Тема№ 3: «Законы» проведения возбуждения
По нервным волокнам. Парабиоз.
2. Цель: изучить структуру и физиологические свойства различных типов нервных волокон.
3. Задачи обучения: объяснить механизм проведения возбуждения по миелиновым и безмиелиновым нервным волокнам.
Основные вопросы темы
1. Строение и морфофункциональная классификация нейронов.
2. Строение и свойства безмиелиновых нервных волокон.
3. Строение и свойства миелиновых нервных волокон.
4. Механизм проведения возбуждения в нервных волокнах.
5. Нервные волокна (афферентные, эфферентные).
6. Нервы (чувствительные, двигательные, вегетативные).
7. Особенности проведения возбуждения по смешанному нерву.
8. Явление парабиоза. Фазыпарабиоза.
5. Методы обучения и преподавания: работа с аппаратурой, обсуждение результатов исследования, оформление протоколов.
Лабораторная работа № 1
Строение и свойства нейрона и нервного волокна.
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
|
|
|
| |||
| |||
Нейрон и его компоненты. А- нервная клетка, аксон, мышца; Б- строение
нервного волокна.
Лабораторная работа № 2
Блокада проведения возбуждения по нерву
Содержание работы: Приготовить нерво-мышечный препарат и укрепить его в миографе. Седалищный нерв поместить на столик с впаянными в него биполярными раздражающими электродами, ключ поставить в положение «Нерв». Подобрать субмаксимальную величину тока и записать на движущейся ленте кимографа сокращения мышцы. Смочить в спирте или растворе новокаина фильтровальную бумагу или ватный тампон и положить его на участок нерва между раздражающими электродами и мышцей. С интервалом в 1 мин повторять раздражение нерва. Отметить, через какое время сокращения прекратятся. Затем снять тампон и тщательно отмыть нерв раствором Рингера. Через 5 мин повторить раздражение нерва и записать на ленте кимографа результат. В конце опыта наложить плотную лигатуру на нерв между мышцей и раздражающими электродами. Произвести раздражение и зафиксировать результат. Полученную кимограмму сравнить с эталоном.
Результаты работы и их оформление. 1. Записать ход опыта, вклеить полученную кимограмму и сделать обозначения. 2. Объяснить происхождение блокады проведения возбуждения при использовании фармакологических веществ.
|
|