Методы типа сценариев

Введение.

Методы описания систем классифицируются в порядке возрастания формализованности - от качественных методов, с которыми первоначально и был связан системный анализ, до количественного системного моделирования с применением ЭВМ. Разделение методов на качественные и количественные носит условный характер.

Между этими крайними методами имеются и стремящиеся охватить все этапы моделирования от постановки задачи до оценки вариантов, но использующие для представления задачи оценивания разные концепции и терминологию с разной степенью формализации. Среди них: кибернетический подход, информационно-гносеологический подход, системно-структурный подход, метод ситуационного моделирования.

В качественных методах основное внимание уделяется организации постановки задачи, формированию вариантов, использованию опыта человека и его предпочтений. Качественные методы используются, если реальная система не может быть выражена в количественных характеристиках, отсутствуют описания закономерностей систем в виде аналитических зависимостей.

Метод мозгового штурма.

Другие названия метода: «конференция идей», «коллективная генерация идей».

Эта концепция получила широкое распространение с начала 50-х годов как метод, направленный на открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления.

Как правило, для эффективного проведения мозговой атаки стараются выполнять определенные правила:

 

· обеспечить как можно большую свободу мышления участников для высказывания ими новых идей;

· приветствуются любые идеи, без обсуждения, даже если вначале они кажутся сомнительными или абсурдными;

· не допускается критика, не объявляется ложной и не прекращается обсуждение ни одной идеи;

· желательно высказывать как можно больше идей, особенно нетривиальных.

 

К примерам сессииколлективной генерации идей относятсяразличные совещания, заседания научных советов и специально создаваемых временных комиссий и иные собрания компетентных специалистов.

 

"Мозговой штурм" - достаточно универсальный метод, применение которого возможно в различных сферах (научной, технической, административной, торговой и т.д.), однако универсальность метода обратно пропорциональна его эффективности. Применять мозговой штурм для поиска оптимальной конфигурации объекта или устранения конкретных противоречий развития технических систем, бывает нецелесообразно.

Упоминания об использовании подобного подхода к решению проблемвстречаются, посвидетельствам историков, задолго до формирования концепции “Мозговой штурма”.Так в 700-600 годах до н.э.у населявших местностьдревнейВифинии фракийских племен был обычай: столкнувшись с совершенно новой ситуацией, они опрашивали всех, кого возможно, а затем отбирали то, что казалось наиболее приемлемым. При заболевании, когда было непонятно, как и чем лечить человека, больного выносили на улицу и любой прохожий мог поделиться с родственниками своими суждениями и опытом.

 

Методы типа сценариев.

Методыподготовки и согласования представлений о проблеме или объекте, представленные в письменном виде, получили название сценария.

Изначально методсценариев предполагал изложение материала в виде последовательности событий и возможных вариантов решения проблемы с обязательными временными координатами. Позднее это требование было снято, и сценарием стали называть любой документ, содержащий анализ рассматриваемой проблемы или предложения по ее решению, по развитию системы вне зависимости от формы его представления.

 

Обычно предложения для подготовки таких документов пишутся индивидуально, а затем из них формируется согласованный текст.

 

Практически метод сценариев применялся для разработки прогнозов в некоторых отраслях промышленности. Сейчас разновидностью сценариев можно считать предложения по комплексным программам развития отраслей народного хозяйства, готовящиеся организациями или специальными комиссиями.

 

Сценарий - предварительная информация, на основе которой проводится дальнейшая работа по прогнозированию развития отрасли или по разработке вариантов проекта.Он может быть подвергнут анализу, с целью исключения из рассмотрения того, что находится на достаточном уровне развития, или того, что не может быть обеспечено в планируемый период времени.

 

Сценарий помогает составить представление о проблеме, а затем приступить к более четкому представлению системы в виде графиков, таблиц и проведения иных методов системного анализа.

 

Одним из примеровиспользования метода можно считать программы научно-технического прогресса и его последствий, разрабатываемые специальными комиссиями и ведомствами при Академии наук и Госплане СССР, известные как “Пятилетки”.

 

При проведении анализа рискахимико-технологических проектов составляются сценарии аварий, связанных с утечками токсичных химических веществ. Каждый из таких сценариев описывает аварию своего типа, со своим индивидуальным происхождением, развитием, последствиями, возможностями предупреждения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: