За десять лет в России заметно сократилось число регулярных читателей ежедневных газет: с 39% в конце 2003 г. до 28% в начале 2014 г. При этом аудитория стала не только меньше, но и «скуднее»: почти в два раза сократилось количество тех, кто читает «две или более» газет – с 18% до 10% соответственно.[4]
Читаете ли вы газеты и сколько газет вы читаете? (в %, Россия)

Данные московских опросов позволяют предположить, что на чтении прессы серьезно сказалось появление новостных интернет-ресурсов. Так, «практически никогда» не читают ежедневные газеты половина москвичей (50%) и только треть столичных жителей (31%) вовсе не читают новости в интернете. При этом регулярных читателей новостных сайтов в столице вдвое больше, чем читателей газет (33% против 14%). Регулярная аудитория общественно-политических журналов намного меньше – около 2% москвичей, еще 76% «практически никогда» журналы не читают.
Читаете ли Вы…? (в %, Москва, март 2014)
| Регулярно | От случая к случаю | Практически никогда | |
| Новости в интернете | |||
| Ежедневные общероссийские газеты | |||
| Общеполитические, экономические, финансовые журналы |
Московские данные[5] показывают, что наибольшей популярностью у читателей в столице пользуются массовые издания, такие как «Аргументы и факты» (24%), «Метро» (19%), «МК» (18%) и «КП» (12%). Аудитория аналитических и деловых ежедневных изданий намного меньше: Известия и Коммерсант – по 6%, Ведомости – 5%, РБК Daily – 4%, Российская Газета – 3%, Независимая и Новая – по 2% и т.д. Регулярно читают газеты на иностранных языках не более 1% москвичей. Сопоставима с этим и аудитория журналов: среди общественно-политических лидируют «Итоги» и «Огонек» – 5% и 6%. Аудитория Forbes – 2%, у New Times – 1%. Наиболее популярен у москвичей журнал «Афиша» (около 8%). Данные предыдущих исследований позволяют утверждать, что в масштабах страны в целом доля аналитических изданий еще меньше.
Какие газеты Вы читаете более-менее регулярно? (в %, Москва, март 2014)
| Аргументы и факты | Российская газета | ||
| Газета «Метро» | Независимая газета | ||
| Московский комсомолец | Труд | ||
| Комсомольская правда | Московские Новости | ||
| Вечерняя Москва | Новая газета | ||
| Известия | Газеты на иностранных языках | ||
| КоммерсантЪ | Гудок | ||
| Ведомости | Новые известия | ||
| Местная городская, областная газета | Парламентская газета | ||
| РБК Daily | Трибуна | <1 |
Читаете ли Вы более-менее регулярно следующие журналы? (в %, Москва, март 2014)
| Афиша | New Times | ||
| Итоги | GQ | ||
| Огонек | Политический журнал | ||
| Русский репортер | Esquire | ||
| Коммерсантъ –Власть | Профиль | ||
| Forbes | Сноб | ||
| Эксперт |
Последние московские опросы также позволяют проанализировать потребление новостей по радио и в интернете. Наибольшей популярностью пользуются новостные выпуски музыкальных радиостанций (19%). Сопоставимые аудитории имеют Радио Маяк, Эхо Москвы (13% и 11%) и Радио России (8%). Различные зарубежные радиостанции на русском языке привлекают 1-2% жителей столицы. Даже в крупном мегаполисе среди радиослушателей преобладает установка на развлечение или пассивное слушание привычных радиостанций.
Какие радиостанции Вы слушаете хотя бы время от времени? (в %, Москва, март 2014)
| Новости музыкальных радиостанций | Радио Свобода | ||
| Радио Маяк | Радио Би-Би-СИ | ||
| Радио Эхо Москвы | Голос Америки | ||
| Радио России | Радио Комсомольская Правда | ||
| Радио Бизнес FM | Радио Коммерсант-ФМ | ||
| Русская Служба Новостей | Радио Финам-ФМ | ||
| Радио Говорит Москва | Немецкая Волна / Дойче Велле | <1 | |
| Новости местных радиостанций | Новости других зарубежных радиостанций | <1 |
В интернете самыми крупными поставщиками новостей для москвичей являются Яндекс.Новости (41%), Mail.ru (21%) и Lenta.ru (20%). Другие новостные Интернет-ресурсы заметно отстают. Наиболее популярны при этом сайты РБК, Газеты.ру, РИА Новостей и Life News (11%, 11%, 9%, 8%). Аудитория сайтов газеты Ведомости и телеканала «Дождь» – по 4%, у сайтов Новой Газеты, Би-Би-Си, Радио Свободы, Слон, Кольта или Каспаров.ру – не более 1-2%.
Читаете ли Вы, хотя бы время от времени эти общественно-политические сайты
(в %, Москва, март 2014):
| Яндекс Новости | Сайт Би-Би-Си | ||
| Новости Mail.ru | Сайт Газеты Известия | ||
| Lenta.Ru | Фонтанка.ру | ||
| РБК | NEWSru.com | ||
| Газета.Ru | Руский Журнал (russ.ru) | ||
| Сайт РИА Новости | Сайт Новой Газеты | ||
| Life News | Сайт Радио Свобода | ||
| Kommerstant.ru | Slon.ru | ||
| YТРО.ru | Сноб (Snob.ru) | ||
| Сайт Эхо Москвы | Сайты зарубежных СМИ на иностранных языках (Economist, New York Times и др.) | ||
| Vedomosti.ru | Сайты местных газет, телеканалов, интернет-ресурсов | ||
| Сайт телеканала «Дождь» | Polit.ru | ||
| Грани.ру | Colta.ru | ||
| Сайты федеральных телеканалов | Каспаров.ру |
По состоянию на март 2014 года у интернет-пользователей столицы наибольшей популярностью пользовались новостные агрегаторы. Исключением являлась Lenta.ru (по крайне мере, до смены редакции), количество ее читателей на тот момент было сопоставимо с аудиторией Рен-ТВ или ТВЦ. Таким образом, можно предположить, что и по стране в целом интернет как источник новостей опережает газеты и радио за счет сайтов, которые сообщают отрывочную информацию, отобранную более-менее случайным образом, и не предоставляют глубокий анализ происходящего. Доля интернет-ресурсов, которые производят отбор значимых событий и предоставляют хотя бы качественный анализ происходящего – даже в Москве, не говоря о стране в целом – невелика и сопоставима с аудиторией газет и информационных радиостанций. Поэтому интернет в России сегодня не в состоянии конкурировать с телевидением в формировании повестки дня.






