Студопедия
Поделиться в соц. сетях:


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Возбуждение уголовного дела о налоговых преступлениях




Вопрос 4.

Механизм при сокрытии средств

Рис. № 42

В соответствие с пп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.2 УК РФ относятся к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации. Обстоятельства, свидетельствующие о том, что какой-либо хозяйствующий субъект совершил налоговое преступление могут выявляться налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки. Исходя из ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 УК РФ, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Данные материалы направляются в следственные подразделения, как правило, по результатам выездных налоговых проверок.

В соответствие с п. 2 ст. 87 и п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. По результатам проверки, в соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ, в течение двух месяцев со дня составления справки о проведении проверки, должен быть составлен акт налоговой проверки.

Исходя из нормы п. 15.1 ст. 101 НК РФ налоговые органы обязаны направить в следственные органы материалы налоговой проверки, если размеры неуплаченных налогов предполагают факт совершения налогового преступления. Следственные органы, получившие от налоговых органов соответствующие материалы, обязаны направлять в налоговые органы уведомления о результатах рассмотрения этих материалов не позднее дня, следующего за днем принятия решения. Кроме того, на основании п. 3 ст. 32 НК РФ на налоговые органы возлагается общая обязанность направлять материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, если налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатит налоги (сборы) в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), при условии, что размер неуплаченных налогов (сборов) будет соответствовать диспозиции ст.ст. 198-199.2 УК РФ. При проведении выездных налоговых проверок может принимать участие сотрудник ОВД. Это согласуется с положением пп. 28 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» о том, что сотрудники полиции уполномочены участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов Российской Федерации.




Акт налоговой проверки является важным документом при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, однако его нельзя абсолютизировать и считать окончательным итоговым документом, устанавливающим событие налогового преступления[35]. Это связано с тем, что должностные лица налоговых органов могут допускать ошибки в ходе выездной налоговой проверки и ошибочно рассчитывать налоговую базу.

Следователь, в стадии возбуждения уголовного дела, получив акт выездной налоговой проверки должен поручить оперативным сотрудникам ОВД произвести отдельные оперативно-розыскных мероприятиях, направленных на установление признаков налогового преступления. Данные признаки выявляются путем установления размеров сумм неуплаченных налогов или сокрытого имущества, подпадающие под действия диспозиций и примечаний ст.ст. 198-199.2 УК РФ. Предварительную проверку по поступившему сообщению проводят специалисты-ревизоры оперативных подразделений.

Чтобы следователь имел возможность сделать вывод о наличии признаков налогового преступления, оперативные сотрудники, после проведения доследственной проверки по акту выездной налоговой проверки, должны представить ему ряд документов. Ниже приводится общий перечень представляемых документов. Исходя из особенностей каждого случая, отдельные документы могут объективно отсутствовать.

Применительно к преступлениям, предусмотренным ст.ст. 198 и 199 УК РФ должны быть представлены следующие документы:

1) копия решения руководителя налогового органа о регистрации организации или индивидуального предпринимателя (копия свидетельства о государственной регистрации);



2) копия решения руководителя налогового органа о постановке организации или индивидуального предпринимателя на налоговый учет (копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе);

3) копия акта налоговой проверки с приложениями;

4) копии объяснений руководителя организации или индивидуального предпринимателя по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту налоговой проверки);

5) копии документов, на основании которых можно сделать вывод о включении руководителем организации или физическим лицом в налоговую декларацию заведомо ложных сведений;

6) копии первичных документов организации или индивидуального предпринимателя, подтверждающие выводы акта выездной налоговой проверки;

7) копия решения о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика (плательщика сбора) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

8) копия апелляционной жалобы и копия решения по ней при обжаловании принятого решения налогового органа до момента его вступления в силу;

9) копия жалобы, копия решения по жалобе, а при наличии судебного разбирательства – копии судебных решений (определений) при обжаловании вступившего в законную силу решения налогового органа;

10) объяснение руководителя организации или индивидуального предпринимателя, полученное оперативным сотрудником. В нем должны найти отражения ответы на вопросы о том, были ли совершены организацией (индивидуальным предпринимателем) сделки, расходы по которым не приняты во внимание налоговой инспекцией и почему;

11) объяснение главного бухгалтера (бухгалтера) организации или бухгалтера индивидуального предпринимателя;

12) документы, содержащие сведения о том, в каком порядке и в какие сроки физическое лицо должно было представить налоговому органу налоговую декларацию;

13) копия требования об уплате налогов и (или) сборов, документ, подтверждающий факт и дату вручения налогоплательщику данного требования;

14) копии налоговых деклараций, представленных руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, бухгалтерской отчетности и иных документов, подтверждающих исчисленные налоги и (или) сборы;

15) копии документов, связанных с мерами принудительного взыскания: сведения о направленных поручениях налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации, о реструктуризации задолженности, приостановлении операций по счетам в банках налогоплательщиков, а также взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента);

16) справка о том, за какие отчетные периоды, по каким видам налогов и (или) сборов выявлены факты неуплаты (неправомерного неисчисления, неудержания и неперечисления либо неправильного исчисления, удержания и неполного перечисления) их налогоплательщиком (с разбивкой сумм доначисленных налогов и (или) сборов по периодам платежей и с указанием доли неуплаченных налогов и (или) сборов в общей сумме налогов и (или) сборов, подлежащих уплате (исчислению, удержанию и перечислению в бюджет);

17) акты сверки взаиморасчетов с налогоплательщиком (односторонние акты сверки взаиморасчетов – в случаях неявки налогоплательщика по вызову налогового органа с целью проведения сверки расчетов по налогам);

18) сведения об имеющихся банковских счетах налогоплательщиков (налоговых агентов) с момента возникновения задолженности;

19) объяснение руководителя организации, в отношении которой имеется предположении, что она является «фирмой-однодневкой»;

20) письменные разъяснения о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции. Наличие данных разъяснений важно для следователя, так как в соответствии с п. 8 постановления от 28 декабря 2006 г. № 64 г. необходимо иметь ввиду, что при решении вопроса о наличии у лица умысла надлежит учитывать обстоятельства, указанные в ст. 111 НК РФ, исключающие вину в налоговом правонарушении. При решении вышеуказанного вопроса, сложность может возникать с пониманием пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ. В соответствии с данным пунктом обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции. Указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа. Для исключения фактов необоснованного возбуждения уголовного дела, в ходе предварительной проверки оперативные сотрудники должны выяснить у налогового инспектора о наличии соответствующих письменных разъяснений применительно к тем видам налогов (сборов) или порядку их уплаты, по уклонению от уплаты которых, решается вопрос о возбуждении уголовного дела;

21) расширенная выписка по счету налогоплательщика (налогового агента) за период, в котором он совершил преступление. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» и ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», сотрудники ОВД, осуществляющие функций по выявлению и пресечению налоговых преступлений могут получать в кредитных организациях справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

22) объяснение налогового инспектора, проводившего проверку, в котором должны найти отражения ответы на вопросы о том, были ли совершены налогоплательщиком в отчетный период сделки, расходы по которым не были приняты во внимание налоговой инспекцией и почему.

Применительно к составу преступления, предусмотренному ст. 199 УК РФ, дополнительно должны содержаться копии приказов о назначении на должность руководителя организации и лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации в проверяемом периоде, и материалов о привлечении их к административной ответственности (если привлекались);

Применительно к составу преступления, предусмотренному ст. 199.1 УК РФ, в материалах предварительной проверки дополнительно должны содержаться:

1) копии налоговых деклараций физических лиц, получающих доход от организации или индивидуального предпринимателя;

2) справка о начислении заработной платы или иного дохода физическим лицам, получающим доход от организации или индивидуального предпринимателя;

3) копии ведомостей о выдаче заработной платы или иного дохода, подлежащего налогообложении, если заработная плата выдается по ведомости;

4) сведения о номерах счетах физических лиц, получающих доход от организации или индивидуального предпринимателя, в случае, если доход в виде денежных средств перечисляется со счета организации или индивидуального предпринимателя на счет физических лиц.

Применительно к составу преступления, предусмотренному статьей 199.2 УК РФ, в материалах предварительной проверки дополнительно должны содержаться:

1) справка о том, за какие проверяемые периоды и на какие суммы выявлены факты сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя;

2) договоры о передаче имущества юридического лица или индивидуального предпринимателя третьим лицам в пользование, владение или распоряжение. Копии решений судов о признании таких договоров недействительными, при обращении налогового органа в суд;

3) объяснения стороны договора, об основаниях, по которым имущество юридического лица или индивидуального предпринимателя передано им в пользование, владение или распоряжение.

Все копии документов, представляемых из налогового органа заверяются подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и скрепляются печатью.

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела, рекомендуется составить схему анализируемого преступного механизма. В схеме необходимо отразить:

1) хозяйственную операцию, которая приводится в обосновании занижения налоговой базы (факт получения дохода физическими лицами от налогового агента, данные о принудительном взыскании недоимки);

2) преступную схему по перечислению налогов или сборов с юридического лица или индивидуального предпринимателя (по способу получения денежных средств налогоплательщиком (плательщиком сборов) не через его счет в банке);

3) вид доказательств, которые подтверждают вышеуказанные операцию и схему, и имеются в наличии следователя и оперуполномоченного;

4) местонахождение и вид доказательств, которые подтверждают вышеуказанные операцию и схему, и которые необходимо будет изъять в ходе следствия;

5) сфальсифицированную и реальную налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, сфальсифицированную и реальную сумму налога (сбора), срок уплаты налога с отражением конкретных дат и приведением норм НК РФ, которые нарушило лицо.

Данная работа трудоемкая, но при ее выполнении, графическое изображение исследуемого события с приведением нарушенных норм НК РФ, облегчит понимание преступного механизма и поможет в оформлении процессуальных решений и организации расследования. После того, как следователь придет к выводу о наличии достаточных данных, указывающих на признаки налогового преступления, необходимо вынести постановление о возбуждении уголовного дела.





Дата добавления: 2014-02-09; просмотров: 1466; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 7440 - | 6166 - или читать все...

Читайте также:

  1. II. КОНТРОЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВЫХ ИНСПЕКТОРОВ ПРИ ПРОВЕРКЕ ККТ
  2. V постановление о возбуждении уголовного дела
  3. Административный порядок защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов
  4. Анализ работы и режимы работы транзисторного генератора с внешним возбуждением
  5. АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
  6. Банки как участники налоговых правоотношений
  7. Банки как участники налоговых правоотношений
  8. Библиографический список. Конспект лекций по Общей части уголовного права содержит необходимые понятия, изложенные в общедоступной форме
  9. В налоговых и финансовых службах регионального уровня используются серверные сети и трехуровневая клиент-серверная модель обработки данных
  10. В первой половине XIX в. Кодификация российского уголовного законодательства
  11. В Российской империи в XVIII в. Совершенствование уголовного законодательства
  12. Ввод аналоговых сигналов


 

54.198.23.251 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.006 сек.