Законодательный процесс – представляет собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания РФ.
Закон считается принятым и вступившим в законную силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией порядком. Нарушение хотя бы одной стадии прохождения законопроекта лишает принятый акт законной силы.
Законодательная инициатива - первая стадия законодательного процесса.
Ст. 104 К: право законодательной инициативы принадлежит:
· Президенту;
· СФ;
· Членам СФ;
· Депутатам ГД;
· Правительству РФ;
· законодательным (представительным) органам субъектов РФ;
· Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
Законопроект регистрируется а Аппарате ГД. На него заводится регистрационная электронная карта, на которой фиксируются все его дальнейшие движения. Председатель направляет законопроект в соответствующий комитет по профилю, одновременно – Президенту, СФ, Правительство, а если законопроект относится к совместному ведению Федерации и субъектов – в законодательные органы субъектов РФ.
|
|
Для работы над законопроектами комитеты могут создавать рабочие группы, в состав которых включаются депутаты, представители субъектов РФ, представители органов госвласти, общественных объединений, эксперты и специалисты.
Обсуждение законопроекта.
Обсуждение законопроекта происходит на пленарном заседании, на котором обычно бывает три чтения.
В первом чтении обсуждается концепция законопроекта, его актуальность, практическая значимость, дается оценка в соответствии с Конституцией.
На втором чтении обсуждаются вносимые в законопроект поправки по основным его положениям. Это основная стадия принятия законопроекта. Она самая объемная и трудоемкая.
Третье чтение назначается ГД для принятия законопроекта в качестве закона. Предварительно текст направляется тем же лицам, которые участвовали в первых двух чтениях. В ходе третьего чтения не обсуждаются поправки, статьи проекта, закон принимается в целом. В отдельных случаях может быть поставлен вопрос о возвращении на второе чтение.