Эжен Делакруа (1798-1863)

В нашем понимании они – мастера романтизма. Очень не любил, когда его называли романтиком. Говорил, что он pure classique. Поколение, родившееся в революцию или сразу после. Желание следовать современному сюжету и писать на злобу дня. Кумиры – Гро, Гойя и Констебл. Симпатии в области своих современников. Пытается освоить всё новое. Не принимает романтизм, но по сути романтик. Нашёл в Алжире античность. «Здесь греки и римляне у моего порога». По своему верен античному идеалу. Но так же плохо относится к реализму. «Проклятый реализм. Уж не хочешь ли ты меня обмануть своей иллюзией?» Примат содержания, а не формы и в этом он весь. Очень важен сюжет. Но своим воображением выходит за рамки сюжетов, преувеличивает то, что изображает. Зависимость от литературы и истории. Отстаивает право на свой собственный стиль. Романизм vs классицизм. Не только в живописи, но скорее в литературе и театре. Чрезвычайно дружен вообще с людьми искусства. Кумиры – Данте, Шекспир, Байрон. Темы, связанные с востоком, гаремом, борьба со зверьми, кровавые сцены истории и современности. Очень пристально изучает колорит, проблемы дополнительных цветов. А вот рисунок у него часто не правильный и форма деформирована. Делакруа «страстно влюблён в страсть». Руководствуется инстинктом, а не наукой.

Э. Делакруа. Автопортрет в виде Гамлета. Выражает художественное кредо. Романтический герой. Вообще в эту эпоху характерен интерес к Шекспиру. Плаща Гамлета почти нет, только тёмная масса.

Э. Делакруа. Ладья Данте. 1822. Лувр, Париж. Самое начало «Божественной комедии» - Данте и Вергилий перебираются в ад. Картина сразу нашла отклик, к нему сразу постучался Гро (ругал за рисунок – «рисуете вы по-свински, но хвалил за остальное). Но интуитивный, неправильный рисунок выглядит более естественно. Контраст между абстракцией и натурализмом. Основной аккорд на цвете. Противоречие между абстракцией и натурализма, трупный цвет, конвульсии.

Э. Делакруа. Свобода на баррикадах. 1830. Лувр, Париж. Авторское название «28 июля 1830 г.» Делакруа был не единственным, кто откликнулся на эту тему. Странное, причудливое сочетание реалистически изображённой толпы и знаковой женской фигуры. Аллегория свободы – обнажённая грудь. Странный образ. Один из критиков писал, что если эта простоволосая, босоногая девка – свобода, то такая свобода нам не нужна. Героизация путём обнажения. Она широкоплечая и «плебейская». Некий диссонанс толпы и этой фигуры.

В 1833 г. Делакруа впервые едет на восток. Потом постоянно будет возвращаться к этой теме.

Э. Делакруа. Портрет Паганини. 1832. Коллекция Филипса, Вашингтон. Делакруа не был никогда портретистом и не пытается им быть. Здесь не стоит задача конкретного портретного сходства. Это скорее исключение из правил. Передаётся характер музыки. Похоже на автопортрет в костюме Гамлета. Эти портреты – исключение из правил. Некая аура игры Паганини. Общий интерес к новому, что происходит в музыке.

1840-1859-е гг. Работает в Марокко. Цикл охота на львов.

Романтизм во Французском искусстве возникает позже, чем в Англии и Германии, т.к. везде романтизм везде возникает как реакция на режим Наполеона. Редкий пример, где в романтическом ключе выполняется исторический пейзаж, а не пейзаж как в Англии и Германии. Там господствуют политические события, а в других странах романтизм – как противостояние Наполеоновскому режиму. Во Франции ещё очень сильна дифференциация жанров.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: