Как писать сжатое изложение
1.Как слушать текст первый раз.
а) Во время первого чтения слушать сосредоточенно весь текст, выделять существенное, мысленно делить его на смысловые части, чтобы понять, о чем говорится в каждой из них.
б) Определить общий смысл текста, его основную мысль, в соответствии с которой написаны отдельные части и весь текст, чтобы понять, зачем он написан.
в) Мысленно выделить опорные слова и слова, которые относятся к ним непосредственно и часто служат определяющими, чтобы понять, какую роль они выполняют в тексте, как в них отражается индивидуальный стиль автора.
2. Как работать в перерыве после первого чтения.
а) Вначале не писать связанный текст, схематично изобразить общее представление о тексте в черновике. Для этого записать в столбик в середине листа и с пропусками между строчками опорные слова и словосочетания, чтобы понять логику текста, отраженную в этих словах, и основную мысль текста.
б) Придумать заголовок в соответствии с содержанием, по заголовку еще раз проверить свое представление о логике текста, которое может быть в форме рассуждения в публицистическом стиле.
|
|
в) Схематичное изображение текста с опорными словами поможет увидеть первооснову сжатого варианта, в которую можно сделать добавление других слов, окружая ими опорные слова с разных сторон и подбирая средства связи. Здесь же можно применить приемы сжатия, исключения и обобщения, чтобы не добавлять подробности и дополнительную информацию.
3. Как слушать текст второй раз.
а) На этом этапе во время второго слушания необходимо конкретизировать первые впечатления от текста, делая по возможности письменно исправления и дополнения в составленную схематично основу текста. Здесь нужно соотнести отдельные части с опорными словами по смыслу для создания целого текста, разграничивая их и имея в виду отдельные абзацы в будущем тексте.
б) Затем следует представить более конкретно логику авторского рассуждения и соотнести ее со своей схемой.
в) Необходимо проверить лексическую точность опорных слов окружения, лексическую сочетаемость отдельных выражений, подбирая при необходимости свои слова на уровне авторского замысла.
4. Написать черновик в соответствии с заголовком по отработанной схеме.
а) Проверить соотношение и взаимосвязь микротем в частях текста.
б) Соотнести смысл каждой части с общей основной мыслью, отраженной в одном из предложений.
в) Сделать окончательные исправления и дополнения (текстовые, лексические, стилистические).
г) Проверить черновик два раза.
5. Написать чистовик. Проверить не менее двух раз.
|
|
Как написать сочинение на лингвистическую тему
Тема подобного рода представляет собой вопрос, на который нужно ответить аргументировано, выполнив при этом определенные требования
1. В соответствии с темой-вопросом написать небольшое вступление в одном из 3-х вариантов:
а) О пунктуации как о правописном отделе русского языка, в котором изучаются знаки препинания.
б) О системе знаков препинания, в которой насчитывается приблизительно 17 условных значков.
в) Об основных знаках препинания, без которых нельзя обходиться в письменной речи.
Возможно и другое начало, но обязательно по теме и с главным словом, которое нужно иметь в виду при ответе на вопрос.
2. Начиная основную часть, можно повторить вопрос темы, чтобы затем на него отвечать. Можно отвечать сразу, для чего необходимо сформулировать ответ, который в то же время будет тезисом, показывающим общее назначение знаков препинания, связанных с правильным восприятием и пониманием написанного текста.
3. Привести два аргумента, соответствующих тезису и говорящих о разных функциях знаков препинания. Для введения, выделения и разграничения аргументов желательно использовать вводные слова во-первых, во-вторых.
Аргументы могут быть связаны с очень точным употреблением знаков препинания, с неправильным применением и с отсутствием знаков препинания. Чтобы проиллюстрировать ошибочные случаи, можно предположить, в каком предложении это произойдет и как это приведет к неправильному пониманию смысла написанного.
4. Найти в исходном тексте примеры к каждому из аргументов и указать номер предложения из текста или применить цитирование. Можно подобрать примеры не из данного текста, что приведет к снижению балла.
5. Сделать вывод о точной передаче информации, важной для любого серьезного дела, о точности употребления знаков препинания, которая ведет к улучшению письменного общения, о выражении разных смыслов сообщения, о выражении разных эмоций с помощью знаков препинания.
6. Написать заключение в соответствии со вступлением. Например,о том, что нужно знать и другие особенности оформления письменной речи.
7. Сочинение необходимо сначала выполнить на черновике, хорошо проверить, потом на чистовике и тоже проверить.