Вопросы к экзамену по учебной дисциплине

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

методик дошкольного образования

___________Д.Н.Дубинина

Протокол № 1 от «29»08.2016г.

Вопросы к экзамену по учебной дисциплине

«Теории и методике формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

1. Характеристика методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников как науки и учебной дисциплины.

2. Содержание понятия «предматематическая подготовка».

3. Математические способности и предпосылки их проявления у детей дошкольного возраста.

4. Определение содержания, методов и приемов формирования элементарных математических представлений у детей до школы зарубежными педагогами прошлого.

5. Разработка зарубежными педагогами прошлого дидактических материалов для формирования элементарных математических представлений у детей.

6. Научные концепции формирования и развития математических понятий у детей в трудах зарубежных педагогов и психологов 19-20 вв.

7. Накопление эмпирических данных передовыми отечественными педагогами прошлого.

8. Создание первой научно обоснованной программы формирования элементарных математических представлений у детей до школы.

9. Теоретическая и методическая концепция А.М. Леушиной.

10. Научные исследования в области формирования элементарных математических представлений дошкольников 50-80-х годов ХХ века.

11. Современные концепции формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в трудах отечественных исследователей.

12. Современные концепции формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в трудах зарубежных педагогов и психологов.

13. Современные подходы к реализации педагогических принципов отбора содержания и организации процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

14. Понятия. Отношения. Логические операции. Индуктивные и дедуктивные выводы.

15. Множество. Виды множеств. Элемент множества. Подмножества.

16. Операции над множествами.

17. Число и цифра. История развития понятия числа и деятельности счета в филогенезе.

18. Натуральное число. Натуральный ряд чисел. Его свойства.

19. Способы записи чисел. История их развития.

20. Счет как деятельность. Системы счисления. Их характеристика.

21. Понятие геометрической фигуры. Фигуры планиметрии и стереометрии.

22. Понятие величины. Измерение величин. Виды величин.

23. Значение формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в аспектах их общего и предлогического развития.

24. Цель и задачи формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

25. Генезис представлений о множестве у детей от раннего возраста до школы.

26. Формирование элементарных представлений о множестве у детей в дочисловой период (понятия «много» и «один», их отношения).

27. Формирование умения устанавливать взаимнооднозначное соответствие между элементами множества, соответствие между множествами по количеству входящих элементов практическим путем.

28. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о множестве, умения графически обозначать множества и их элементы.

29. Концепции формирования и развития представлений о числе в отечественных и зарубежных, психологических и педагогических теориях.

30. Особенности развития у дошкольников представлений о натуральном ряде чисел.

31. Этапы развития счетной деятельности у детей дошкольного возраста.

32. Методика обучения количественному счету.

33. Методика обучения счету наощупь, счету звуков, счету движений.

34. Специфика деятельности отсчета. Обучение детей отсчету.

35. Современные методические подходы к знакомству с цифрами.

36. Методика знакомства детей с образованием числа.

37. Формирование у детей старшего дошкольного возраста понимания взаимно обратных связей и отношений между смежными числами.

38. Методика показа независимости числа от качественных и пространственных признаков множества.

39. Методика обучения детей дошкольного возраста порядковому счету.

40. Методика знакомства детей с составом числа из единиц.

41. Методика ознакомления детей с составом числа из двух меньших чисел.

42. Ознакомление детей дошкольного возраста с делением целого предмета на равные части.

43. Особенности усвоения детьми старшего дошкольного возраста вычислительной деятельности.

44. Методика формирования у старших дошкольников вычислительных действий.

45. Особенности восприятия и познания величины детьми раннего и дошкольного возраста.

46. Особенности овладения детьми дошкольного возраста измерительной деятельностью.

47. Методика формирования у детей умения выделять, показывать и называть параметры величины и величину в целом, сравнивать предметы по величине практическим путем.

48. Методика обучения детей сравнению предметов по величине с помощью предмета-посредника, условной мерки.

49. Обучение детей построению сериационного ряда и обозначению словами отношений между величинами элементов ряда. Развитие глазомера у детей дошкольного возраста.

50. Методика обучения детей старшего дошкольного возраста измерению.

51. Особенности восприятия геометрических фигур и формы предметов детьми раннего и дошкольного возраста.

52. Методика обучения умению различать и называть геометрические фигуры.

53. Формирование умения определять и называть форму окружающих предметов.

54. Специфика обучения детей разных возрастных групп умению группировать и классифицировать геометрические фигуры по разным признакам.

55. Методика формирования у старших дошкольников обобщающих понятий «четырехугольник», «многоугольник».

56. Методика обучения детей выкладыванию геометрических фигур из палочек.

57. Знакомство детей дошкольного возраста с трансфигурацией.

58. Генезис пространственного восприятия и пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста.

59. Формирование у детей разных возрастных групп умения ориентироваться на себе.

60. Формирование у детей умения ориентироваться от себя.

61. Методика обучения детей разных возрастных групп ориентировке в окружающем пространстве.

62. Методика обучения детей разных возрастных групп умению ориентироваться в двухмерном пространстве.

63. Особенности восприятия и понимания времени детьми раннего и дошкольного возраста, развития у дошкольников чувства времени.

64. Обучение детей разного возраста различению частей суток, умению определять и называть их последовательность.

65. Формирование у дошкольников понимания и различения значения слов «вчера», «сегодня», «завтра».

66. Формирование представлений о днях недели, их последовательности.

67. Ознакомление детей разных возрастных групп с временами года, их последовательностью.

68. Ознакомление детей с названиями месяцев, годом.

69. Знакомство дошкольников с приборами измерения времени. Методика формирования умения определять время по часам. Формирование у дошкольников чувства времени.

70. Использование моделирование в процессе формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.

71. Диагностика компетентности дошкольника в области элементарной математики.

72. Педагогическое проектирование процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

73. Специфика организации процесса элементарных математических представлений в разных возрастных группах.

74. Основные дидактические средства, учебные пособия и материалы. Их характеристика и методика использования.

75. Индивидуальная и самостоятельная деятельность математической направленности, условия ее организации в учреждениях дошкольного образования.

76. Педагогические условия осуществления преемственности в работе детского сада и начальной школы по математическому развитию детей.

77. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

78. Современные технологии формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

79. Формы организации процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

80. Организация предметно-пространственной среды развивающего характера в разных возрастных группах.

 

_______________ _________________

(подпись преподавателя) (И.О.Фамилия)

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: