Часть 2. Задания по рисункам и на сопоставление
1. Многоножки (4 балла).
Ответ (буква) | А 2 балла | Объяснение | Пояснение: А – это не членистоногое, т.к. здесь не членистые ноги, а параподии — выросты тела с щетинками (1б), Этополихетаили многощетинковый червьилиКольчатый червь(за любое из этих пояснений – еще 1б) |
Остальные животные на рисунке: А – интерстициальная полихета Б – пауропода, В – мухоловка, Г – кивсяк – но это дети писать были не должны
2. Молекулы (4 балла).
Ответ (буква) | А –2 б. (верный ответ) | Объяснение | 1) Используются нуклеотиды ДНК (сахар дезоксирибоза – без 2’ – OH- группы (1б) 2) И трифосфаты (1б), потому что содержит макроэрг. связь (поэтому Б – неверно) . |
Б –1 б (это ошибка, но не очень грубая) | Если выбран ответ Б и есть объяснение, что это дезоксирибоза, то за объяснение тоже 1б. Таким образом, всего за ответ Б с объяснением можно получить 2 балла. |
3. Пауки (8 баллов).
Номер паука | ||||||||
Способ охоты (Т или О) | О | О | Т | Т | Т | О | Т | О |
Система оценки: по 1 баллу за клеточку
|
|
4. Зубы (8 баллов).
Зубы(рисунок) | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
Пища(впишите цифру) |
Система оценки: по 1 баллу за клеточку
Задание 5 в матрице ниже (его должен проверять биолог, а эти задания могут проверять и не биологи)
6. Растительные сообщества (10 баллов).
Сообщество | ||||||||||
Тип(впишите обозначение типа) | R | GB | S | CS | GB | R | S | R | СS | CS |
Система оценки: по 1 баллу за клеточку
5. Биосистематика (8 баллов).
Ответ и система оценки.
Верна НИЖНЯЯ схема. Верный рисунок расположения видов может быть одним из двух: | Важно, что виды 1 и 2 вместе, а вид 4 ближе к ним, чем вид 3 | За правильную схему – 3 балла. Если виды 1-2 сгруппировали вместе, а остальное неверно – то 2 балла за всю задачу (пояснения в этом случае не оцениваются). |
Система оценки объяснений: За развернутые пояснения – 5 баллов (примерная разбалловка на рисунке). Максимум за задачу – 8 баллов |
Задачи 10-11 класс
В матрице синим приведен текст задач, черным – решения и система оценки
1. Эритроциты. 10-11 класс (3 балла)
Эритроциты млекопитающих не имеют не только ядра, но и митохондрий. За счет чего они получают энергию?
Ответ и система оценки
За счет гликолиза (анаэробное окисление глюкозы тоже засчитывать) (2б),
проходящего в цитоплазме (1б).
2. Объем крови. 10-11 класс (12 баллов)
Для лечения редкого животного, заболевшего в зоопарке, потребовалось узнать его общий объем крови. Как можно без вреда для жизни и здоровья этого животного экспериментально определить общий объем его крови? Приведите пример расчета, который бы использовался после проведения эксперимента.
|
|
Ответ и система оценки:
В кровь вводят нетоксичное инертное вещество (например, изотоп хрома 51) в известном количестве (2 б).
Через некоторое время забирают несколько мл крови и измеряют концентрацию введенного вещества (2 б).
Определив, во сколько раз разбавилось вещество, можно рассчитать общий объем крови (2 б)
Пример расчета (в решении может быть другой):
Вводим 1мг хромата натрия, получаем через полчаса концентрацию 0,2 мкг/мл. 1мг / 0,2 мкг/мл = 5000 мл = 5л (за пример с правильным рассчетом 4 балла)
Примечание. В решении не учитывается, куда это вещество кроме крови может попасть (из крови распределиться по тканям, начать отфильтровываться почками) и за какое время. Если будет в ответе об этом написано, нужно добавить еще 2 балла.
3. СТОП-кодоны. 10-11 класс (12 баллов)
После расшифровки генома какого-либо вида начинается его анализ. И важная задача – поиск генов, кодирующих белки. Одним из признаков гена считается наличие протяженного участка без СТОП-кодонов. В таблице генетического кода на СТОП-кодоны приходится три триплета: УАГ, УГА, УАА.
Пусть у нас есть одна цепь ДНК, построенная из нуклеотидов случайным образом. Оцените среднюю длину участка (в нуклеотидах) между двумя СТОП-кодонами в такой случайной последовательности. Сколько аминокислот мог бы кодировать такой средний участок?
Ответ и система оценки:
Из 64 кодонов на СТОП приходится 3 (2 балла).
Значит, вероятность встретить СТОП-кодон – 3/64 (2 балла).
Отсюда средняя длина цепи (в кодонах), на которой встретится хотя бы один СТОП, равна обратной величине (2 балла), т.е. 21.3 кодона (1 балл).
Средняя длина (в нуклеотидах) — 21.3 х 3 = 64 (2 балла) (ответ 61 — между стоп-кодонами – тоже засчитывать как верный).
Если вычесть длину самого СТОП, то получится 64-3 = 61 нуклеотид. 61/3 = 20 кодонов (1 балл).
Такой случайный участок мог бы закодировать 20 аминокислот (2 балла).
Ответы, которые можно считать верными: 64 и 61 нуклеотидов и 20 аминокислот.
Всего за задачу – 12 баллов.
4. Задача по генетике. 10-11 класс (14 баллов)
Была взята самка Drosophila melanogaster и скрещена с самцом. Эта самка была гетерозиготна по рецессивной летальной мутации в X-хромосоме (то есть – мутации, вызывающей гибель особи в гомо- или гемизиготе). Потомккам этой пары позволили свободно скрещиваться друг с другом.
Какое соотношение полов будет получено во втором поколении? Все самки имеют одинаковую плодовитость (по числу отложенных яиц).
Ответ и система оценки:
Обозначим хромосомы как:
X+ – нормальная половая хромосома,
XL – X-хромосома с леталью,
Y – Yхромосома.
Генотипы родителей: ♀ X+ XL × ♂ X+ Y
В первом поколении на уровне оплодотворённых яиц будут 4 генотипа в соотношении 1:1:1:1:
F1 | Самки | Самцы | |||
Зиготы F1 | X+ X+ | X+ XL | X+ Y | XL Y | 1:1:1:1 |
Гибнут |
(2 балла за все генотипы зигот F1 и 1 балл за соотношение)
Но самцы XL Y – гибнут (1 б.) и среди выживших будет соотношение полов 2 самки на 1 самца. (1 б.)
Всего за F1 – 5 баллов
Смотрим, что получится в F2
Возможно два равновероятных типа скрещивания между собой особей 1-го поколения:
I) X+ X+ х X+ Y – в этом случае все потомки выживут и будет получено соотношение полов 1 к 1. (3 б.)
2) X+ XL х X+ Y. В этом случае расщепление будет тем же, что и в 1-м поколении – 2 самки на 1 самца. (3 б)
С учётом того, что плодовитость самок в двух типах скрещиваний одинакова, итоговое соотношение полов составит 4 самки на 3 самца. (3 балла)
Всего за F2 – 9 баллов
Ответ: В F2 отношение полов будет 4 самки: 3 самца
5. Гормоны и надпочечники. 10-11 класс (15 баллов) (эта задача отличается от задачи с таким же названием в 9 кл)
Кортизол - один из гормонов коры надпочечников. Секреция кортизола надпочечниками регулируется гипоталамо-гипофизарным комплексом.
|
|
1) Дорисуйте схему прямых и обратных связей в системе «гипоталамус — гипофиз — надпочечники». В овалы впишите названия недостающих гормонов. Покажите связи между гормонами и процессами, которые они регулируют. Если гормон усиливает процесс, используйте стрелку. Если подавляет – вместо стрелки на конце линии, показывающей влияние, ставьте знак ┤ |
Ответ и система оценки вопроса 1 в 10-11 классе:
1) Гормоны и связи – в схеме. Курсивом показано то, что было в задании, черным НЕ курсивом – то, что дети вписывали сами. Всего надо было вписать 2 названия гормонов (кортиколиберин и АКТГ) и 3 связи Система оценки пункта 1: За названия гормонов – по 2 балла: АКТГ (или адренокортикотропный) и Кортиколиберин (или либерин). За каждую связь (кроме данной в задании – она бледно-голубым) – по 1 баллу. Засчитывать, и когда связь направлена на железу, и когда на стрелку под железой. Если вместо подавления стоит стрелка или наоборот, то связь не засчитываем. |
Всего за схему 7 баллов максимум, |
2) У пациента обнаружена опухоль в левом надпочечнике, вследствие чего из этого надпочечника кортизол выделяется в избыточном количестве. Что произойдет с правым надпочечником этого пациента? Аргументируйте ответ
Ответ и система оценки вопроса 2:
Ответ: правый надпочечник уменьшится в размере
Объяснение и система оценки:
Избыток кортизола, выделяемый опухолью в левом надпочечнике, будет тормозить выделение кортиколиберина гипоталамусом (2 балла) и АКТГ гипофизом (2 балла).
Т.к. АКТГ стимулирует рост надпочечника (2 балла), уменьшении концентрации этого гормона приведет к уменьшению (атрофии) правого надпочечника. (2 балла)
Всего за пункт 2 – 8 баллов. Если дан верный ответ без объяснения – то 2 балла за весь пункт 2.
6. Два потенциала действия. 10-11 класс (10 баллов)
Два потенциала действия (А и Б) вызваны в двух участках одного аксона. Как они будут распространяться? Какова судьба каждого из них?
Ответ и система оценки:
|
|
Распространяться они будут двусторонне, т.е. в обе стороны каждый (2 б.).
Допустим, что Б находится ближе к окончанию аксона, чем А. Тогда в одну сторону он дойдёт до окончания и через синапс перейдет на следующую возбудимую клетку (2 б.).
А будет распространяться по направлению к дендритам и, дойдя до их окончаний, прекратится (2 б).
Кроме того, оба ПД будут распространяться по направлению друг к другу (1 б.) и, встретившись, угаснут (2 б.), поскольку каждый из них попадёт в фазу рефрактерности другого (1 б.).
7. Микротрубочки. 10-11 класс (10 баллов)(эта задача отличается от задачи с таким же названием в 9 кл)
Микротрубочки состоят из мономеров - белков тубулинов. Микротрубочки собираются из отдельных субъединиц тубулина или разбираются на отдельные субъединицы в зависимости от нужд клетки. Вещества, препятствующие разборке микротрубочек, используются при химиотерапии рака: когда такой яд попадает в организм, в первую очередь погибают раковые клетки. 1) Почему? 2) Какие побочные эффекты ожидаются от такой химиотерапии (аргументируйте свое предположение)?
1) Ответ и система оценки вопроса «Почему»:
1) Почему?
Микротрубочки участвуют в формировании веретена деления. (1 б.)
Если в делящейся клетке с веретоном возникают проблемы, то деление прекращается (1 б.), и запускается апоптоз (другими словами, клетка самоуничтожается) – 1 б.
Раковые клетки - самые активно делящиеся в больном раком организме (1 б.), потому и погибнут первыми (1 б.)
Всего 5 баллов за ответ на первую часть
2) Какие побочные эффекты ожидаются от такой химиотерапии (аргументируйте свое предположение)?
2) Ответ и система оценки вопроса про побочные эффекты:
Исходя из этого, можно предположить проблемы с другими активно делящимися клетками. (1б)
Примеры таких клеток:
§ клетки костного мозга (побочным эффектом будет малокровие и проблемы с иммунитетом),
§ кишечый эпителий (проблемы с пищеварением, так как там слизистая постоянно обновляется)
§ эпителий кожи (кожные заболевания)
По 2 балла за пример с объяснением (могут быть и другие примеры, кроме приведенных).
Но не более 5 баллов за весь ответ на вторую часть