Особенности профессии управленца

 

Большинство специалистов, занимающихся проблемой выбора профессии считают, что именно в индивидуальных способностях надо искать сегодня скрытый потенциал повышения эффективности труда.

Особенно это важно для организаций, решающих новаторские задачи,

постоянно разрабатывающих и осваивающих новую продукцию и технологии, для которых характерны отсутствие в системе управления жесткого распределения функций и сфер ответственности, преобладание неформальных связей, горизонтальных, а не вертикальных коммуникаций, ставка на развитие персональных качеств, потенциала и инициативы работников.

Индивидуальные способности человека занимают важное место в его профессиональной деятельности, связанной с управлением. Мировой опыт показывает, что объяснение многих тупиковых ситуаций, имеющих отношение к возникновению военных и социальных конфликтов, а также кризисных явлений в экономике, заключается именно в плохом управлении,

ошибочных или не принятых вовремя решениях Разработка и принятие правильных решений на основе тщательного изучения и анализа ситуации с учетом всех возможных последствий – непростая задача, которая относится к категории вечных проблем для сферы управления на всех уровнях: от глобального до уровня отдельного предприятия, семьи, личности.

Более того, если говорить об управлении общественными системами, то с течением времени сложность задач лишь возрастает, требуя не только механизмов модернизации управления, но и качественного изменения мышления, взгляда на проблемы, события, явления.

Поэтому профессия управленца становится синтетической, интегрирующей информацию из области философии, экономики, социологии, психологии, логики в рамках комплексного подхода.

В этом сложность и привлекательность специальности управленца. Управление – это процесс целенаправленного воздействия на коллективы людей с целью достижения необходимых результатов.

Главное назначение менеджера – вдохновлять, побуждать к деятельности своих заместителей, главных специалистов и заставлять их, в свою очередь, с помощью материальных, моральных и духовных стимулов настраивать на эффективный труд, задействовать в полной мере опыт, образование, природные способности подчиненных, возбуждать воображение и энергию и направлять их в нужное русло.

Именно с помощью человеческих ресурсов можно и нужно организовывать производство, управлять всеми остальными ресурсами, имеющимися в распоряжении менеджера: финансами, материалами, оборудованием, знаниями и т. д. Если менеджер, даже блестяще владея профессиональным мастерством, не умеет это делать, какой от него прок: он не на своем месте!

Признанный авторитет в области управления Ли Якокка считает: «Есть в характере любого менеджера, каким бы способным он ни был, фраза, которую я не терплю. Вот она: «У меня не ладятся отношения с людьми». Это убийственная для менеджера характеристика».

Менеджмент для современной России, особенно в период рыночной экономики, имеет большое значение. Развитие производства, экономики, общества зависит от менеджмента.

Расширяются информационные возможности, повышается роль знаний и возникает проблема управления ими, персонал становится человеческим капиталом, увеличивается количество альтернатив решаемых проблем в процессах, менеджмент превращается в науку и в то же время остается уникальным искусством работы с людьми, предъявляются новые профессиональные требования к менеджерам.

Сегодня без профессионализации управленческой деятельности, без подготовки менеджеров-профессионалов и создания необходимых условий для их деятельности невозможно решить сложнейшие задачи в условиях глобализации экономики. Профессия менеджера это одна из сложнейших профессий, поскольку требует от человека серьезных знаний, навыков и опыта.

Немалое значение имеют и личные качества, такие, как деловая активность, тип мышления, лидерство и др. Однако эта сложность привлекает людей. Образование в области управления стало одним из наиболее популярных и востребованных, ежегодно количество выпускников составляет более 30 тыс. человек.

Потому неслучайно, что в образовательном сообществе и среди работодателей бытует мнение, что не следует готовить менеджеров – вчерашних школьников, так как у них нет необходимого жизненного опыта, имеются сложности при практическом освоении профессии в процессе обучения, да и сам характер ее таков, что ей невозможно научить, надо освоить на практике.

В этом есть разумное зерно, но есть и иная точка зрения. Понимание профессии бывает более глубоким, если оно начинается «с чистого листа»,

опирается на обширные и главным образом фундаментальные знания.

Процесс формирования профессионального сознания ускоряется, если он идет по программе комплексного обучения, а не методом проб и ошибок, если есть достаточно времени. И здесь первое образование имеет преимущества перед дополнительным или чисто практическим. Оно формирует определенный тип профессионального мышления, позволяющего в дальнейшем более эффективно совершенствовать профессиональные навыки.

Образование в области управления стало сегодня наиболее популярным в нашей стране. Многие учебные заведения как экономического, так и инженерного профиля ведут подготовку по этой специальности. Повышение качества управленческого образования, использование передового опыта в этой области, наша интеграция в европейскую систему управленческого образования исключительно важны. Существует потребность в менеджерах новой формации, способных эффективно работать в новых условиях.

Подготовка менеджеров – это не мода 90-х гг. прошлого столетия, когда было утверждено первое поколение стандартов по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление». Она имеет свою историю.

Управление выделилось в самостоятельный вид деятельности в обществе в конце ХIХ в., когда представители американского движения «научный менеджмент», лидером которого был Фредерик Тейлор (1856-1915), обосновали необходимость введения этой категории.

Один из учеников Ф. Тейлора, американский инженер Генри Ганнт доказал, что временное частное право на управление, передаваемое по наследству, не является эффективным и оправданным. Сегодня эта профессия превратилась в сложный вид деятельности в системах, управляющих коллективами людей (бригадой, цехом, предприятием). При увеличении масштабов до уровня отрасли или государства они приобретают черты социально-экономических систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: