировать одну из проблем!)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: