Жан Луи Андре Теодор Жерико (1791-1824)

Рождается в эпоху Великой Французской революции. Родился в Руане. Поступает в мастерскую живописца Карла Верне. Узнаёт там фламандскую живопись и увлекается ею. Происходил из богатой семьи, которая была против его увлечения живописью. Собственно, систематического образования не получил, учился эпизодически (в силу происхождения и своего характера).

Т. Жерико. Офицер гвардейских конных егерей во время атаки. 1812. Лувр, Париж. Сразу завоёвывает признание и получает золотую медаль. Составляет часть «наполеоновской эпопеи». Почему успех? Резонанс т.к. как нельзя лучше отвечала настроениям французов. Ключевую роль играет дата – 1812 г. Своеобразный символ эпохи. Оригинальное название – «Портрет господина Н. на коне». Использована иконография барочного конного портрета. Символ всепобеждающей Франции. Характерный, столетиями использовавшийся приём. Фон не просто абстрактно-сумрачный. Чёрные клубящиеся облака – это тоже символ. Дым, гарь сражения. Блеск сабли, движение, пыл сражения.

А похожий портрет Т. Жерико Раненый кирасир (1814, Лувр, Париж) был воспринят в штыки, хотя картина на ту же тему и в той же манере. Опять же – важен год. Это уже время разочарования, конца и разгрома наполеоновской эпопеи. Это было неприятным напоминанием. Он изображён не на коне, а спешившимся. Это не взлетающее, а нисходящее движение. Жерико расстроился, зарёкся заниматься живописью и пошёл в мушкетеры.

Т. Жерико. Плот «Медуза». 1819. Лувр, Париж. Корабль потерпел крушение, части народа не хватило места в шлюпках, и они делают плот, чтобы спастись. В течение многих дней из носило по волнами и когда пришла помощь в живых осталось только двое, они написали книгу. Это была свежая газетная новость на злобу дня, это везде обсуждалось. Острый политический оттенок – капитан был не компетентен, должность по протекции. Обвиняли во всём чуть ли не двор, королевскую власть. Жерико останавливается на этом сюжете и начинает внимательно собирать материал, встречался с авторами, выспрашивал подробности и дальше начинает работать над этюдами. Одновременно и ходит в морг, и делает рисунки с антиков. Это заметно по результату. Вопрос выбора деталей сюжета. По рисункам видно, как он выбирал сюжеты (и каннибализм, и безумие, и кровавые разборки), но в результате отказывается от физиологически ужасных и откровенных эпизодов и выбирает не самый сложный момент. На горизонте появился корабль, но он прошёл мимо. Изображён момент вспыхнувшей надежды. По сути – это тоже гибель надежды, как у Фридриха. В очень политизированном сознании французов такое развитие событий вызвало определённый ряд ассоциаций. Композиция – классический принцип пирамиды. Вершина – фигура негра на бочке, который размахивает платком. Другие фигуры тянутся к вершине пирамиды. Много драматических эпизодов. На переднем плане старик, который горюет над трупом своего сына. Много натурализма (трупов, трупный цвет кожи), но при этом картина очень академична, она построена как правильная пирамида, много жестикуляции. Это взято из мира классической скульптуры. Симбиоз крайнего натурализма и классической традиции. Опять караваджистское, контрастное освещение. Образ – более пластичный. Драматизация ситуации. Салон не знал, что делать. Если бы обругали, то значит салон принял намёк и понял, но – соломоново решение. Салон дал Жерико золотую медаль, хотя Жерико желал, чтобы картина была обругана, хотел эффекта разорвавшейся бомбы. Жерико был недоволен и разочарован, он ожидал. При этом картина считалась неприличной. Современная, «газетная» новость – в масштабе исторической картины, «грязная» история, скандал. Повёз её ещё в другие страны (Лондон и Дублин). Там она имела успех – англичане привычны к экстравагантности (Тёрнер). Кардинальный пересмотр ценностей, другие ориентиры, современные сюжеты.

Серия «портреты сумасшедших». У него был друг-психиатр, который считал, что диагноз можно поставить по лицу. Он и просил Жерико сделать портреты его пациентов в качестве демонстративных материалов.

Сумасшедший, страдающий клептоманией. 1822-1823. Музей изящных искусств, Гент.

Сумасшедшая старуха. 1822-1823. Музей изящных искусств, Лион. Иное отношение к безумным. В прошлом веке в сумасшедший дом ходили как в зоопарк, сейчас относятся как к особому состоянию человеческой души. Безумный человек иначе воспринимает этот мир. Психология, характер через физиогномику. Композиционно довольно однотипно. Монохромный фон, почти монохромная гамма, коричневатые тона. Улавливает ухмылочку.

Т. Жерико. «Полководец». 1819-1820. Окаменевший, остановившийся пристальный, устремлённый в себя взгляд.

Делает пробу работы в скульптуре.

Во время конных прогулок 2 раза падает с лошади. Его парализует, и он долго и в мучениях умирает…

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: