Распространенность различных каналов получения новостей

Телевидение является основным источником информации для большинства россиян, независимо от их места проживания, социального статуса или уровня образования, и эта картина мало менялась на протяжении последних лет. Выпуски телевизионных новостей смотрят практически все, в том числе и те, кто узнает о происходящем «в стране и мире» из других источников. Однако у москвичей, жителей крупных городов, более образованных и обеспеченных респондентов «информационные наборы» разнообразнее, чем у россиян в целом.


Можно условно выделить четыре «профиля» потребления информации в России[2]:

  • «Телезрители» (около 55% всех респондентов). К данному типу принадлежат респонденты, для которых телевизионные каналы являются главным и практически единственным источником информации о происходящем в стране и мире. Это, прежде всего, жители малых городов, преимущественно старших возрастов и не слишком обеспеченные. Можно предположить, что эту группу характеризует пассивное потребление информации, отсутствие заинтересованности в происходящем.
  • «Старая гвардия» (около 20%). Респонденты данной группы предпочитают использовать традиционные СМИ: телевидение, радио, газеты. По своим характеристикам похожи на представителей первой группы: среди них преобладают люди старших поколений и проживающие за пределами крупных городов, однако они более образованны и находятся в лучших материальных условиях. В этом случае можно говорить об интересе к текущим событиям, однако возраст и место проживания накладывают серьезные ограничения на то, какими информационными ресурсами они могут пользоваться.
  • «Сарафанное радио» (около 17%). Основными источниками информации для представителей этой группы – не считая телевидения, которое доминирует в каждой из четырех групп – являются друзья, родные, соседи, социальные сети и интернет-издания. Больше половины этой группы составляют молодые люди, более образованные и обеспеченные. Представители этой группы скорее нацелены на общение и развлечение, новости интересуют их в меньшей степени.
  • «Самые информированные» (около 7%) используют все возможные источники информации о происходящем. Это скорее люди зрелого возраста, хорошо образованные и обеспеченные, около половины живет в Москве и крупных городах. Они демонстрируют наибольшую заинтересованность в том, чтобы разбираться в происходящем.

Полученные результаты можно уточнить, изучив, насколько разнообразны «наборы» источников информации у россиян. Анализ показал, что половина населения страны (50%) получает новости преимущественно из одного источника, каждый пятый (20%) – из двух, 17% – из трех, и 12% используют более трех источников одновременно.

Получение новостей из нескольких источников (в %, Россия, март 2014)

Эти группы различаются по социально-демографическим показателям. Люди, которые получают информацию из одного-двух источников, менее образованны (высшее образование есть у 26-28%) и менее обеспечены (среди тех, кто получает информацию из одного источника, доля «зажиточных» составляет около 26%). Напротив, среди наиболее информированных респондентов доля людей с высшим образованием составляет порядка 40%. Около половины респондентов этой группы могут позволить себе покупку дорогостоящих товаров. Существенных различий по возрасту между представителями этих групп не обнаружено

Для тех, кто получают новости преимущественно из одного источника, главным каналом информации является телевидение, в этой группе его доля составляет 85%. Напротив, тех, кто читает новости в интернете и при этом не смотрит телевизионные информационные программы, в целом не более 5% населения. Роль новостных телепередач снижается по мере увеличения числа используемых источников информации: среди тех, кто использует 2 источника, доля телевидения снижается до 46%, среди тех, кто использует 3 источника – до 33% и т.д. Чем беднее «информационные наборы» россиян, тем в большей зависимости находятся они от телевидения.

Доля каждого из каналов получения новостей
в зависимости от числа используемых источников информации (в %, Россия, март 2014)

  1 источник 2 источника 3 источника 4-7 источников
Телевидение        
Радио        
Газеты        
Журналы        
Друзья, родные, соседи        
интернет-издания        
Социальные сети Интернета        

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: