Кроме молитвы, в жизни верующих есть две вещи, которые силы тьмы абсолютно ненавидят: смирение и действенный евангелизм. Смирение вырывает корни гордыни и обмана из жизней тех, кем правит сатана. Сатана был повержен смирением Христовым на кресте. Силы тьмы ненавидят также евангелизм, так как он вторгается на их территорию.
Мы можем проводить любые собрания, песнопения и благословлять друг друга в кругу друзей. Дьяволу, возможно, до этого и дела нет. Но если мы вторгнемся на его территорию и начнем освобождать души из его сетей, мы должны быть готовы к битве до последнего. Он лжет нам о наших способностях. Он воздействует на нас через страх. Он ограничивает нас в финансах, чтобы мы не смогли отправиться с миссией. Он ни перед чем не остановится, чтобы помешать нам нести людям Евангелие. Мы не должны упускать возможности, когда они плывут прямо к нам в руки. Мы должны перейти в наступление. Мы должны решительно проповедовать Евангелие.
Согласно Евангелию от Луки 10:2: «Жатвы много, а делателей мало; Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». Мы никогда не должны полагать, что делаем достаточно для проповеди Евангелия. Недостаточно и вовлечь как можно больше людей в это дело. Неважно, сколько христиан отзовутся на призыв Божий «идите по всему миру», все равно делателей будет мало. Делателей будет мало до тех пор, пока будет оставаться хоть одна неспасенная душа.
Должно ли это останавливать нас? Нет. Но мы должны знать: нельзя отделить духовную битву от всемирной евангелизации. Что же нам делать? Просто молиться и проклинать дьявола? Находясь в темной комнате, мы не ругаемся на темноту. Мы включаем свет. Если мы хотим освободиться от мира тьмы, мы должны сделать все, что в нашей власти, чтобы воссиял свет Иисуса Христа. Мы должны воспевать, проповедовать, писать, ставить пьесы, делать все, чтобы нести в мир Слово Божье. Мы должны использовать любой способ, если он приближает истину. И наше участие в духовной битве должно сочетаться с нашим участием в евангелизации. «Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58).
Направление 3: Удар по отдельной личности
Третье направление царством тьмы отдано нечистым силам. Этих духов не интересует география или коммунизм, их цель – отдельный человек, личность. Они воздействуют на поведение индивидуума. Мы уже рассматривали в главе 4, как эти силы наносят удар по человеку – особенно через ум, сердце и уста. Духи-обольстители ввергают людей в грех и, если получится, в рабство. Объектом деятельности этих духов является не группа, а личность. Мы говорили раньше об ангелах-хранителях. Возможно, что к каждому из нас прикреплен демон. Это не должно тревожить нас, так как мы во власти Божьей, если мы – христиане. Несмотря на это, сатана заинтересован в каждом отдельном человеке.
Злые духи пытаются влиять на наше поведение. Враг старается заставить нас делать зло, оказывая влияние на наши мысли, чувства, аппетит и волю. Но заметьте, что это влияние, а не причина. Флип Уилсон в шестидесятые годы разработал популярную теорию, названную... «Черт попутал меня!» Это могло бы быть хорошей комедией, но все это вовсе не так. Люди заявляют о своей беспомощности, хотя это не так. Например, даже клептоман не станет воровать, если знает, что его увидят.
Скатывание в рабство
Существует, однако, закономерность. Все неправильное начинается с влияния. Нас подмывает... Мы очень хотим сделать это. Мы можем попросить милости Божьей и не поддаться соблазну, но можем и уступить. Если мы уступим давлению, то наша воля будет скована. В следующий раз мы легче поддадимся искушению этим грехом. С каждым повторением наша совесть начинает притупляться. Мы можем дойти до того, что сам грех не будет казаться нам чем-то плохим. Это все равно, как если бы один человек застрелил другого, а затем пошел и с удовольствием пообедал. Его это больше не тревожит.
Его это нисколько не обеспокоило. Если мы продолжаем жить во зле, мы развиваем «привычки греха». Привычки могут быть очень сильными. Две общие ошибки случаются в этот момент. Во-первых, мы убеждаем себя, что всему виной человеческая природа и она неизлечима. Во-вторых, мы думаем, что мы одержимы. Пока это не так. Это просто привычка, нечто, что мы делаем не задумываясь.
Например, когда я приезжаю в Новую Зеландию, мне приходится переучиваться водить машину. Руль находится с правой стороны, вместо левой. Я выруливаю от бордюра вправо и слежу за тем, чтобы оставаться на левой полосе. Я не могу просто ехать по правой стороне, чтобы затем объяснять полицейскому: «Я не могу этого сделать! Вы не знаете ничего про мою жизнь. В моей семье на протяжении поколений водили машину по правой стороне. Я прожил жизнь в атмосфере правостороннего движения. Я всего лишь человек – у меня есть слабости. Я не могу сразу измениться! Не могу ли я для начала поездить посередине, пока не привыкну?»
Нет, я не могу этого сделать. С первого раза я без проблем поехал по левой стороне дороги, ибо нет «беса правостороннего движения», от которого мне нужно было избавиться. Я просто изменил привычке, выработавшейся за годы. Привычки могут быть глубокими и устойчивыми, но с Божьей помощью их можно преодолеть.
Однако, если мы не отказываемся от греховных привычек, мы попадаем в рабство. В этом случае к нашей проблеме подмешивается сверхъестественный элемент. Теперь враг контролирует нашу личность. Обычно, говоря об этой последовательности, мы имеем в виду людей подавленных и одержимых. Но я перестал употреблять эти слова, так как трудно определить, где кончается одно и начинается другое. Слова «одержимый» нет в оригинале Писания; там используется слово «бесноваться». Это как раз то, что я имею в виду под духовным рабством.
Возможно, что в рабство попадает не вся ваша личность, а лишь часть ее. В любом случае вы нуждаетесь в спасении именем Христовым.
Духовная битва происходит на двух уровнях: большом или космическом и индивидуальном, личностном уровне. Сражаясь с миром тьмы, мы противостоим правителям, князьям и бесам в странах, социальных группах и властных структурах. И мы должны принести освобождение каждому человеку от рабства через молитву, ходатайство и личное служение. Мы противостоим злому влиянию в их жизнях, так же, как и в наших. Мы должны решительно нести Евангелие и свет туда, где тьма. Это не слишком непосильная задача, если мы будем помнить о том, что силы наши укрепляются в Господе. Мы можем стать людьми, обладающими Богом данной властью, одерживая победы на каждом уровне.
Глава 8