Великий перелом» в конце 1920-х – 1930-е гг

Это был период формирования основных черт советского государства и общества, в рамках которого выделяют три взаимосвязанных процесса: индустриализация, коллективизация и культурная революция.

Индустриализация – это процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства (особенно промышленности). Решение о начале индустриализации было принято на XIV съезде ВКП(б) (декабрь 1925). Целью индустриализации было преодоление технического и экономического отставания СССР от ведущих стран мира. Создание мощной промышленности позволяло повысить обороноспособность страны и обеспечить развитие сельского хозяйства за счет его механизации. Кроме того, увеличение числа рабочих укрепляло социальную базу советской власти. Началом индустриализации стала 1-я пятилетка (1928–1932).

Источниками средств для нее стали: перекачка доходов сельского хозяйства в тяжелую промышленность, внутренние займы у населения, активная продажа за границу зерна, леса, культурных ценностей и т. д., энтузиазм трудящихся. Активно привлекались иностранный опыт и оборудование, нехватку ресурсов старались компенсировать тщательным планированием. Впрочем, план 1-й пятилетки оказался завышен, а его выполнение протекало с многочисленными трудностями (заморозка средств, нехватка сырья, штурмовщина, недостаток кадров и т. д.). Хотя выполнить его не удалось, в целом промышленный рост был огромен (в 2 раза, по плану почти в три). Была создана основа промышленной базы страны.

Целью 2-й пятилетки (1933–1937) стал окончательный переход к самостоятельному производству промышленного оборудования. В 1935 г. возникает стахановское движение, когда трудящиеся стремились перевыполнить нормы производства за счет более рациональной организации труда. Задачей 3-й пятилетки (1938–1942) было догнать развитые страны по производству продукции на душу населения, однако надвигающаяся война заставила отдать приоритет развитию оборонной промышленности и созданию промышленной базы на востоке страны.

Всего уровень промышленного производства в 1928–1940 гг. вырос примерно в 6 раз. Упор при этом был сделан на тяжелую промышленность. Потребительскими товарами страна обеспечивалась также за счет работы промысловой кооперации (10 % от всего производства в 1939). В итоге СССР превратился во вторую после США промышленную державу мира, была создана мощная экономическая база, позволившая выиграть войну.

Коллективизация – объединение единоличных крестьянских хозяйств в коллективные (колхозы). Ее целями были: повышение эффективности сельского хозяйства за счет механизации и применения передовых технологий и создание системы перекачки ресурсов из с/х в промышленность. Идеологически колхозы рассматривались как путь к социализму в деревне.

Сначала коллективизация проходила добровольно, но затем процесс принял форсированный и насильственный характер. В январе 1930 г. была провозглашена «сплошная коллективизация на основе ликвидации кулачества как класса». Это вызвало сопротивление со стороны зажиточного крестьянства, что выражалось в терактах, саботаже, массовом забое скота и сокращении посевов, сложилась угроза и открытых восстаний. В этих условиях уже весной 1930 г. власти пришлось пойти на уступки и разрешить крестьянам выход из колхозов, а также уделить внимание механизации с/х (МТС). Однако затем снова перешли к сплошной коллективизации, которая в целом завершилась к 1937 г., когда было объединено 93 % хозяйств. Коллективизация имела много негативных последствий: голод 1932–1933 гг. унес жизни около 3 млн чел., падение поголовья скота и др. Положительные тенденции в с/х стали проявляться лишь в 1935–37 гг. К 1940 г. сельхозпроизводство составило всего 124 % от уровня 1928 г., но производительность труда выросла в 2 раза.

Под культурной революцией понимают комплекс предпринятых советской властью мер в отношении культуры и образования в 1920–1930-е гг. Ее основной целью было повышение культурного и образовательного уровня населения – проведение индустриализации и коллективизации требовало огромного количества квалифицированных кадров. Кроме того, требовалось сформировать в обществе новую, советскую культуру и идеологию и в перспективе воспитать нового советского человека. В рамках прораммы была создана разветвленная система массового образования, организовано большое число культурно-массовых заведений и мероприятий, открывались новые вузы, получили развитие новые жанры и виды искусства. К 1939 г. уровень грамотности достиг 87,4 % (в 1913 – всего 28,4 %). Вместе с тем был установлен тотальный контроль власти за духовной жизнью общества, шла активная борьба с идеологическими противниками, в том числе и с церковью.

Итогом индустриализации, коллективизации и культурной революции стало построение советского варианта социализма, для которого были характерны высокая степень централизации и административно-командные методы управления экономикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: