Творение словом: творит Бог, творим мы

Вполне естественно, что начнем мы с главы 1 первой книги Библии, где речь идет о сотворении мира. Нам сказано, что в начале Бог сотворил небо и землю. Как Он это сделал? Словом; последовательностью творящих слов.

С учетом наших знаний о физической Вселенной мы ничуть не удивляемся, что в первую очередь Бог сотворил свет — форму физической энергии (см. Бытие 1:3). Как Он сотворил свет? Согласно библейской летописи, Он сказал: «Да будет свет». Слово, сказанное Богом, — просто выражение Его мысли.

Следовательно, выразив Свою мысль, Он тем самым сотворил свет.

Сотворение света и его результат (сам свет) нужно рассматривать как слово Божье. Автор Послания к Евреям замечает, что вещи видимые (свет и т.д.) были сотворены из невидимых (см. Евреям 11:1-3). Слово Божье невидимо; это духовная реальность, которая создает все видимое вокруг нас (ср. 2 Коринфянам 4:18; 2 Петра 3:5-7).

Не станут ли нам чуть-чуть понятней упомянутые выше строки из книги Бытия, если мы представим себе, как творим мы сами? мы выражаем своим мысли в процессе создания вещей и в самих вещах, нами создаваемых. Но, как правило, одного слова бывает недостаточно. Например, если нам нужно собрать букет цветов или испечь торт, мало подумать или произнести вслух: «Да будет букет!» или «Да будет шоколадный торт!»

На этом примере хорошо видна наша предельность, или ограниченность. Так, задача испечь торт налагает на нас определенные ограничения. Нам необходимо иметь муку, сахар, яйца, огонь в духовке, время. Нам необходимо самим приспособиться к ингредиентам и приспособить к ним свои действия. Структуры, внутренне присущие тем веществам, с которыми нам предстоит работать, навязывают нам определенный порядок действий. Бог же, напротив, Сам устанавливает и порядок, и структуру всего сущего.

И если вы все делали правильно, ваш торт удался. Этот торт — отражение вас, ваших мыслей, чувств и целей. Без вас его бы не существовало. Если ваш муж, жена или ребенок попросту молча уплетают его, значит, они этого не понимают. Если же понимают, они должны сказать: «Как хорош этот торт!» или «Как хорошо, что ты испек (ла) его для меня!». Ибо в торте, как в зеркале, отразился кондитер — вы.

Изобретения — более высокий уровень человеческого творчества. Торт — это такая замечательная штука, которую вы, как правило, делаете по рецепту или по памяти. Но если человек сам выдумывает новый вид двигателя, одежды или, скажем, средство общения — это уже изобретение. Оно тоже отражает замысел своего создателя, но на более глубоком личностном уровне. Вот почему мы славим изобретателей и творцов, называем их особыми, необыкновенными людьми. В этом случае мы тоже видим, как мысль — «внутреннее слово» — управляет материальным миром; но и тут срабатывают ограничения. Мы не можем создать реактивный двигатель, всего лишь сказав (или подумав): «Да будет реактивный двигатель!»

Есть однако сфера, где человеческому разуму достаточно «слово молвить», как все его желания сбываются. Это сфера произвольных телодвижений (движения рук, ног, мимика лица и т. д.) и произвольных путешествий мысли.

Бог всегда способен говорить и творить непосредственно и без всяких ограничений (хотя Он и не всегда выбирает прямой путь). В этом проявляется Его бесконечность. В некотором смысле — очень узком по сравнению с Божьей бесконечностью — мы гоже наделены неограниченными способностями в том, что касается наших естественных возможностей. В царстве предельного мы учимся делать то-то и то-то — например, замешивать тесто, взбивать крем, водить автомобиль, управляться с тормозами. Однако нам не нужно осознанно учиться двигать пальцами, шевелить языком или переставлять ноги. В нормальных обстоятельствах это происходит естественно, само собой, и в сознании не возникает вопрос «Как?». Организм со всеми его хитросплетениями послушно подчиняется мысли.

Мы знаем (или можем узнать), как истолковать тот или иной стих Библии, понять музыкальное произведение, решить кроссворд, опровергнуть довод. Следовательно, в широких сферах внутренней жизни все же присутствует аспект «как». Но в какие-то моменты бывает достаточно просто подумать или принять решение. Например, если я попрошу вас подумать о котенке, вы так и сделаете, не задаваясь вопросом: «Как мне подумать о котенке?», ибо в нем не больше смысла, чем в таком: «Как мне шевельнуть мизинцем?»

Все это подводит нас к следующему выводу В ограниченной сфере непосредственных действий Бог наделил нас творческой силой, сходной с Его собственной. Если мы действительно хотим понять, как Бог правит миром с помощью слова, жизненно необходимо разобраться, как наши собственные мысли («внутренние слова») преобразуются в акт творения. Только поняв, что значит творить словом, мы обретем основания для веры в то, что Бог может непосредственно общаться с каждым из нас и каждому указывать его путь.

Вернемся к главе 1 Бытия. Первым Своим словом Бог создал свет и энергию — суть материи. И Он продолжает творить. Мы читаем:

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды... Да Соберется вода, которая под небом в одно место... (Бытие 1:6, 9).

Все сущее возникало по слову Его:

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной... да произведет вода пресмыкающихся, душу живую... да произведет земля душу живую по роду ее... сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... (Бытие 1:14, 20, 24, 26).

Во всех этих случаях названный Богом объект становился реальностью (неважно, в один миг или за более длительный промежуток времени), стоило Ему произнести слово, — так же, как у вас движется рука, откликаясь на вашу мысль. Таково проявление творческой силы Божьего слова.

Слово Божье — Божий замысел, Божий ум — действует и в уже сотворенной Вселенной, поддерживая ее. «На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах; истина Твоя в род и род. Ты поставил землю, и она стоит. По определениям Твоим все стоит доныне; ибо все служит Тебе» (Псалом 118:89-91).

Таким образом, то, что мы называем законами природы, следует понимать как Божий промысел о мироустройстве. Вот почему много лет назад христианский философ и епископ англиканской церкви Джордж Беркли сказал, вторя Псалму 18: «Бог Сам говорит всякий день и во всяком месте перед глазами всего человечества»4. События видимого, материального мира — прорастание семени, распускание розового бутона, зачатие и рождение ребенка, развитие галактик — образуют видимый язык, отражающий не только творческий разум, но и, как говорит далее Беркли, заботливого Владыку, истинно пребывающего с нами, Который чуток ко всем нашим интересам и помыслам, Который присматривает за нашими поступками, печется о малейших наших движениях и определяет весь наш жизненный путь, поучая, убеждая и направляя неустанно, самым очевидным и ощутимым образом5.

Может быть, сейчас вы ощутили потребность отложить эту книгу, чтобы с благоговением перечесть Псалом 103? Так сделайте это!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: