УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
методик дошкольного образования
___________Д.Н.Дубинина
Протокол № 1 от «29»08.2016г.
Вопросы к экзамену по учебной дисциплине
«Теории и методике формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
1. Характеристика методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников как науки и учебной дисциплины.
2. Содержание понятия «предматематическая подготовка».
3. Математические способности и предпосылки их проявления у детей дошкольного возраста.
4. Определение содержания, методов и приемов формирования элементарных математических представлений у детей до школы зарубежными педагогами прошлого.
5. Разработка зарубежными педагогами прошлого дидактических материалов для формирования элементарных математических представлений у детей.
6. Научные концепции формирования и развития математических понятий у детей в трудах зарубежных педагогов и психологов 19-20 вв.
7. Накопление эмпирических данных передовыми отечественными педагогами прошлого.
|
|
8. Создание первой научно обоснованной программы формирования элементарных математических представлений у детей до школы.
9. Теоретическая и методическая концепция А.М. Леушиной.
10. Научные исследования в области формирования элементарных математических представлений дошкольников 50-80-х годов ХХ века.
11. Современные концепции формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в трудах отечественных исследователей.
12. Современные концепции формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в трудах зарубежных педагогов и психологов.
13. Современные подходы к реализации педагогических принципов отбора содержания и организации процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
14. Понятия. Отношения. Логические операции. Индуктивные и дедуктивные выводы.
15. Множество. Виды множеств. Элемент множества. Подмножества.
16. Операции над множествами.
17. Число и цифра. История развития понятия числа и деятельности счета в филогенезе.
18. Натуральное число. Натуральный ряд чисел. Его свойства.
19. Способы записи чисел. История их развития.
20. Счет как деятельность. Системы счисления. Их характеристика.
21. Понятие геометрической фигуры. Фигуры планиметрии и стереометрии.
22. Понятие величины. Измерение величин. Виды величин.
23. Значение формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в аспектах их общего и предлогического развития.
|
|
24. Цель и задачи формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
25. Генезис представлений о множестве у детей от раннего возраста до школы.
26. Формирование элементарных представлений о множестве у детей в дочисловой период (понятия «много» и «один», их отношения).
27. Формирование умения устанавливать взаимнооднозначное соответствие между элементами множества, соответствие между множествами по количеству входящих элементов практическим путем.
28. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о множестве, умения графически обозначать множества и их элементы.
29. Концепции формирования и развития представлений о числе в отечественных и зарубежных, психологических и педагогических теориях.
30. Особенности развития у дошкольников представлений о натуральном ряде чисел.
31. Этапы развития счетной деятельности у детей дошкольного возраста.
32. Методика обучения количественному счету.
33. Методика обучения счету наощупь, счету звуков, счету движений.
34. Специфика деятельности отсчета. Обучение детей отсчету.
35. Современные методические подходы к знакомству с цифрами.
36. Методика знакомства детей с образованием числа.
37. Формирование у детей старшего дошкольного возраста понимания взаимно обратных связей и отношений между смежными числами.
38. Методика показа независимости числа от качественных и пространственных признаков множества.
39. Методика обучения детей дошкольного возраста порядковому счету.
40. Методика знакомства детей с составом числа из единиц.
41. Методика ознакомления детей с составом числа из двух меньших чисел.
42. Ознакомление детей дошкольного возраста с делением целого предмета на равные части.
43. Особенности усвоения детьми старшего дошкольного возраста вычислительной деятельности.
44. Методика формирования у старших дошкольников вычислительных действий.
45. Особенности восприятия и познания величины детьми раннего и дошкольного возраста.
46. Особенности овладения детьми дошкольного возраста измерительной деятельностью.
47. Методика формирования у детей умения выделять, показывать и называть параметры величины и величину в целом, сравнивать предметы по величине практическим путем.
48. Методика обучения детей сравнению предметов по величине с помощью предмета-посредника, условной мерки.
49. Обучение детей построению сериационного ряда и обозначению словами отношений между величинами элементов ряда. Развитие глазомера у детей дошкольного возраста.
50. Методика обучения детей старшего дошкольного возраста измерению.
51. Особенности восприятия геометрических фигур и формы предметов детьми раннего и дошкольного возраста.
52. Методика обучения умению различать и называть геометрические фигуры.
53. Формирование умения определять и называть форму окружающих предметов.
54. Специфика обучения детей разных возрастных групп умению группировать и классифицировать геометрические фигуры по разным признакам.
55. Методика формирования у старших дошкольников обобщающих понятий «четырехугольник», «многоугольник».
56. Методика обучения детей выкладыванию геометрических фигур из палочек.
57. Знакомство детей дошкольного возраста с трансфигурацией.
58. Генезис пространственного восприятия и пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста.
59. Формирование у детей разных возрастных групп умения ориентироваться на себе.
60. Формирование у детей умения ориентироваться от себя.
61. Методика обучения детей разных возрастных групп ориентировке в окружающем пространстве.
62. Методика обучения детей разных возрастных групп умению ориентироваться в двухмерном пространстве.
|
|
63. Особенности восприятия и понимания времени детьми раннего и дошкольного возраста, развития у дошкольников чувства времени.
64. Обучение детей разного возраста различению частей суток, умению определять и называть их последовательность.
65. Формирование у дошкольников понимания и различения значения слов «вчера», «сегодня», «завтра».
66. Формирование представлений о днях недели, их последовательности.
67. Ознакомление детей разных возрастных групп с временами года, их последовательностью.
68. Ознакомление детей с названиями месяцев, годом.
69. Знакомство дошкольников с приборами измерения времени. Методика формирования умения определять время по часам. Формирование у дошкольников чувства времени.
70. Использование моделирование в процессе формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.
71. Диагностика компетентности дошкольника в области элементарной математики.
72. Педагогическое проектирование процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
73. Специфика организации процесса элементарных математических представлений в разных возрастных группах.
74. Основные дидактические средства, учебные пособия и материалы. Их характеристика и методика использования.
75. Индивидуальная и самостоятельная деятельность математической направленности, условия ее организации в учреждениях дошкольного образования.
76. Педагогические условия осуществления преемственности в работе детского сада и начальной школы по математическому развитию детей.
77. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
78. Современные технологии формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
79. Формы организации процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
80. Организация предметно-пространственной среды развивающего характера в разных возрастных группах.
|
|
_______________ _________________
(подпись преподавателя) (И.О.Фамилия)