Конспект урока
Тема: звук [а], буква А, а.
Тип урока: Изучение нового материала.
Класс: 1 «Д»
УМК: «Школа XXI века»
Задачи урока:
1. Предметные – познакомить с новыми согласными звуками [а] и [а’], с буквами А, А; совершенствовать умение в звуко-слоговом анализе, навыки правильного, выразительного слогового и беглого чтения; закрепить умения правильного употреблять заглавную букву при написании имен собственных;
2. Метапредметные – развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, фантазию, умение строить высказывания, научить правильно выражать собственные мысли, развивать способности работы в парах, умение работать сообща;
3. Личностные – воспитывать дисциплинированность, стремление к знаниям, развивать чувство коллективизма, воспитывать уважение к государственным символам Российской Федерации, формировать представление о духовно-нравственных основах российского народа;
Оборудование:
1. «Азбука»
2. Предметные картинки, рисунки для запоминания буквы
|
|
3. Сюжетная картинка «Звук и буква А» (для упр. на слышание звука)
Технологическая карту урока обучение грамоте (чтение)
Этап урока | Действие учителя | Действие учащихся | УУД |
Организационный момент | Прозвенел звонок. Начался урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. -Здравствуйте, ребята. Сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я. Зовут меня Ксения Андреевна | Учащиеся приветствуют учителя | Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя) |
Мотивационный этап Актуализация знаний | -Ребята, сейчас я вам загадаю загадку Разносчик добрых он вестей – Несёт родителям детей. И, судя по всему, смекалист: Устроился отлично… Ребята откройте азбуку на стр.30 Нам дана картинка -Что вы видите на этом рисунке? -Как вы думаете, какая птица изображена на рисунке? -Что вы можете сказать об этой птице? -Ребята, посмотрите на слово Аист и скажите, на букву оно начинается. | -Аист Ребята открывают азбуку -На рисунке изображена птица -Аист -Эта птица довольно большая. Белого цвета. Живет эта птица на крыше домов. -На букву А. | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков) |
Звуковой анализ слова Работа со словом астра | -Ребята, посмотрите на картинку на доске. Что на ней изображено? -А какого цвета бывает астра? -Разделите слово на слоги -Как вы определили, что в этом слове 2 слога? -Давайте попробуем выделить первый звук в этом слове -Какой это звук? -Как вы определили, что это звук гласный? -Что вы можете еще сказать об этом звуке? -Назовите мне первый звук. Какой это звук? -Каким цветом мы будем обозначать его на схеме? Кто пойдет сделает? -Назовите мне второй звук. Какой он? -Каким цветом мы будем обозначаться его на схеме? -Назовите мне третий звук.. Какой это звук? Почему? -Каким цветом мы будем обозначать его на схеме? -Назовите мне четвертый звук. Какой это звук? Почему? -Каким цветом мы будем обозначать его на схеме? -Назовите мне пятый звук. Какой это звук? -Каким цветом мы будем обозначать его на схеме? -Ребята, давайте теперь на доске построим схему этого слова. Кто желает? | На картинке изображен цветок -Астра бывает розового, красного цвета -В этом слове 2 слога -Мы поставили руку на подбородок и произнесли слово астра -Ааастра -Гласный -Когда мы произносим этот звук то не встречаем препятствий. -Ударный -[а], гласный, ударный -Красным -[с], согласный. Он является согласным потому что не тянется и не поется. -Синим -[т], согласный, он является согласным т.к не тянется и не поется -Синим -[р],согласный, т.к не тянется и не поется. -Синим -[а], гласный - -Красным -1 учащийся выходит к доске для построения схемы слова. | Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков) Коммуникативные УУД (умение слушать, говорить) |
Упражнение на слышание звука | -Ребята, посмотрите на страницу 31 нашей азбуки и скажите,в каких словах звук [а] встречается в начале, в середине, в конце -А теперь давайте, вы в своих тетрдаочках сделаете схемы этих слов: аист, карта, маска, кран. -Давайте теперь с вами поиграем в игру на слышание звука [а]. Правила такие: я вам буду называть слова, а вы внимательно слушайте. Если в слове есть звук [а], то вы хлопаете в ладоши 1 раз, а если нет звука [а], то сидите тихо. Слова: учебник, парта, тетрадь, мышка, стул, карта, хлеб, пакет, печь, уголь, сахар, оса, лошадь, бутылка, заяц, лиса, волк, апельсин, конфета, кролик. -Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. | - в начале: Аист; в середине: шАрик, кАрта, крАн, мАска; в конце: картА, маскА | Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) |
Физкультминутка на корпус | Давайте, ребята немного с вами отдохнем Быстро встали, улыбнулись. Выше-выше потянулись. Ну-ка плечи распрямите, Подтяните, отпустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели встали. И на месте побежали. -А теперь тихонько сели | ||
Обозначение звука буквой | -На письме звук [а] обозначаются буквой А а. -Как вы думаете, ребята, где встречается заглавная буква А, а где строчная а? Посмотрите, на 30 страницу где показаны заглавная и строчная буквы А а -Как вы думаете,на что похожа буква А? -Послушайте стихотворение про букву А: Аист крылья расправляет, Аист книгу раскрывает. В книге — буквы и слова. Аист видит букву А. И, надев очки на нос, Он читает: — АБ-РИ-КОС | -Заглавная буква А встречается в именах собственных, в начале предложения, а строчная буква а встречается в простых словах. Например: имя Арина, Анастасия, Андрей, Александр. Простые слова: ананас, каток, шалаш, ракета ит.д -Буква А похожа на шалаш, ракету. крышу от дома -Ребята слушают стихотворение | Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, анализировать объект) Коммуникативные УУД (умение говорить, переработка информации на основе анализа, умение принимать и передавать графическую информацию) |
Работа с текстом Анализ текста | -Ребята, давайте вместе прочитаем стихотворение и подчеркнём в нем заглавную и строчную букву А. Работать мы будем в парах, по перед тем как приступить к работе, давайте вместе повторим правила работы в парах. С буквой А мы строим дом: Две опоры под углом, Подоконник - для окна, Буква А теперь видна. Астра, Азбука, Айва, Начинаются на А И кончаются на А Астра, Азбука, Айва -Ребята, давайте почитаем сколько раз нам встретилась буква А -В каких словах встретилась буква А? -А теперь, давайте вместе проверим | -Ребята работают с текстом на листочке -21 раз -Буква, А, видна, астра, азбука, айва, начинаются, на, А, на, А, астра, азбука, айва -Проверяют работу вместе с учителем | Познавательные УУД (умение ориентироваться в книге, извлечение нужной информации) Коммуникативные УУД (умение говорить, переработка информации на основе анализа) |
Работа со слоговой таблицей | Посмотрите на доску. -Давайте прочитаем хором слоги. -Теперь кто-нибудь попробует сам прочитать слоги. Я буду показывать, а вы читать указанный слог. -Ребята, а теперь прочитайте мне только слоги с твердым согласным [м] -А теперь только с мягким согласным [м’] -Ребята, какой можно сделать вывод? | -ма, мо, му, ми, ме, мы -индивидуальное чтение -ма, мо, му, мы -ми, ме -а,о,у,ы- обозначают твердость согласных звуков; и,е- за мягкость | Коммуникативные УУД (умение принимать и передавать графическую информацию) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков) |
Звуковой анализ слова | - Постройте схему слова. - «Прочитайте» слово «Анюта», ведя указкой по схеме звукового состава слова. «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчетливо был слышан первый звук. (Ааанюта) -Назовите первый звук в слове. -Какой это звук гласный или согласный? Почему? -Прочитайте все слово. Что оно обозначает? -Сколько в слове звуков? -Сколько в слове звуков А? - Какие они по счету? | -Гласный -Имя девочки -В слове 5 звуков -Два -Первый и пятый | Коммуникативные УУД (умение передавать графическую информацию) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков) |
Упражнение на слышание звука | -Ребята, давайте с вами разгадаем кроссворд на странице 31. -Как вы думаете, какая картинка подходит к первой строчке? Что такое лампа? -Какая картинка подходит ко второй строчке? Что такое луна? -А какая картинка подходит к четвертой строчке? Что такое арфа? -Ну и как вы уже догадались, слово флАг подходит к последней строчке. Что такое флаг. -Давайте соотнесем слова со схемами. Кто хочет попробовать? | -Лампа. Лампа-это осветительный или нагревательный прибор. -Луна. Луна- это небесное тело, спутник Земли, плане. -Арфа. Арфа- это струнный щипковый музыкальны инструмент в виде большой треугольной рамы. -Флаг. Флаг-это государственный символ любой страны. | Коммуникативные слышание УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) |
Подведение итогов | -Какой звук учились слышать и выделять из слов? -Звук [а] является гласным или согласным? Почему? -Как на письме обозначают звук «а»? | -Звук [а] -Звук [а] гласный, потому что на пути не встречаются преграды, и он поется. -Звук [а] на письме обозначается буквой а. | Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено; осознание качества и уровня освоения) |
Рефлексия | -Молодцы. Вы все старались, выполняя задания. Оцените свою работу при помощи листков, которые лежат у вас на партах. Если у вас все получилось и у вас не возникло трудностей, то поднимите веселый смайлик. А если у вас остались вопросы, то поднимите грустный смайлик. На этом наш урок окончен! До свидания! | учащиеся оценивают свою работу | Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено; осознание качества и уровня освоения) |
|
|
|
|
|
|