Как непонятное может пойти нам на пользу

Важно понять, что Бог в милосердии Своем часто говорит обиняками, чтобы предоставить нам время для размышлений. Он дает знать, что действительно обращается к нам, но мы должны вырасти духовно, прежде чем поймем смысл этого обращения. Мы нередко думаем: «Боже, почему же Ты не сказал этого напрямую?! Растолкуй подробней, как мне жить!». Но обычно мы лишь гадаем, что означают Его слова, и догадки наши чаще всего ошибочны.

Слава Господня преображает человеческие мысли и ценности, но все же Богу дороги и понятны наши собственные интересы. Иногда так хочется, подобно Исайе, воззвать к Богу, чтобы Он разорвал небеса, вышел из укрытия, встал перед нами и сказал, что нам делать (см. Исаия 64:1); но при этом мы не понимаем, о чем молим. Возможно, буквальное исполнение этой просьбы убило бы нас или по меньшей мере навредило бы душевному здоровью. Вот почему Бог в милости Своей приближается к нам понемногу, окольными путями, соразмеряясь с нашим духовным ростом, — до той поры, когда мы сможем познать Его так, как Он знает нас (см. 1 Коринфянам 13:12).

Поэтому слово Божье приходит к нам таким образом, что для понимания его нужно приложить усилия. Это естественно и правильно. Это верно и в отношении Библии, которая во многом ясна, но все же требует от читателя труда и упорства. Прилагая старания, мы вырастаем до того уровня, когда уже становимся способны принять и усвоить содержание открывшейся нам истины. В самые важные моменты жизни — и это старо как мир — мы очень смутно понимаем, что делаем и говорим. И отчасти наше неведение идет нам на пользу.

Действительно ли вы знали, что делали, когда поступали в университет или в военное училище, обзаводились семьей или производили на свет ребенка? В некоем весьма туманном смысле — да; но вы очень слабо представляли себе, что это значит в долговременной перспективе. Если бы вы знали тогда, к чему это приведет сегодня, то у вас, возможно, не хватило бы смелости сделать это. И всего того хорошего, что произошло в результате этих событий, попросту не было бы.

То же и в вере — мы очень медленно осознаем, что с нами происходит. Иаков и Иоанн, придя к Иисусу, сказали, по сути, вот что: «Господи, когда Ты станешь президентом, мы хотим быть вице-президентом и госсекретарем». А Иисус им ответил: «Не знаете, чего просите; можете ли пить чашу, которую Я пью, или креститься крещением, которым Я крещусь?». И они уверенно ответили: «Можем» (см. Марка 10:37-39).

На самом деле, они и представления не имели, о чем просят. В результате оказалось, что они милостью Божьей действительно смогли выпить Его чашу и креститься Его крещением. Когда пробил час, они оказались к этому готовы. Иаков первым из апостолов принял мученичество. Иоанн, согласно традиции, прожил дольше всех апостолов. Его пытали кипящим маслом, он был сослан на пустынный остров Патмос, где получил Откровение Иисуса Христа в форме, полностью отличной от всего прежнего опыта и записанной в книге Откровения.

Наверняка Иоанн и Иаков, говоря о чаше, имели в виду нечто совершенно иное, но они достойно перенесли страдания, потому что Бог был с ними. Возрастая в вере, они обрели необходимое понимание и опыт. Они жили и умерли как друзья и соработники Иисуса и своего Небесного Отца.

 

«Знамения» и реальность

Боб Мамфорд (Bob Mumford), говоря о ярких, зрелищных способах, какими Бог общается с человеком, отмечает:

...Знамения даются нам потому, что Бог нисходит до нашего уровня... Если Бог в водительстве Своем дает нам знак, это не значит, что мы получили окончательный ответ. Знамение означает лишь, что мы идем по правильному пути. Если на трассе нам встречается знак: «Нью-Йорк: 100 миль», это не значит, что мы уже приехали в Нью-Йорк; знак только говорит нам о том, что мы движемся в верном направлении16.

Но, с другой стороны, Бог желает, чтобы мы миновали ту точку, где нам еще нужны знаки, подтверждающие Его руку. Дьявол не способен подделать мир Божий или Его любовь, пребывающую в нас. Когда мы ведомы постоянным присутствием Христовым, то Его водительство становится откликом на любое движение Его Святого Духа в нас17.

Как я рад, что человечество все же дозрело до того, чтобы услышать «веяние тихого ветра» Иисусова! Как чудесно, что Бог почти отказался от видений и прочих ярких явлений, которые некогда были необходимы — а порой необходимы и сейчас, — и стал общаться с нами самими дуновениями Своего Духа. Кто из нас смог бы понять, что ему делать, спустись Бог с небес и стань перед нами во всем Своем величии? Как сказал Иов: «Вот, это части путей Его; и как мало мы слышали о Нем! А гром могущества Его кто может уразуметь?» (Иов 26:14).

Сын во плоти приходит столь мирно и кротко, что голос Его не слышен в уличном шуме (см. Матфея 12:19). Именно поэтому язычники, т.е. человечество в целом, в конце концов придут к упованию на Него.

Как я благодарен Ему за покой Священного Писания, за прошлое и настоящее Церкви Агнца, за жития святых, за неустанные и мирные победы Духа Святого — ибо посредством них я приближаюсь к Богу, а Он — ко мне.

Способы обращения Бога к человеку, отличные от «веяния тихого ветра» в наших душах, все еще нужны и занимают свое место. Но если мы искренне стремимся к Богу, если мы перерастаем потребность в ярких знамениях, которые подтвердили бы нашу правоту — а возможно, и неправоту других, — тогда-то мы и обретаем Царство, которое, как явствует из жизни и учения Иисуса, есть «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Римлянам 14:17).

Тогда мы и начинаем понимать: весь замысел Божий состоит в том, чтобы Он мог постоянно пребывать с нами в мире и покое; чтобы мы возрастали духовно, становясь Его помощниками, пусть зачастую и неумелыми; чтобы, находясь на некотором расстоянии от Него, мы в то же время были с Ним едины, ибо мы сотворены по образу и подобию Сына Его и несем в себе черты фамильного сходства.

 

По ту сторону слов

Даже в обычном человеческом общении порой достигается такое духовное единение, при котором уже не нужны слова. Вспомним Бена Джонсона: «Ты взглядом пей мое здоровье — Я взглядом буду пить твое». Возможно, поэту приоткрылась конечная цель Божья: привести нас к такому союзу с Собой, который может обходиться и без слов, к жизни в Его постоянном присутствии в этом мире и в мире будущем.

Бывает говорящее молчание — молчание, которое красноречивей слов.

 

Любовь, что вспышка — белый, яркий свет,

Тот свет, что прочь из жизни гонит страх.

Любовь есть высшее из знаний, крыл размах,

Безмолвие — ее легчайший след.

Не нужен звук, движенья не нужны.

Растает время — не уйдет любовь.

На вечных волнах океана вновь

Снежинкою осесть ей надлежит.

Ты помнишь миг сладчайшей тишины?

Он - вожделенный памяти причал.

В нем воплотилась радость без начал —

Свет тень прогнал, спустившись с вышины.

 

И о тебе возрадуется Бог:

В Его любви покой найти ты смог.

 

Вопросы для размышления

1. Затронула ли вас по каким-то причинам история Вирджинии Лайвли? Считаете ли вы, что церковь должна поощрять подобные свидетельства или, напротив, пресекать их?

2. Как вы относитесь к принципу Густава Олера: «Откровение, полученное в ясном сознании, ценится выше, чем экстаз или иные ненормальные состояния ума»? Как это соотносится с историей о Моисее и горящем кусте или Иисусе Навине и «вожде воинства Господня»?

3. Свидетельства о «ясно различимом голосе» в наши дни зачастую ассоциируются с психической неустойчивостью. Оправданно ли это? Есть ли обоснованное возражение против той мысли, что Бог производит звуковые волны, соответствующие слышимой речи? Или скептицизм в этом отношении основан на откровенном неверии в Бога?

4. Не было ли в вашей жизни ситуаций, когда, по вашему мнению, Бог обращался к вам устами другого человека? Были это слова из Библии или просто слова, сказанные здесь и сейчас? Что именно в этих случаях позволило вам оценить их так, а не иначе?

5. Руководители церкви часто говорят о личных отношениях с Богом в Иисусе Христе. Могут ли, на ваш взгляд, существовать такие отношения без непосредственного обращения Бога к человеку?

6. Выше приведены некоторые соображения о том, почему — исходя из того, что Бог открыл нам Свои замыслы относительно человечества, — голос можно считать высшей формой общения Бога с людьми. Как вы считаете, являются ли эти соображения убедительными?

7. Что вы понимаете под «библейским деизмом»? Видели ли вы когда-либо его проявления? Что привлекательного вы в нем находите?

 

 

Глава 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: