Божье слово и Божья власть

 

Словом Господа сотворены небеса,

И духом уст Его — все воинство их.

ПСАЛОМ 32:6

 

Посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его.

Дает снег, как волну; сыплет иней, как пепел.

ПСАЛОМ 147:4-5

 

Где слово царя, там власть.

ЕККЛЕСИАСТ 8:4

 

В словах «веяние тихого ветра» может послышаться намек на то, что в самом сердце наших отношений с Богом лежит нечто слабое и несущественное. Но это далеко от истины. Тот, кто слышит голос Божий, действует не на периферии, а в центре действительности. Но что это значит? Какое место в реальном мире занимает Слово Божье и вообще слова? Это трудный вопрос; но ответ на него содержит в себе великую награду. Умение слушать Бога — лишь часть наших отношений с Ним. Попробуем же продвинуться дальше в понимании этих отношений.

 

Поразительная вера в силу слов

Нам он известен только как «один сотник» (Луки 7:2). Он был язычником, римским воином довольно высокого звания и, вероятно, начальником в Капернауме. Еще мы знаем, что он был хорошим правителем — он пожертвовал собственные средства на нужды подчиненных (см. Луки 7:5) — и хорошим человеком — он любил своего слугу, который тяжело болел. И еще он был кроток. Но не это поразило Иисуса, когда сотни пришел просить Его исцелить больного слугу. На Иисуса произвела впечатление сила его веры. Видимо, этот человек исходя из собственного опыта власти по-своему понимал, как Иисус делает то, что Он делает, и потому безоглядно верил в Его возможности. Вот что он сказал Иисусу — просто и без церемоний:

Не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает (Луки 7:6-8).

Иисус с изумлением взглянул на этого человека и, обернувшись к тем, кто шел за ним, произнес: «Сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры» (Луки 7:6-8).

Как?! Неужели вера Иоанна Крестителя была слабее? А вера тех, кто возвестил и приветствовал рождение младенца Иисуса, провозгласив Его Мессией? А Его семья, Его апостолы — неужели их вера не была крепче, чем у языческого воина? Получается, не была.

Великая вера, как и всякая великая сила, характеризуется естественностью и простотой своего проявления. Веру подделать нельзя, как нельзя подделать и милосердие. То, что кажется нам проявлением веры, зачастую оказывается попыткой сделать вид, будто у нас есть вера, в то время как на самом деле ее нет. Позже мы еще вернемся к сотнику из Евангелия от Луки. Он поможет нам постичь, что такое вера и каким образом она зависит от верного понимания слова Божьего.

 

Слова и Слово

Словом Своим Бог сотворил мир, правит миром и спасает Свое творение. Сотворение, владычество и спасение — все это Его Слово. Это главная истина об отношении Бога к Своим созданиям. В ней мы видим всеохватывающую заступническую миссию Иисуса — Сына Божьего. Если мы хотим понять, как Бог общается с отдельными людьми, нам предстоит осознать, что такое Слово Божье вообще и что мы имеем в виду, когда говорим: «Иисус есть Слово» или «Библия — Слово Божье».

Но для начала нам нужно определить, что такое «слово». Если мы видим слово, написанное на стене, или слышим на улице обрывок брошенной кем-то фразы, мы не знаем, чье это слово. В его письменной или устной форме не отражена его принадлежность; оно остается лишь знаком или звуком. Это просто слово — и все. А вот мое слово — не просто слово. Ведь именно я произнес или записал его. Даже мое имя, написанное черным по белому, — это еще не мое слово, если оно написано не мною. Лишь слово, сказанное или записанное лично мной, выражает меня: мои мысли, чувства и намерения.

Сущность человеческого слова заключена в смысле, которым человек его наделяет. Произнося слово, человек связывает с ним определенную мысль, чувство или действие, о котором пытается сообщить другим. С помощью слов мы в буквальном смысле делимся с другими людьми своими мыслями. Воспринимая же слова других людей, мы узнаем их мысли и чувства и принимаем участие в их жизнях.

Посредством слов душа общается с душой. Порою это происходит с огромным духовным напряжением. Внешний облик слова — будь то графический символ или звук — ничто, пустая оболочка. Именно смысловая сторона слова, его духовный заряд воздействует на тайные рычаги разума и реальности. Не понимая, например, испанского или греческого языка, мы слышим лишь бессмысленные звуки, которые не Оказывают на нас никакого влияния

Сила слова заключена в личности его изрекающей. Говорят: «Слово — не камень, слово — не палка, скажут — не больно, дразнят — не жалко». Взрослые нарочно учат детей этой присказке, чтобы оградить от самой настоящей боли, причиняемой словами сверстников. Как больно порою ранит слово! Школьная площадка для игр может превратиться в камеру пыток, где злословие калечит юные души.

Иисус, безусловно, видел это — Его глаза замечали все. Видел Он и то, как небрежно брошенное слово взрослого уродует жизнь ребенка. Не из-за этого ли Он произнес: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Матфея 18:6).

Истина о силе слов со всей полнотой открывается нам в книге Притчей Соломоновых: «Смерть и жизнь — во власти языка» (18:21); «мягкий язык переламывает кость» (25:15): кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа» (15:4). Эта тема переходит и в Новый Завет. Апостол Иаков подмечает, что «язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает» (Иакова 3:5). Сам Иисус считал слова откровением нашей сущности: «Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих судишься» (Матфея 12:37).

 

Духовная сила слов

Пытаясь понять, в чем заключена великая сила слов, мы не можем игнорировать их духовную природу. Дух — абсолютно реальная нематериальная личностная сила, которая способна действовать — и действует! — независимо от сил физических. Но она может действовать и в союзе с ними. Мы ясно видим проявления собственного духа в своих мыслях, чувствах и намерениях. В библейском же смысле дух — бесконечно большая сила, простирающаяся за пределы нашего понимания и служащая Основой всего сущего. «Бог есть дух» (Иоанна 4:24).

Представление о духовной силе слов свойственно как Священному Писанию, так и языческой философии. Когда последователи Иисуса, пытаясь вникнуть в смысл Его речей, преувеличивали значение материального мира, Он сказал им: «Дух животворит, плоть не пользует ни мало; слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоанна 6:63). Это означает, что в Своих словах Иисус отдавал часть Себя и в какой-то мере делился с теми, кто слушал Его, Своим всевластием — так, чтобы они вкусили «благого глагола Божия и сил будущего века» (Евреям 6:5). Позже Иисус так разъясняет силу Своих слов: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Иоанна 15:7).

Платон, великий древнегреческий философ, тоже одухотворял слова и определял мышление как внутренний «разговор» души с самой собою1. Его концепция мысли как разновидности речи — те же слова, но сокрытые в нематериальном мире, — стала моделью, которой философы пользуются по сей день.

Блаженный Августин подхватил эту традицию и развил ее, соединив с христианской мыслью. Его формулировка звучит так: «Тот, кто мыслит, глаголет в сердце своем». Он обосновывал свою точку зрения2, в частности такими стихами Писания, как Евангелие от Матфея 9:2-4, где «некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует» (курсив мой — Д. В.; см. также Луки 12:17).

Таким образом, слово, изрекаемое личностью, должно пониматься как духовная сила — независимо от того, исходит она от нас, от Бога или от другого личностного начала, и независимо от того, добрая эта сила или злая. Это сила того, кто говорит. Именно в этой сфере Бог ищет тех, кто будет поклоняться Ему «в духе и истине» (Иоанна 4:23). Ведь Он «возлюбил истину в сердце; и «явил... мудрость» внутри нас (Псалом 50:8).

Уильям Пенн (William Penn), вкладывая в это особый, присущий квакерству смысл, говорит:

Чем сокровенней поклонение, тем адекватнее оно природе Бога; чем тише оно творится, тем более соответствует языку духа.

Слова нужны для других, не для нас; не для Бога, Который слышит не так, как слышит плоть, но так, как должен слышать Дух. Если мы хотим выучиться этому языку, нам следует познать божественный закон внутри нас. Как мы слышим его уроки, так и Бог слышит нас3.

Слово Божье в его прямом, изначальном смысле — это Его речь, обращенная к нам. Говоря с нами, Он выражает Свою природу, Свой замысел, Свою волю. Следовательно, Он всегда присутствует в Своем слове.

Любые проявления Божьего разума — это Его «слова». И неважно, являются ли средства выражения по отношению к человеческому разуму внешними (явления природы — Псалом 18:1-5, другие люди, воплощение Бога во Христе (Логос), Библия) или внутренними (наши собственные мысли, намерения, чувства). Бог правит всем миром, включая дела человеческие, посредством Своего слова, понимаемого именно в таком смысле.

 

Царство слов

Люди склонны думать, что в мире возможны лишь физические или механические отношения между вещами. Господствующие философские системы услужливо навязывают нам представление о слепых силах, действующих между материальными объектами, как о единственном способе отношений во Вселенной. Это натуралистическое мировоззрение, о котором уже шла речь в четвертой главе. Исходя из такого взгляда на вещи мы никогда не сумеем разобраться даже в общечеловеческих делах, не говоря уж о более высоких сферах. Сейчас, на пороге двадцать первого столетия, мы, несмотря на все усилия, по-прежнему далеки от верного миропонимания.

Религиозный же взгляд — особенно взгляд, соответствующий уму Христову и жизни во Христе, — видит Вселенную как царство. Жизнь в царстве не Определяется слепыми силами. Царство — это сложнейшая система личностных отношений, суть функционирования которой состоит в передаче мыслей и намерений посредством слов или иных знаков.

Эту особенность природы социума мы не вправе обойти вниманием. Нам так трудно уяснить, что такое жизнь в Царстве Божьем, и так трудно войти в него, потому что мы не вполне осознаем, что оно, как и все царства, функционирует посредством коммуникации, т.е. Использования слов для выражения идей, замыслов и чувств. Если мы хотим понять, как изреченное слово исполняет свою роль в Царстве Божьем, нам нигде не найти лучших примеров, чем в Священном Писании.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: