Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Сущность идеи когерентности социологических теорий и ее реализация в современной западной социологии.




Основные парадигмы современной западной социологии.

В качестве парадигм современной западной социологии рассматриваются: структурный функционализм и неомарксизм теории конфликта и социального обмена, символический интеракционализм и этнометодология. В них особое внимание уделяется межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

Проблемы и перспективы современной западной социологии.

Судьба социологии в ХХ в. складывалась непросто. Историки этой науки отмечают сложность и противоречивость процесса познания социальной реальности. Социологи, преимущественно, пытались ответить на два фундаментальных вопроса: 1) каковы истоки совпадения и расхождения индивида и социума; 2) каковы факторы и движущие силы социального развития? Ответы на эти вопросы давались самые разные.

На протяжении всего прошлого столетия происходила все бoльшая специализация, автономизация, возрастала замкнутость социологических школ и концепций. В конце ХХ в. стало ясно, что социология переживает кризис, вызванный неспособностью этой науки адекватно отобразить новые социальные процессы. Разнообразные школы и направления приходили ко все большему рассогласованию между собой.

В западной социологии возникли противоречия: 1) между признанием правомерными всех (или основных) концепций и накоплением разноречивых выводов разных школ (направлений) по одной и той же проблеме (что, соответственно, ослабляло истинность каждой из них); 2) между институционально оформленным социологическим сообществом (в рамках национальных, региональных и международных ассоциаций) и концептуально расколотым социологическим знанием; 3) между унифицированным положением социологии, фактически ставшей частью государственно-бюрократической системы, претендовавшей на знание истины "в последней инстанции", и методологическим произволом различных концепций в ней; 4) между практической направленностью прикладной социологии на манипулирование общественным мнением и самим обществом, и возникшим у общества иммунитетом против всякого социального прожектерства; 5) между постоянно отстающей теорией и непрерывно обгоняющими ее социальными процессами, которые та оказалась не в состоянии осмыслить и теоретически отобразить.

К сожалению, для современной западной социологи уже не характерна диалогичность, свойственная философии, в недрах которой она когда-то возникла. Сегодня стало очевидным, что социологическое знание должно быть амбивалентным, то есть, не претендующим на истину в последней инстанции. Тем не менее, заслуги социологии в анализе общественных процессов и явлений бесспорны, авторитет социологических ис-следований как теоретического, так и прикладного характера чрезвычайно высок. И есть все основания полагать, что в XXI в. социология добьется новых выдающихся результатов.




Сущность идеи когерентности социологических теорий и ее реализация в современной западной социологии.

Итак, западная теоретическая социология, как мы могли убедиться, развивается в рамках двух основных парадигм — макросо- циологической и микросоциологической. В обоих случаях мы наблюдали как доведение внутренней логики парадигмы до экстремальных пределов (например, в случае этнометодологии), так и поиски компромиссных решений — иногда более, иногда менее успешны.

В последнее десятилетие наиболее четко обозначилась общая тенденция к конвергенции противостоящих ранее друг другу парадигм, иначе говоря — к переходу от многовариантного к монопарадигматическому статусу социологической науки, от теоретического плюрализма к теоретическому монизму. Идея когерентности социологических теорий исходит из гипотетической возможности объединения структурных теорий и теорий социального действия в интегративную социологическую теорию.

Попытки раздвинуть рамки бихевиористского «догматизма» и выйти на социетальный уровень исследования мы могли наблюдать, например, в теории социального обмена П. Влау. Аналогичные встречные попытки имели место у структурных функционалистов (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.). Особенно заметна эта тенденция макро-микроинтеграции у социологов более молодого поколения (Дж. Александер, Э. Гидденс, Р. Коллинз, К. Нор-Цетина, М. Хечтер), отвергающих макроэкстремизм структурных функционалистов и структуралистов и микроэкстремизм бихевиористов, феноменологов, этнометодологов. Эта тенденция обещает стать, по замечанию Р. Коллинза, областью значительного продвижения в ближайшем будущем. С. Эйзенштадт и X . Хелле еще более категоричны: «Конфронтация между макро- и микротеорией принадлежат прошлому».





Дата добавления: 2017-11-01; просмотров: 328; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9604 - | 7298 - или читать все...

 

18.234.88.196 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.001 сек.