Преподаватель Оганова Т.Р

Специальность «Теория музыки»

I курс 1 семестр 2017-2018 учебный год

Преподаватель Оганова Т.Р.

Темы Теоретические требования Музыкальные требования Учебная литература
Искусство Древнего мира и Античности   1.1 1.Историко-хронологические данные. 1.2 2. Роль музыки в Древней Греции и Риме. 1.3 3. Античная трагедия (содержание и особенности исполнения произведений). 4.Инструментарий.     Т. Ливанова История западно-европейской музыки до 1789 года. Т.1. М.: Музыка, 1983, с.5-24 (глава «Музыкальная культура Античности») И. Гивенталь, Л. ЩукинаМузыкальная литература: Учебное пособие. Вып.1. М.: Музыка, 1986, Глава 1 с.-6-23
Музыка эпохи Средневековья   1.Историко-хронологические данные 2.Основные черты духовных жанров эпохи Средневековья (григорианского хорала, органума, мессы, мотета). 3. Особенности нотации. 4. Искусство трубадуров, труверов, миннезингеров (время и место возникновения этого искусства, поэтическое содержание и музыкальные особенности произведений). 5.Ars nova: время явления, основные представители.     1. Евангелие от Луки, Гл.1, стихи 26-38 2. «Торжественная месса деве Марии» Alleluia (Хвала Богу) 3. Перотин Органум 4. Ричард-Львиное Сердце «Ja mils от pres поп dira sa razon» 5. Г. де Машо. Мотет «Lasse! comment oublieray» Т. Ливанова История западно-европейской музыки до 1789 года. Т.1. М.: Музыка, 1983, с.25-107 (глава «Средние века») И. Гивенталь, Л. ЩукинаМузыкальная литература: Учебное пособие. Вып.1. М.: Музыка, 1986, Глава 1 с.24-44 КИМ. Вып.1 (Старинная музыка)
Музыка эпохи Возрождения 1. Хоровая музыка. Полифония имитационная и контрастная. Основные жанры (мотет и месса); композиторы Дюфаи, Окегем, Обрехт, Депре, Лассо, Палестрина. 2. Вокальные жанры: мадригал шансон; композиторы Джезуальдо, Жанекен, Доуленд 3. Инструментальная музыка: основные жанры, инструментарий. 1. Палестрина. Месса папы Марчелло, Куriе 2. О. Лассо. «Эхо» 3. К. Джезуальдо Мадригал «Пощади! Кричу я с плачем, но кто мне внемлет»   4. К. Жанекен «Пение птиц»   Т. Ливанова История западно-европейской музыки до 1789 года. Т.1. М.: Музыка, 1983, с.108-310 (глава «Эпоха Возрождения») И. Гивенталь, Л. ЩукинаМузыкальная литература: Учебное пособие. Вып.1. М.: Музыка, 1986, Глава 1 с.45-55 КИМ. Вып.1 (Старинная музыка)
Музыкальная культура Западной Европы XVII- первой половины XVIII веков 1.Опера: 1.1. История возникновенияжанра, особенности первых произведений (флорентийская камерата, dramma per musica); - 1.2. Развитие оперы в ХVII – первой половине XVIII веков в Италии, Франции и Англии: - К. Монтеверди, опера «Орфей» (сюжет, особенности строения); - опера seria, типы арий и их характерные черты; - опера buffa и ее особенности; - Г. Перселл, опера «Дидона и Эней» (сюжет, проявление национального английского колорита); -лирическая трагедия Ж.Б. Люли. 2. Обзор жанров инструментальной музыки по школам. Знание: - - жанров органной, скрипичной и клавесинной музыки этого периода; - композиторов, которые писали в этих жанрах. 3. Характерные черты стилей барокко ирококо. К. Монтеверди «Орфей»: 1. Увертюра, основная тема 2. Пролог, Ария Музыки «Я - Музыка» 3. IIд. Появление Вестницы «О, горестное событие!» 4. IIд. Диалог Вестницы и Орфея «Твоя супруга умерла» 5. IIд. Ариозо Орфея «Прощание с жизнью» Г. Перселл «Дидона и Эней»: 6. Пляска матросов 7. Плач Дидоны 8-9. Д. Букстехуде Прелюдия и фуга g-moll, прелюдия и фуга 10. А. Корелли «Фолия» Д. Тартини «Дьявольские трели» 11. Iч. Larghetto 12. IIч. Allegro energico А. Вивальди «Времена года» Концерт №1 «Весна» 13. Iч Allegro 14. IIч. Largo e pianissimo sempre 15. IIIч. Allegro-Danza pastorale Концерт №3 «Осень» 16. Iч. Allegro 17. IIч. Adagio molto 18. IIIч. Allegro 19. Л.К. Дакен «Кукушка» 20. Ф. Куперен «Жнецы» 21. Ф. Куперен «Бабочки» 22. Ж.Ф. Рамо «Курица» 23. Ж.Ф. Рамо «Тамбурин» В. ГалацкаяМузыкальная литература зарубежных стран. Вып.1. М.: Музыка, 2002. Главы: Опера XVII века, с.5-48 Инструментальная музыка XVII века, с.53-64   Т. Ливанова История западно-европейской музыки до 1789 года. Т.1. М.: Музыка, 1983, с.311-588 (глава «XVII век») КИМ. Вып.1 (Старинная музыка)
Г. Ф. Гендель 1.Характеристика творчества Генделя, краткие биографические сведения.   2.Жанр оратории в творчестве композитора. Оратории «Самсон» и «Мессия»: сюжет и его источник, характерные черты жанра, строение целого, анализ отдельных номеров.   3.Характерные черты жанра concerto grossо.   «Самсон» 1.Увертюра (темы 1 и 2 разделов). 2. №3Хор филистимлян «Звучи труба» 3. №13 Ария Самсона «Мрак, вечный мрак» 4. №14 Хор израильтян «О, первозданный луч» (темы 1и 2 разделов) 5. №21 Ария Маноа 6. №26 Хор израильтян «Враги падут» 7. №37 Ария Далилы 8. №41 Ария Далилы 9. №51 Ария Харафы 10. №66 Ария Самсона 11. №76-77 Сцена разрушения храма «Я знаю твое дружеское участие» 12. №78 Хор филистимлян 13. №84 Траурный марш 14. №89 Заключительный хор «Мессия» 15. Увертюра (1 и 2 темы) 16. №1 Речитатив тенора «Утешение страждущим и обреченным» 17. №12 Хор «Среди нас родился ребенок» 18. №13 Пастораль 19. №42 Хор «Хвала Богу» 20-24. Concerto grosso оp.6 №6 (основные темы всех частей) В. ГалацкаяМузыкальная литература зарубежных стран. Вып.1. М.: Музыка, 2002: Глава «Георг Фридрих Гендель» c.200-259 И. Гивенталь, Л. ЩукинаМузыкальная литература: Учебное пособие. Вып.1. М.: Музыка, 1986. Глава 2 с.88-136 КИМ. Вып.1 (Г. Гендель)  
И.С. Бах 1. И.С. Бах. Основные этапы жизненного и творческого пути. 2.Особенности жанров (органных хоральных прелюдий, органных циклов). 3.«Хорошо темперированный клавир» - идея и принцип строения произведения, особенности образного содержания (знакомство с некоторыми музыкальными символами эпохи барокко). Малый цикл – прелюдия и фуга, строение фуги. 4.Трактовка Бахом жанра сюиты на примере французских и английских сюит, партит. 5.Камерно - инструментальное творчество. Бранденбургские концерты №№ 1, 5 Органные хоральные прелюдии: 1.g-moll «Грядет язычников спаситель» 2.Es-dur «Проснитесь, голос нас сзывает» 3.f-moll «Я взываю к тебе, господи» Органная токката и фуга d-moll 4.Токката 1 и 2 темы 5.Фуга (первое проведение темы и кода) «Хорошо темперированный клавир». 6-14. Прелюдии и фуги: I том С-dur, c-moll, cis-moll, D-dur, d-moll, es-moll, g-moll, B-dur, b-moll. II том d-moll, fis-moll. 15-21.Партита №6 e-moll(основные темы всех частей) Итальянский концерт: 22. Iч. 1 тема 23. IIч. основная тема 24. IIIч. 1 тема 25-27. Бранденбургский концерт №5 (основные темы всех частей) В. ГалацкаяМузыкальная литература зарубежных стран. Вып.1. М.: Музыка, 2002. Глава «Иоганн Себастьян Бах» с. 73-127   И. Гивенталь, Л. ЩукинаМузыкальная литература: Учебное пособие. Вып.1. М.: Музыка, 1986. Глава 2 с.137-226 КИМ. Вып.1 (И.С. Бах Инструментальная музыка)  
Продолжение темы И. С. Бах 1.Кантатно-ораториальное творчество И.С. Баха. 2.Месса си минор - особенности жанра и строение, образные сферы и средства музыкальной выразительности, исполнительский состав. 3.«Страсти по Матфею» - особенности жанра, сюжетная основа. Строение, разновидности хоров, характер речитативов и арий. Исполнительский состав. Месса h-moll: 1. №1 Kyrie eleison (Господи, помилуй) вступление и основная тема 2.№2 Christe eleison (Христос, помилуй) 3.№3 Kyrie eleison (Господи, помилуй) 4.№4 Gloria (Слава), 1 и 2 разделы 5.№8 Qui tollis peccata mundi (Ты, принявший на себя грехи мира) 6. №9 Qui sedes ad dextram Patris (Ты, который восседаешь по правую руку от Отца) 7. №12 Credo (Верую) 8. №15 Et incarnates (И воплотившись) 9. №16 Crucifixus (И был распят) 10.№17 Et resurrexit (И воскрес) 11.№20 Sanctus (Свят) 12.№22 Benedictus (Благословен тот, кто грядет) 13.№23 Agnus Dei (Агнец Божий) «Страсти по Матфею» 14. №1 Хор (оркестровое вступление, основная тема «Придите, дочери, плачьте», Хор «Кого? Как?») 15. №3 Хорал «Горячо любимый Иисус» 16. №10 Ария альта «Покаяние и раскаяние разбили грешное сердце» 17. №12 Ария сопрано «Кровоточи же, сердце» 18.№15 Речитатив Христа «Ступайте в город и скажите», хор «Не я ли?» 19.№21 Хорал «Признай меня, мой защитник и пастырь» 20. №26 Ария тенора «Я хочу бодрствовать с моим Иисусом» 21.№31 Хорал «Да будет так, как хочешь ты» 22. №33 Дуэт «Мой Иисус пленен» 23.№35 Хорал «О человек, оплакивай свой грех» 24.№47 Ария альта «Сжалься надо мной» 25. №78 Хор «Мы склонимся над Гробом Господнем» В. ГалацкаяМузыкальная литература зарубежных стран. Вып.1. М.: Музыка, 2002: Глава «Иоганн Себастьян Бах»с.179-199 И. Гивенталь, Л. ЩукинаМузыкальная литература: Учебное пособие. Вып.1. М.: Музыка, 1986. Глава 2. с.236-300 КИМ. Вып.1 (И.С. Бах Хоровая музыка)  
Классицизм в музыке. Творчество К.В. Глюка 1.Классицизм (художественно - эстетические принципы) 2.Характеристика творчества К.В. Глюка, краткие биографические сведения. 3.Основные принципы оперной реформы Глюка и ее претворение в опере «Орфей»: сюжет, строение целого, трактовка оперных форм. Опера «Орфей»: 1д. Хор пастухов и пастушек «Как грустно ветер мирт колышет», Ария Орфея «Где ты, любовь моя?» 2 д.: оркестровое вступление (у врат Аида). сцена 1: хоры фурий «Чей это дерзкий дух», «Что же влечет тебя, смертный, в страну теней?», «О, слезы жгучие…». Три ариозо Орфея («Слез поток…», «Мне не страшны ада страданья», «Сердце рвется…») сцена 2: solo флейты («Блуждания Эвридики в Елисейских полях»), ре минор 3д.:Ария Орфея «Потерял я Эвридику». Г. Жданова, И. Молчанова, И. Охалова Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.2. М.: Музыка, 2002: Глава «Кристоф Виллибальд Глюк», с..33-91 И. Гивенталь, Л. ЩукинаМузыкальная литература: Учебное пособие. Вып.2. М.: Музыка, 1986. Глава 2. с.63-95 З.В. ГуменюкМультимедийное пособие «К.В. Глюк»
Й. Гайдн 1. Характеристика творчества Й. Гайдна, краткие биографические сведения. 2. Сонаты D-dur Hob. XVI/37, e-moll Hob. XVI/34, Es-dur Hob. XVI/52 (образный строй, характер тематического материала и приемы его развития, строение частей) 3. Жанр симфонии в творчестве композитора. Симфонии №103, 104: строение цикла, особенности содержания и развития каждой части, оркестр. 4.Оратория «Времена года»: история создания, композиция. Симфония №103: 1-3. I ч. вступление, главная и побочная партии 4-5. 1 и 2 темы II ч. 6-7. Основная тема и тема трио III ч. 8. Главная партия IV ч. Симфония №104 9-10. Вступление и главная партия I ч. 11. Основная тема II ч. 12-13. Основная тема и тема трио III ч. 14-15. Главная и побочная партии IV ч. «Времена года» 16-17. I ч. Хор земледельцев №2, Ария Симона №4 18-19. II ч. Хор «Ах, к нам близится гроза» №19, нач. раздел и фуга 20. III ч. Хор охотников №29 21-22. IVч. 1 и 2 песни Ганны №38 и №40 Г. Жданова, И. Молчанова, И. Охалова Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.2. М.: Музыка, 2002. Глава «Йозеф Гайдн» с..92-191 И. Гивенталь, Л. ЩукинаМузыкальная литература: Учебное пособие. Вып.2 М.: Музыка, 1986. Глава 2. с.123-212 КИМ. Вып.2 (Й. Гайдн)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: