(Прошу вас встать в круг и произносить по очереди различные варианты обращения – поощрения, адресованные ученику. Можно организовать работу по парам).
Рефлексия: Как часто в своей практике вы используете позитивное внимание? Часто ли в классе создаете ситуацию успеха?
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КОЛЛЕГАМИ.
Если вы владеете знанием, дайте другим
зажечь от него свои светильники.
Томас Фуллер
После того, как окончена начальная школа и ребенок попадает сразу к нескольким новым учителям, у него появляется выбор, которого раньше почти не было – соприкоснуться с разными стилями преподавания,личностными особенностями разных учителей, разной спецификой построения взаимоотношений с классом. Среди учителей - предметников есть и профессионалы, выпустившие не первый свой 11 класс (они как будто вернулись на 7 лет назад) и новички, для которых 5-й – это их первый. Дети начинают любить и уважать одних учителей, впадать в тоску на уроках других, унижать и «доводить» третьих.
Если для ребенка в начальной школе главными были внимание и забота учителя, то в начале средней школы более важными для ребенка становятся профессиональная компетентность, авторитет и личностная сила учителя.
Компетентность – это не значит все знать. Это значит любить то, что ты делаешь; желание все время узнавать что-то новое и преподносить его так, чтобы никто не остался равнодушным.
Авторитетность – не есть авторитарность. Это наличие собственной позиции, внутреннее достоинство, осознание и принятие собственной уникальности и уникальности других.
ВАЖНО:
1. Поддерживать тесную связь с учителями-предметниками.
2. Согласовать требования всех учителей – предметников.
3. Помочь быстрее узнать учащихся с целью индивидуализации и дифференциации обучения.
4. Создавать доброжелательную атмосферу для всех участников образовательного процесса.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.
Необходимо искать новые содержательные и эффективные формы участия родителей в совместном воспитании учеников.
ВАЖНО:
1. Создать атмосферу сотрудничества.
2. Выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в основной школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.
3. Договориться о способах взаимодействия с родителями в течение учебного года.
4. Организовать работу родительского комитета и делегировать ему часть ответственности.
. Принять ребенка при переходе из начальной школы в среднюю, понять как ему сложно, помочь акклиматизироваться в новых условиях – в этом проявляется мастерство классного руководителя. Успешность человека как в профессиональной, общественной, так и в личной жизни, в значительной степени обеспечивается уровнем его психологической подготовки и умением адаптироваться к создавшимся условиям. И благополучная адаптация к обучению в 5 классе несомненно будет способствовать достижению этой цели.
Список рекомендуемой литературы по теме:
1. Крайникова Т.А. «Переходим в пятый класс! Экспресс-диагностика готовности к обучению в основной школе: практическое руководство для педагогов- психологов и учителей начальной школы» - М.:Генезис, 2015.
2. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе». - М.: Генезис, 2017.
3. Млодик И.Ю. «Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога»- М.: Генезис, 2013.
4. Г.Монина, Е.Панасюк «Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником».- СПб.: Речь, 2010.