Методологические принципы клинической психологии

Методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, объединенная учением об этой системе. Она имеет разные уровни: философский, общенаучный, конкретно-научный, которые находятся во взаимосвязи и должны рассматриваться системно. Методология тесно связана с мировоззрением, поскольку ее система предпо­лагает мировоззренческую интерпретацию основ исследования и его резуль­татов. Яв­ляясь психологической дисциплиной, клиническая психология опирается на методологию и методы общей психологии.

Основное требование научной методологии, сформулированное еще Гегелем, заключается в том, что исследование должно отражать свой предмет в его внутренней логике. Он требовал, чтобы метод был неотделим от предмета и его содержания.

Методология в психологии реализуется посредством следующих положе­ний (принципов).

1. Психика, сознание изучаются в единстве внутренних и внешних про­явлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных, изменяющихся формах является не только объектом, но и сред­ством психологического исследования.

2. Решение психофизической проблемы утверждает единство, но не тож­дество психического и физического, поэтому психологическое исследование предполагает и часто включает физиологический анализ психологических (психофизиологических) процессов.

3. Методика психологического исследования должна опираться на соци­ально-исторический анализ деятельности человека.

4. Целью психологического исследования должно быть раскрытие специ­фических психологических закономерностей (принцип индивидуализации ис­следования).

5. Психологические закономерности раскрываются в процессе развития
(генетический принцип).

6. Принцип педагогизации психологического изучения ребенка. Он оз­начает не отказ от экспериментального исследования в пользу педагогичес­кой практики, а включение принципов педагогической работы в самый экс­перимент.

7. Использование в методике психологического исследования продуктов
деятельности, поскольку в них материализуется сознательная деятельность
человека (принцип изучения конкретной личности в конкретной ситуации).

Согласно Платонову, для медицинской (клинической) психологии наи­большее значение имеют сходные с представленными выше принципы: де­терминизма, единства сознания и деятельности, рефлекторный, историзма, развития, структурности, личностного подхода. Пояснения, вероятно, требуют лишь некоторые из них, в частности, последние три принципа.

Принцип развития. В клинической психологии этот принцип может кон­кретизироваться как этиология и патогенез психопатологических расстройств в их прямом (развитие болезни) и обратном (ремиссия, выздоровление) раз­витии. Специфическим является особая категория — патологическое разви­тие личности.

Принцип структурности, В философии под структурой понимают един­ство элементов, их связей и целостности. В общей психологии изучают струк­туры сознания, деятельности, личности и др. Задачей клинической психологии является приведение в единую систему частных структур различных психопатологи­ческих явлений и согласование ее с общей структурой здоровой и больной личности.

Принцип личностного подхода. В клинической психологии личностный подход означает отношение к пациенту или исследуемому человеку как к целостной личности с учетом всей ее сложности и всех индивидуальных осо­бенностей. Следует различать личностный и индивидуальный подходы. Последний — это учет конкретных особенностей, присущих данному чело­веку в данных условиях. Он может реализоваться как личностный подход или как изучение отдельно взятых индивидуально-психологических или со­матических качеств.

Творогова, рассматривая вопросы конкретно-научной методологии в пси­хологии, дополнительно акцентирует внимание на принципах активности (поведение человека в заданной ситуации определяется не только ее усло­виями, но и в значительной мере отношением человека к ситуации) и сис­темности (развитие всего многообразия психических свойств человека не мо­жет основываться на одном источнике, например, биологическом или соци­альном; системный подход предполагает многообразие источников и дви­жущих сил, как психического развития, так и психических расстройств в их взаимосвязи).

Подчеркивая значение методологических проблем в клинической психо­логии, В.Н. Мясищев писал: «Чем более важны и ответственны проблемы здоро­вья и болезней человека, тем более необходимо серьезное обоснование мето­дологической стороны и основы медицинской психологии, сложность и труд­ность которой возрастает вследствие сочетания в проблеме медицины и пси­хологии».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: