О прощении обид и оскорблений

Наставления Феофана Новоезерского

Знаменитый старец-подвижник архимандрит Феофан был настоятелем Кирилло-Новоезерской пустыни Новгородской губернии и благочинным нескольких монастырей, в том числе и женского Горицкого. Почил о Господе блаженною кончиною декабря 3 дня 1832 года. Предлагаемые наставления заимствованы из “Краткого сказания о его жизни” (М., 1853) и из книги “Игумения Феофания (Готовцева)” (СПб., 1868).

О смирении

1). Жизнь духовная, говорил он, должна быть проста, чистосердечна, кротка, благопокорлива, а паче смиренна. Смирение есть без труда спасение. Смирение сердечное есть первое и главнейшее основание дому душевного и монашеской жизни. Ибо и Христос Сын Божий говорит: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обря­щете покой душам вашим?» (Матф.11, 29).

23). Спасение, как с одной стороны трудно, неприступно, тяжело; так с другой очень просто и легко. Господь Бог наставит! Научитесь от Меня, говорить Он,—яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Нет ближайшего и надежнейшего пути ко спасению, как смирение, и величайшее тому воздаяние, кто, будучи жесток нравом, приведет себя в смирение. Достигнуть же смирения можно общею сестер молитвою: «спаси Господи и помилуй матушку нашу игуменью, и ее святыми молитвами подаждь нам смирение, терпение, незлобие, любовь нелицемерную, послушание; а игуменья с своей стороны молится: «спаси Господи и помилуй сестер моих, и святыми их молитвами тоже подаждь ми».—Господь Бог всех и научит; никакой мудрец не научит познавать свои недостатки, свои немощи, свои слабости, как Господь Бог; никаких книг не надобно, лишь бы было смирение.

34). Господь Бог за смирение дает благодать. Один старец говорил с утра до вечера беспрестанно, а другой молчал, один прозорливец сказал об них: который говорил, тот молчание соблюл, а который молчал — празднословец; молчал, да тщеславился сим. С каким ведь намерением, кто что делает, — это важно. Господь Бог наши намерения судит. Наука эта совсем другая, не философия: в мирскую науку вкрадывается тщеславие, а здесь смирение в основе.

35). Себя возвышать, а всеми пренебрегать, — это дело бесовское, а лучше бы Христово смирение стяжать. «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1Кор. 11, 31). Покуда не достигнешь смирения, в спокойствии быть не можешь никак, все из страсти в страсть, так, как из пропасти в пропасть, враг будет поревать тебя; а когда будет смирение, так тут все добродетели; это как цепь священная. Где же гордость, тут тщеславие, вражда, тут смущение, ссоры и зло всякого рода.

36). С тем жить надобно, чтобы угодить Господу Богу, думать о себе, что мы земля и в землю возвратимся; не долго жить здесь в гостях. Благодарите Господа Бога, что создал нас человеками. Бог продолжает нашу жизнь, чтобы душа наша от всех страстей очистилась; в цар­ство небесное не внидет никакая скверна. Сердце мое страхом Твоим да покроется смиренномудрствующее, да не воз­несшееся отпадет от Тебе, Всещедрый! Что бы ни случи­лось, да будет воля Твоя святая!

38). Ежели ты по внешности смиренна, тиха, терпелива, это все еще недостаточно, это телесное, а надобно душевное, совершенное. Надобно думать: я хуже всех, я сама во всем виновата; а не так, чтобы других винить, что тебя оклеветали; оправдания никакого иметь не должно.

39). Смерть грешников люта; праведницы просветятся якоже солнце, грешницы снидут во ад. Для чего к греху то пристально пристаем и им услаждаемся? Надобно стараться, чтоб и мысли были непорочны, и зрение и хождение,—все было непорочно. Бога ради все хорошо, все легко. Вот у нас был Анастасий Потемкин, скрыл свое благородство; все почитали его сербом и грамоты незнающим; он и сукна ткал и горшки делал, был и конюхом, ездил со мною кучером на козлах, и лошадей закладывал, и кибитку мазал. Вот как старались угождать Богу, оставляли чины, делались самыми последними; зато Господь Бог возвысил на небеси.

40). Вся важность состоит в смирении. Сколько поклонов ни клади, а будешь мечтать о себе, что я жестокую жизнь веду,—так в этих трудах никакой пользы нет.

41). Без смирения, хотя бы власяницу носили, хоть ве­риги, хотя бы какой чрезмерный пост имели,—все не принесет никакой пользы: научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем. А кто учитель-то? Сам Христос Спаситель. Тщеславные и гордые в спокойствии быть никак не могут нигде; да и в царствии то небесном быть не могут, если здесь не очистятся: низложи сильный со престоле и вознесе смиренные. Христос Сын Божий не сказал: научитесь от Мене власяницу носить и в пропастях, вертепах жить, а: яко кроток есмь и смирен сердцем. Когда бы вы совершенно прилепились к Господу Богу, так еще и в здешней то жизни блаженны были.

69). Если мы и в монастыре живем, да занимаемся миром, и помним о том только, что там говорили и делали: то нам будет такая жизнь не на пользу. Сми­рись, всех почитай, никого не оскорбляй.—и будет легко. Обитель считать надобно домом Божией Матери; всех сестер—святыми, одну себя грешною. Эта мысль одна быть в вас долженствует. Если же мысль противная придет, надобно воображать, как живут на небесах: там за­висти, подозрения, или чего сему подобного—нет!—Там нет никаких противностей, никакого противоречия: там все повинуются манию Создателя!

77). «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф.5, 3). Нищий, по мирскому, тот, кто имеет недостаток в потребностях житейских, а мы нищими духом признавать себя должны, потому что ничего не имеем доброго. И как нищий просит от людей милостыни, так и мы должны вопиять ко Господу Господи даждь ми смирение, терпение, послушание!

85). Ежели с разумом тем жить в Горицком мо­настыре, как бы в дому Божьей Матери, и всех почи­тать за святых, а себя почитать грешнейшею паче всякого человека — блаженная будет жизнь.

91. Я вам оное открою: враг порадовался и одержал победу над вами, не допустил вас сделать дело Божие принять Ангельский образ, но тщится навести на вас еще большее искушение, непрестанно причиняя вам огорчения, и тщится, отторгнув от руки Божией и от небесной ограды, возбудить в вас ненависть к Ангельскому жительству, отнять память Божию, привести в свирепость и гордость. Но ежели послушаете меня, то можете и вы поправить свою ошибку. Смиритесь под крепкую руку Божию, да вас вознесет и сделает победительницею над врагом. Когда уже вышло решение, по твоему желанию, от Бога принять вам Ангельский образ, не отлагайте времени, не противьтесь воле Божией, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведного. Тогда никто вам из любимых родных не поможет. Припадите ко Господу и признайте свое согрешение и просите прощения, что попротивилась святой Его воле и послушала врага; и положите начало благое. Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе: Он послушлив был даже до смерти, и вам должно послушливой быть воле Его святой, отложив по первому житию ветхого человека, обновиться духом ума вашего и облещися в нового человека. Вы уже вне мирской жизни, а в жизни духовной. Поэтому и должна все силы употреблять угодить Господу, а не миру. А по времени, ежели угодно будет Господу, все получите. Взыщите прежде царствия Божия, а сия все приложатся вам.

92. Советую и вам совершенно прилепиться к Создателю своему любовию, и ничего временного, данного нам от великих Его щедрот, не предпочитать любви Его. Любовь же Божию приобрести, кроме смирения и смиренномудрия, не возможно. Постарайтесь научаться смирению и смиренномудрию; а от кого научиться сему мудрому художеству? От Самого Спасителя. Он благоизволил сказать «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим» (Матф. 11, 29). Посему кроткий и смиренный всегда в покое, а гордый и тщеславный в спокойствии быть не может

93. В смирении все добродетели заключаются: смиренный гордиться, тщеславиться, завидовать, враждовать, осуждать, гневаться, противоречить, отчаиваться, беспокоиться не может. Христос Сын Божий будет вам примером: «научитеся от Мене», говорит Он пречистыми устами Своими, «яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Матф. И, 29). Вот от чего вы беспокоитесь, что не достигли сего дара; просите, и дастся вам. Немного слов требуется, а только вам простенько сказать: Господи, даждь ми смирение. Даруй Боже вам оное получить! Ежели причащались вы святых и пречистых Таин тела и крови Христовой, поздравляю вас; и да будет сие вам во исцеление, очищение, просвещение, сохранение и спасение души и тела! А паче причащением Святых Таин живущего иметь в себе Христа, Сына Божия со Отцем и Св. Духом! Какое к нам Его снисхождение! Зовет к Себе, увещевает, обещает с нами жить, в нас обитать в здешней жизни, а в будущей наследниками делает царствия Своего небесного. А мы все пренебрегаем и занимаемся сонным мечтанием и не хотим воли его исполнить; а чего Он требует от нас? Паче всего смирения, Сам смирив Себя и послушлив быв даже до смерти. Немного нам в здешней жизни пожить хотя привелось что и скорбное потерпеть; только, дай Бог потерпеть с благодарением и смирением; а потом получили бы покойную жизнь в здешнем веке, а паче в будущей жизни бесконечной всякий ум превосходящее блаженство, которое уготова Бог любящим Его.

94. «Смирихся и спасе мя»; а в смирении все добродетели заключаются: смиренный гордиться, тщеславиться, завидовать, враждовать, осуждать, гневаться, противоречить, отчаиваться и беспокоиться — не может. Постарайтесь приобрести оное; Христос, Сын Божий, будет вам примером, по слову Его святому: «Научитеся от Мене», говорит Он пречистыми Своими устами, «яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Вот от чего вы беспокоитесь, что еще не достигли сего дара: «просте и дастся вам; не многих слов требуется, а только вам простенько сказать: Господи, даждь ми смирение! Даруй, Боже, оное вам получать! Ежели причастились Святых Пречистых Таин, поздравляю вас, и будет сие вам во исцеление, очищение, просвещение, сохранение и спасение души и тела. А паче, причащением Священных Таин, живущего иметь в себе, Христа Сына Божия со Отцем и Святым Духом. Вы, может быть почтете, что я от себя сие написал, превыше понятия вашего тайну? Не от себя, а взял из Канона 9-й песни, ко причащению готовящихся; какое к нам Его снисхождение! зовет к Себе, увещевает, обещает с нами жить, в нас обитать в здешней жизни, а в будущей наследниками делает Царствия Своего небесного: а мы все сие пренебрегаем и занимаемся сонным мечтанием, и не хотим воли Его исполнить. А чего Он требует от нас? Паче всего смирения, Сам смирив Себя и послушлив быв даже до смерти. Не много нам в здешней жизни пожить, хотя что и скорбное потерпеть, только с благодарением, со смирением, а потом получили бы покойную жизнь как в здешней, а паче в будущей жизни, бесконечной и ум превосходящей, яже уготова Бог любящим Его.

95. Вы хотите быть кроткою и смиренною? Должно отринуть противную сему гордость и смущающее вас тщеславие: гордость и тщеславие никогда в спокойствии быть не могут. Кротость и смирение на небеси; гордость и тщеславие во аде, вы себя должны почитать в жребии небесных жителей; не удаляйтесь от них, а паче от Господа Бога, Создателя и Отца своего небесного, Он удостоил тебя быть наследницею Царствия Своего небесного, не теряйте сего дара, не по делам нашим, а но одной Своей неизреченной милости даруемого.

96. Господь Бог не многого от нас требует, а только кротости и смирения, чтоб мы научились оному ни от Ангела, ни от человека, но от Него самого. Рассмотрите хорошенько, коль великое дело быть ученицею Спасителя своего, а притом еще наследницею Царствия Его небесного. Прошу вас: не уступайте сего сокровища гордости и тщеславию, будьте кротки, а паче смиренны, терпеливы, нищи духом, чисты сердцем и говорите почаще: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе, моей; не отвержи мене от лица Твоею и Духа Твоею Святаго не отыми от мене; воздаждь ми радость спасения Своего и духом Владычним утверди мя». И так Господь Бог призрит с высоты Славы Своей на смиренное ваше расположение сердца и поможет исправить жизнь вашу.

97. Скажите сестрам, чтоб не забывали, к чему позваны: монастырская жизнь должна быть небесная, которая заключается в смиренномудрии. Смирение на небесах пребывает: Христос Сын Божий, Он смирил Себя, послушлив быв Отцу Своему Небесному. Должно подражать сему, будет жизнь ангельская, а награждение обещано еще более ангельского; вот какое к нам недостойным милосердие Божие, уму нашему непостижимое.

98. Посвятили себя послужить Господу Богу, но не знаете в чем ваше служение состоит, а кажется, я много вам внушал: «Научитеся от Мене», глаголет Господь, яко кроток всмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». И: «В терпении вашем, стяжите души ваша; претерпевый же до конца, той спасен будет». Но ваше мудрование совсем противное сему; я советую вам начать духовную азбуку: ежели кто побранит вас, а вы с своей стороны с любовью отвечайте: «согрешила, простите ради Бога»; и ежели не выучите сей азбуки, то нигде вы покойны не будете.

99. Обрати ум свой к спасительному сему Божественному учению: смирись, и спасешься; окажи любовь к настоятельнице и сестрам душевно и нелицемерно, без новой любви спастись невозможно. Учись повиноваться и слушаться, сам Христос, Сын Божий, послушлив был даже до смерти: Он нам дал образ, то есть пример, последуем стопам Его.

100. Ежели пожелаешь смириться, проси Господа: Господи, даждь ми смирение! Потом себя укори, себя уничижи, тогда удостоишься и милости Божией. Смирение столь велико, что может благодать Божию в душу привлещи.

101. Смирению чуждо желать преимущества пред другими, или пренебрегать кого. Смиренный все вражьи сети проходит, и ниже касаются ему; по откровению от Бога Антонию Великому, следующим образом: однажды святой Антоний видел все вражьи сети, распростертые по земле, и со вздохом сказал: Кто же избегнет их? И услышал свыше глас, говорящий ему: «Смиренномудрие». Проси Бога, чтоб избавил тебя от сетей вражьих, сими словами или молитвою: «Заступник души моея буди, Боже, яко посреде хожду сетей многих, избави мя от них и спаси мя, Блаже, яко человеколюбец». Надобно иметь в сердце Бога, а которые не имеют: «Предаде их Бог в неискусен ум, во еже творити неподобная». Не упускай времени вотще: время дано нам на приготовление себя к будущей жизни.

102. При всех добродетелях твоих, если подумаешь о себе, что ты нечто, вот и погибла; а лучше думай: я грешна и хуже всех.

103. Иные уходили в затворы, другие носили тяжелые вериги, но этого не взыщется от нас, а надобно смиряться, терпеть, иметь послушание, вот чего потребуется. Скорбное слово претерпишь вот и вериги твои.

104. От словес твоих оправдишися, и от словес твоих осудишься. Хоть маленькая скажет что нибудь, надобно послушаться, и когда будете держаться послушания, то будете исполнять волю Божию.

105. Смиряйся только, а с ума не сойдешь: диавол боится смирения. «Некогда святой Макарий проходил от озера в свою келию, и диавол, встретясь с ним, хотел ударить его косою, но не мог, и говорит святому: много силы в тебе, Макарий, я не силен против тебя: только одним ты побеждаешь меня, Чем же? спросил его авва Макарий. Смирением, отвечал диавол, вот почему я не силен против тебя». Ты можешь молиться и поститься, но смирение только побеждает его.

106. Смиряйся! «Аще не будете, аки дети, не внидете в Царствие небесное».

107. Оправдываться не надобно потому, что много будет слов, а коротко сказать: простите, согрешила! вот этим все и кончится.

108. Смирение в мыслях значит; отвращать от себя внешние мысли, и обращать их к Богу, тогда обретете покой. Зри: В том и победа наша над врагами, чтоб не принимать мысли, влагаемой от них.

109. Христос сказал, что в двух заповедях состоит весь Закон: «В любви Божией и ближнего». Он велел любить врагов и не только любить их, но и добро творить им: «Любите враги ваша, благословите клянущия вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творищих вам напасть, и изгонящия вы, яко да будете сынове Вышняго».

110. Прославляющие Мя, прославлю. Прославляется Бог нашею жизнью, любовью, смирением, послушанием, кротости, терпением, вот наше сокровище душевное. Смиренным дается от Бога благодать очень скоро.

111. Ежели бы ты думала о себе, что ты земля и прах; ежели бы мы совершенно прилепились к Господу Богу, то еще в здешней жизни блаженны были. Ты сказала, что «ныне злее стала», это потому, что себя не укоряешь; ежели бы себя упрекала и молилась: Господи! даждь ми зрети моя прегрешения; тогда конечно не было бы злости в тебе. Эта наука и проста и бесконечна, просто: смирение на все мысли. Азбука духовная: согрешила, простите.

112. В судьбы Божии входить, во испытания не надобно: «Исчезоша испытающии испытания. Кто весть в человеке, яже в нем, токмо дух живущий в человеке». А только говорите: я ничего не знаю. Просите всегда Господа Бога, чтобы Он просветил ваши душевные очи; конечно лучше себя обратить, нежели других обращать; зовет нас Господь Бог, чтоб мы к Нему обратились всем сердцем.

113. Ты говоришь, что ты очень зла. Кто же зол? следовательно ты слушаешь врага, а не Бога. Бог милосерд, подал нам пример смирением Своим, терпением и послушанием к небесному Отцу, и оставил нам образ учения. Царство небесное обещано нам, когда отойдем от этой жизни и будем наслаждаться лицезрением Божиим, лицем к Лицу.

114. Вся важность состоит в одном смирении; сколько поклонов не клади, да если будешь думать, что проводишь жестокую жизнь, так что в этих трудах? вовсе ничего.

115. «Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное!» Нищий, который в потребностях житейских имеет недостаток; а мы, нищие духом, признавать себя должны, что я ничего не имею: Господи, дождь ми смирение, терпение и послушание! так вот в чем мы нищие: недостатки свои признаваем. А ежели думаем, что «я смиренна, терпелива и послушна», все это уже пустое. Ежели кто поживет хорошо, то ангелы Божии присутствовать будут при кончине его и Сам Бог присутствует Своею благодатно.

116. Святой апостол Павел пишет: «Лестцы царствия десными и шуими получали царствие». Что значить «шуими»? Сие значит, кто принимал на себя юродство; а десными, кто добродетельно живет, неприкровенно; из сего видно, что разные есть пути ко спасению; смиренный путь непадателен, он не возвышается: смиренного бранят ли, он не сердится; оскорбят ли его, он молится так: «спаси Господи и помилуй сестру мою, и святыми ее молитвами подаждь ми смирение!» Так и вы молитесь.

117. Больше всего просите смирения: кто смирен, терпелив и послушлив, тот вместо ангела Божия; а кто сомнителен, горд и утверждается на своем мнении, это дела вражеские, и такой брат может сделать вреда больше врага, потому что врага можно отогнать Иисусовою молитвою, как говорит святой Иоанн Лествичник: Иисусовым именем бей супостатов! и все возни вражьи тогда недействительны.

118. Иные же хотят предвидеть что нибудь будущее, и это не касается до нас, а только надобно, чтобы не погрешить пред Богом. Есть даже теперь и чудотворцы, вот они: смиренные, терпеливые и кроткие, которые отгоняют от себя вражьи прилоги, соблюдают чистоту душевную и телесную; они не захотят чудотворения. Кто принимает достойно Тело Христа, Сына Божия, тот выше чудотворца.

119. Бога изобразить никто не может; Неописанный и Невообразимый, ниже ангельским умом постигнут быть не может. А себя уже должно вообразить и представить червячком.

120. Спасение, как с одной стороны трудно, неприступно, тяжело, так с другой очень просто и легко. Господь Бог наставит! «Научитеся от Мене», говорит Он, «яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Матф. 11, 29). Нет ближайшего и надежнейшего пути во спасение, как путь смирения.

121. Немного надобно: Господи, даждь ми смирение. Простенько, витиеватых речей не надобно употреблять. Одно смирение восполнит все добродетели.

122. «Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное» (Матф. 5, 3). Нищий тот, кто имеет недостаток в житейских потребностях; а мы должны быть нищи духом, признавать, что ничего не имеем никакого духовного богатства, видеть только свои недостатки.

123. Ни о чем больше не надобно заботиться и просить Бога, как о смирении: все сети вражьи проходит смирение, они даже не касаются его. Эта первая добродетель. Гордостью одной можно погибнуть, а смирением одним спастись.

124. Кто на земли лежит, тому нет опасности, что упадет и разобьется; а вот кто по верхам-то лазит тому угрожает такая опасность.

125. Сердце мое страхом Твоим да покрыется, смиренномудрствующее, да не вознесшеся отнадет от Тебе, Всещедрый! Смиренномудрие-то себе внимать: что я нерадива, что я ленива, что я против мыслей своих не вооружаюсь, не побеждаю их, да никого не осуждать. А ежели будем оправдывать себя, чтобы не сказано было: «Аз прииму время, правоты твоя разсужду».

126. Два письма твои я получил, в которых описываете что имеете недостаток в терпении во время оскорбления, или, перенеся оные внешно, приходите к тщеславному помыслу, похваляя себя, что хорошо сделала: на сие ответствую. Должно говорить тогда слова Спасителя нашего: «аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы» (Лук. 17, 10). Учитесь внутреннему смирению, говоря: Господи, даждь ми смирение в мыслях моих; а себя почитайте мысленно, что хуже всех.

127. Почитайте себя землею и пеплом: ничто так не может против вражьих браней стать, как смирение, да и Христос Сын Божий изволил сказать: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Матф. 11, 29). А что вы пишете, что когда к молитве поусердствуете, то делается 6иeниe сердца; я вам не советую понуждать себя к молит до такой степени, чтобы болезнь претерпевать и повреждать свое здоровье. Бог выше сил наших не требует изнеможения; мы своим усилием не можем приобрести молитвы чистой, а должно просить о сем Господа со смиренным сердцем, говорить с Давидом святым: «сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего святаго не отъими от мене; воздаждь ми радость спасения Твоею, и Духом владычним утверди мя» (Пс. 50).

128. Христос Сын Божий велит учиться не от ангела или какого святого, но от Него самого; изволил сказать: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Матф. 11, 29). Его должно просить, чтобы Он просветил очи душевные, утвердил в вере, надежде и любви, и наставил на истинный путь. Идите, не сомневайтесь, в след Христа Сына Божия; Он изволил сказать: «Аз есмь путь» (Иоан. 14, 6). Он с нами до скончания века. Он наш в скорбех помощник. Вы иногда говорите в себе: Господи сил, с нами буди: иного бо разве Тебе помощника к скорбех не имамы, Господи сил, помилуй нас. А иногда говорите: сердце мое страхом Твоим да покрыется, смиренномудрствующе, да не вознесшееся отпадет от Тебе, Всещедре. Советую вам заказать написать образ пресвятой Троицы с коронованием Божия Матери, чтоб ум имел пристанище, когда читаете «Царю небесный» и «Пресвятая Троице» и «Отче наш», чтоб научиться, смотря на образ!, внешними очами, воображать невидимого, вездесущего, в Троице единого Бога.

129. Как родитель ваш при старости, то должно вам его успокоить своим при нем пребыванием, а потом, как Господь устроит о вашей жизни, предайтесь в волю Его Святую. Вас стращает монашеская жизнь, и говорите, что не всякий ее вынести может, а Христос изволил Своими пречистыми устами сказать: «Иго Мое благо, и бремя легко есть» (Матф. 11, 30), легко оное в надежде милости Божией кротким и смиренным; а тяжело гордым и тщеславным, которые понести оное не в состоянии, потопу что, как сказано: «гордым Бог противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4, 6). Будьте ученицею Христа Спасителя нашего. Он изволил пречистыми Своими устами сказать: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Матф. 11, 29); вот в чем спокойствие ваше состоит! в кротости и смирении, я никакого затруднения в продолжение девственной жизни быть не может. Святой Апостол пишет во втором послании к Коринфянам: «вы есте церкви Бога жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне люди, Темже изыдите от среды их, и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не прикасайтеся, и Аз прииму вы. И буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель» (2 Кор. 6, 16 18).

130. На ваш вопрос: как спастись, молчать ли лучше, или говорить? на сие ответствую кратко: время всякой вещи. Хорошо молчать, хорошо и говорить, но только бы было во славу Божию, со смирением и без тщеславия. Ежели ты молчание почитаешь великою добродетелью, то ни в святом Евангелии, ни в Апостоле сего не видно. А Христос Сын Божий изволил пречистыми Своими устами сказать: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Матф. 11, 29). Святые утверждают, что как единым смирением, с расположением внутренним, можно спастись, так напротив того одною гордостью погибнуть можно.

О гордости

100. С каким расположением вы вступили в обитель? я помню, с усердным, чтоб угодить Господу и работать Ему со страхом и трепетом и со смирением провождать жизнь. Должно оное вспомнить; вы знаете, что гордость свержена с небес и быть там уже никогда не может; она в пропасти адской, однако владычествует и на земле. Бойтесь, яко яда смертоносного, гордости; «зане Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (1 Петр. 5, 5). Христос Сын Божий нам сказал, чтобы мы научились от Него кротости и смирению: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Вот Кто учитель наш, Сам Господь, тому, в чем наше спокойствие состоит.

101. Я прошу обратиться ко Господу. Господь не хощет смерти грешнику, но еже обратитися и живу быти ему. А гордость, леность, небрежение, вспыльчивость, надмение, как упоминаете, дела противные Богу, не должно хранить в сердце своем, которое должно быть храмом Божиим. Допустите присутствовать в сердце вашем Господу Богу и творите дела угодные Ему.

102. Нам тщеславиться и гордиться нечем: что имеем, то все Божие, а только одна наша собственность: грехи; а что на первый случай, вступя в духовную жизнь, ни в чем не успеваете, пример нам новосаждение: сперва только покажется, потом произрастает лист, цвет и плод. Равно и в духовной жизни, не ужасайтесь, что не успеваете; должно прилагать только попечение ко исправлению, и просить Господа Бога: Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой!

103. Против гордости вспомнить должно слова Христа Спасителя: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем», на что более врачевание, как сие спасительное слово Божие, против гордости? а притом следует к тому же и слово святого апостола Петра: «Смиритеся убо под крепкую руку Божию, да вы вознесет во время, всю печаль вашу возверзите нань, яко Той печется о вас». Или, в себе сказать: «Феофания, когда ты успокоишься? Надобно помыслить о будущей жизни, какое должен человек претерпевать беспокойство, ежели внутренно себя не успокоит?»

104. Не оскорбляй никого, и сама не оскорбляйся; самого Бога развращенные сердца не слушали и не слушают, то можно ли, чтоб послушали человека? Сколько разумных людей погибло, и даже таких, которые достигли до великого познания всех наук? А причина тому гордость.

105. А ты, с маленьким твоим смыслом, что думаешь? малых начнешь презирать, а после дойдешь и больших себя. Прошу тебя Богом, остерегись касаться кого нибудь даже мыслью, и смирись пред Богом и сестрами, и не пренебрегай никем; сей путь есть спасительный, по которому дойдешь до врат царствия небесного и удостоишься быть наследницею тех благ, «яже уготова Бог любящим Его». От гордости, какая будет тебе польза, и куда она ведет? Во ад. «Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать». И чья будешь ученица, ежели последуешь гордости? и если не отринешь гордости от сердца своего, кто будет управлять оным? Сотвори сердце свое чистым, чтоб Бог управлял оным, и проси Господа.

106. Если будешь делать что нибудь доброе, то не причитать сие благости Божией вспомоществующей, тут то и худо и падение последует.

107. Не только Архангелом будешь, но дадутся тебе еще огненные крылья; только прежде всего очисти душу твою от гордости, тщеславия, высокоумия. Гордость значит, когда пренебрегаешь других; тщеславие, когда думаешь о себе, что хорошо живешь; высокоумие, когда думаешь, что ты много знаешь.

108. Когда в мысли нет Иисусовой молитвы, то надобно думать, что в мысли нашей есть гордость; так благодать Божия не может иметь тут участка; или когда осуждаешь других, пренебрегаешь, а себя считаешь лучше; может быть помнишь долго, кто тебе сделал обиду, держишь в памяти и не забываешь, это есть злопомнение и означает нечистоту сердечную; завидуешь, ненавидишь, все сие грешно и противно Богу. Как нам дерзать прогневлять такое великое Существо Бога, нам, горсти земли, пылинке и червячку? А прогневляем Его непокорством и роптанием.

109. От человек славы не ищи, а надобно только слава от Бога! Со славой человеческой, куда мы годимся? «Прославляющие Мя прославлю». С нашей стороны не надобно нам и думать об этом, чтобы мы славились; а без нас знает Господь, кого прославить или уничижить. Надобно о себе побольше думать, мысли у тебя не расхищены ли, и если не исправлены мысли и душа, так об этом думай и себя исправляй; одна перемена лица может оскорбить ближнего.

Теперь вы придворные не у царя земного, но у Царя небесного, и вам должно стараться, чтоб к Царю небесному вся ваша внутренность была обращена. «Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Ею». Что это значит: «Сии люди устнами чтут Мя, сердце же их далече от Мене»? Берегитесь, чтобы и нам то же не последовало.

299. Один путешественник так все думал о себе: «какие я сделаю добродетели, как меня будут принимать, почитать». Ежели кто какое слово ему скажет, он этим обижается и ожесточается; ежели кто похвалит, этим увеселяется. Он копил деньги на колокол в одну пустынь и прежде времени говорил: как он привезет его и оставит у ворот монастырских, а сам уйдет в лес: увидят, удивятся и догадаются: «а! это верно Братков», пойдут искать его, как будут угощать его и благодарить! Пошел купаться и потонул, этим и кончились все его замыслы!

300. Многие желают видеть что нибудь во сне, но от этого с ума сходят, и не надобно желать потому, что это иногда приводит в гордость, говорит: вот я удостаиваюсь видения какого; а это от врага.

301. Святые Отцы кто как себя называл: иной червем, другой землею или прахом; а ты хочешь, чтоб тебя святою почитали: вот какая в нас Богу противная гордость! Боже! Сам исцели язвы греховные и очисти, омый, убели и спаси всех нас!

О прощении обид и оскорблений

2). Если кем будем обижены, должны сказать: согрешил, прости ради Бога; а в себе, представляя грехи свои, помыслить: я достоин наказания и больше сего.

3). Христос Сын Божий, «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал» (1Петр. 2, 28). Если же когда от нанесенной обиды сердце и смутится, то никак не должно выражать смущения словами, но всеми силами себя воздер­жать от оных, по сказавшему: «я потрясен и не могу говорить» (Псал.76, 5); должно помнить Апостольское слово: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу» (Еф. 4, 26. 27). Иначе же не угодны будут Господу Богу ни молитвы наши, ни прочие добродетели, как бы они велики ни были.

32). Когда кто оскорбит, утешать себя надобно мыслью, что Бог милостив,—и скорбь пройдет, а которая сестра оскорбила, за ту помолиться: «Господь и исправит всех». Мы вредное от врага для души своей принимаем; попробуем же для души своей принять от Спасителя полезное лекарство, хотя и горькое: «претерпевший же до конца спасется» (Матф.10, 22). Мстить, негодовать, роптать, жаловаться, быть в неудовольствии, уязвить кого словом, для нас кажется приятным,—и враг этому радуется. Что может быть лучше примера Христа Спасителя? Чудеса Его отвергали, Его Самого ругали, били, наконец ко кресту пригвоздили, а Он при последнем издыхании сказал: «Отче, отпусти им; не ведят бо, что творят» (Лук. 23, 34)! Вот что жестокость нрава человеческого сделала Создателю своему.

33). И в здешней то жизни Господь Бог больших даров удостаивает: иным дает дар исцеления, другим дар прозорливости, иные неизвестными для них прежде языками говорят: так Ефрем Сирин заговорил по-гре­чески, по молитве Василия Великого, чтоб понимать друг друга без переводчика. Но для сего нужно и смирение святого Ефрема. А ежели оскорбилась, чувствуешь внутреннее смущение, но не будешь оправдываться, не будешь говорить никаких противных слов, смолчишь, — за это не оста­нешься без воздаяния! Всякое дело, всякое художество, все требует терпения.

47). Не сердитесь, что на вас ропщут: ропщущий сам себе вредит, а мне вреда от этого никакого не будет. Когда случатся какие недостатки, потерпите с благодарением, воздаяние от Господа Бога будет.

62). Во время скорби, вместо ропота и дерзкого обвинения других, молитесь и сознавайтесь, что за грехи ваши достойно страждете. Не говорите и не думайте, что в смущении не можете молиться, а лучше скажите сами себе: мне велено молиться, хотя и не хочется! Все силы упо­требляйте молиться насильно; не поддавайтесь врагу, по­тому что враг препятствует молитве; он ничего так не боится, как крестного знамения и молитвы. Если вы про­тивитесь ему,—это значит борьба—и борьба Богу прият­ная. Прослезитесь, покайтесь: Господи прости, —согрешила; я всех хуже, а считаю себя лучше других! Ты меня, Господи, прости высокомерную!

74). За укорение не сетуйте, а будьте благодарны, что вас предостерегают; а если и побранят, — не сердитесь. Зачем терять время в неудовольствиях? Вместо того, чтобы время посвящать Богу, мы посвящаем его своим страстям. После будем сожалеть, — но потерянного вре­мени не возвратим. Благодать Божия печется о нас, а мы пребываем как пни нечувствительные; враг ослепляет нас и делает подручными себе, и мы непрестанно грехи ко грехам прибавляем и тем прогневляем Всещедрого Отца нашего, столь много возлюбившего нас.

128. Ежели вы кого не любите, вспомните слева святого Иоанна Богослова в соборном послании: «Ненавидяй брата своего (или сестру), во тме, есть, и во тме ходит, и не весть камо идет, и тма ослепи очи его», или в себе сказать: «Феофания, доколе тебе во тьме пребывать, не лучше ли обратиться в свету незлобия?» Если мирское что ощущаемо будет в сердце, сказать, что: я уже от мира удалялась и поручаю себя Богу. Подтверждает в том же святой Иоанн Богослов. «Не любите мира, ни яже в мире; аще кто любить мир, несть любви Отчи в нем. Яко все, яже в мире, похоть плотская, и похоть очима, и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть, и мир преходит и похоть его; а творяй волю Божию, пребывает во веки».

129. Советую вам в молитвах своих упоминать тех сестер, которые кажутся для вас враждебны: они более всех делают вам благодеяния. И вот чем: что научают вас терпению и незлобию, ежели не будете сердиться; а похвала для нас бесполезна.

130. Он нам повелевает: «Любите враги вата, добро творите, ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам попасть и будете сынове Вышняго».

А мы обращаемся на мщение, на ненависть; так могут. ли молитвы наши быть приятны Богу? Конечно, мы немощны, но благодать Божия, следуя хотению нашему, может содействовать тому, что не попустит нас, до падения. Возведите очи ваши во время брани не только внешние, но и внутренние ко Господу сил, и так избегнете сетей вражьих.

192. Не надобно нам думать: любят ли нас или не любят; а лучше думать, что недостойна быть любимою, сама же люби всех, потому что нам не сказано быть любимыми; но велено всех любить. Даже не надо и замечать, кто сердится или кто как посмотрел; не надобно проникать в их намерения.

193. Если сердце непреклонно к любви враждебных нам, тогда молитесь: Господи! смягчи твердость, жестокость и окаменелость сердца моего. «Терпя, потерпех Господа и внят ми, и услыша молитву мою, и постави на камени нозе мои, и исправи стоны мои».

194. Когда услышишь, что о тебе говорят худо, тогда подумай: я дурно сделала, так о мне и говорят худо, и помолись Богу: Господи! помози мне исправиться!

195. Смирения и послушания должно держаться и в чистоте душевной и телесной содержать себя.

Обидели тебя или досадили, то должно так полагать, что это послано непременно от Бога для обличения наших недостатков, и должно смолчать: первое для того, чтоб успокоить нас обидевшего; второе успокоить себя, и третье исполнить Закон Божий.

Должно всех почитать за Святых, а о себе думать, что недостойна, и говоря с ними не других винить, а себя.

«Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердца моего в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех моих», то есть, не оправдывать себя.

199. Смирение и послушание могут спасти нас и исходатайствовать нам великое воздаяние.

Пока мы все в смущении, в огорчении, и слов досадных переносить не будем, до тех пор благодать Божия не вселится в сердца наши.

200. Бог нарочно посылает огорчения, чтобы довести нас до совершенного незлобия. Были люди, которые просили Бога: Господи, пошли мне оскорбленье; а когда найдет, они не снесут. После плачут, раскаиваются и опять просят, и когда снова найдет, опять не снесут, и снова готовятся переносить. И так посылается им до того, пока они достигнут до младенческого смирения. А если не будем сносить обидных слов, то это не полезно для душ наших: «Смирихся, и спасе мя». Если смутишься сердцем, то удержись от слов и смолчи: «Смятохся и не глаголах».

201. Когда будут поносить и укорять, молчанием отходите. Святой царь Давид много претерпел: «Помянух в скорби Господа, и утешися душа моя». Когда он согрешил, то сказал: «Смирихся, и спасе мя».

202. Досаждающие и враждебные люди посылаются от Бога для нашего исправления и искушения, чтоб нравы наши довести до младенческих; скажи: согрешила, простите ради Бога.

203. Зри: Оскорбления посылаются нам от Бога, дабы посмотреть нашего терпения и воздать нам венцы. Если скажешь слово на пользу другим, то получишь венец; ежели стерпишь скорбь, за сие венец. Развратишь кого-нибудь, будешь мучена; попротивишься старшим, за сие будет мучение.

204. Непременно надобно, когда сестра оскорбит тебя, то помолиться за нее и сказать: Господи! святыми ее молитвами даждь мне смирение и терпение! Если же будешь на нее сердиться, в том исполнишь свою волю, даже бесовскую, но не Божию. Сам Христос терпел, Его даже били. Надобно оставлять мирскую жизнь и мирские нравы, а провождать духовную, то есть: учиться смирению, и терпению, и послушанию; без науки нельзя.

205. Обидят тебя? должно стерпеть, не воздающе зла за зло и укоризну за укоризну. Спаситель сказал: «Горе нам, егда добре рекут о вас все человецы!» Он сказал сие таким, которые хотели быть хвалимы в сердце и еще хотели, чтобы о них говорили хорошо.

206. «Я молюсь за оскорбивших меня, но все сержусь на них». Такая молитва в грех; надобно молиться в чистоте сердца и обвинять себя всем сердцем, почитая себя действительно виновною.

207. Прощать надобно от сердца. Преподобный Дорофей пишет: «что иной не прощает день, другой два, иной неделю и более, все таковые суть под адом».

208. Не надобно воздавать зла за зло: «Аще воздах воздающим мя злая, да отпаду убо тощ от враг моих; да поженет убо враг душу мою, и да постигнет и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит». Но помолиться: «Господи! святыми ее молитвами, даждь ми смирение и терпение!» Были некоторые люди и молились: Господи! посли мне человека, который бы оскорбил меня». А мы не только просить, но и если по случаю найдет досаждение, то не можем перенести.

209. Ангельские места дает нам: так надо стараться, чтобы не лишиться оных; а мы лишаемся их враждою, несогласием, непримирением; и от раздоров лишаемся даже Царствия Божия, всех благ, уготованных нам в будущей жизни, и Самого Бога, а надобно все уступать, кроме Бога.

210. «Досадно на вас, когда с лукавыми и злыми ласково говорите». Так, как же? говорить жестоко со всеми? Бог не требует жестокости. Когда Иисус Христос Сын Божий шел во Иерусалим, в одном селении не приняли Его: «яко бе лице Его грядый во Иерусалим». Святой Иоанн Богослов говорит: «Господи, повели да речем, да огнь снидет и попалит их». Иисус говорит: «Не весте коего духа еста: Сын человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти, и идоша во ину весь»; а их оставили в покое.

211. Не сердитесь ни на кого, потому что: «Гнев правды Божией не соделывает». Эта жизнь такая, что надобно быть младенцем: «Аще не будете яко дети, не внидете в царство небесное». Не умом младенствуйте, а злобою.

212. Одна сестра хотела выйти из обители, чтобы покоить других и самой успокоиться, «меня не любят, в тягость им». Это враг так утверждает, увещевал о. Феофан: это действительно учение бесовское; а учение Божие вот какое: «любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть». А этого в тебе нет, ты не слушаешь, что заповедует Бог, за что же нам милости Его получать, когда не слушаем Его? Надо прийти в чувство и в познание себя.

213. Но ожесточаться, не примиряться и не сказать: прости, Бога ради, от чистого сердца, за сие каких благ лишаемся? не можем быть наследницами царствия, не слушаем Христа Сына Божия. «Враг льстит и борет душу мою, Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя! Хотех слезами омыти моих прегрешений рукописание, Господи, и прочее живота моего покаянием благоугодити Теба, но враг льстить мя и борет душу мою. Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя!» Враг льстит и борет, мы должны противоборствовать ему, не внимать умом внушениям его и лести, и перекрестится. Делайте дела Божии, дондеже есть день, а когда уже во гроб вселимся, тогда в этом мрачном доме нечего делать.

214. В царствие небесное хочешь, и Бога послушать не хочешь; хочешь ли угодить Богу, то прежде угоди людям. Хочешь любить Бога, полюби прежде сестер.

215. Будете и в царствии небесном, на что уж больше этого? Спаситель велел отпущать нам грехи в день: седмьдесят крат седмерицею, то есть четыреста девяносто, раз.

216. Бога ради, живите между собою в согласии, в союзе, в любви. Погибнуть недолго; спастись-то трудно.

217. В обители надобно почитать всех за святых, а только себя грешною, всех почитать за ангелов Божиих, почитать, что это земное небо!

218. О. Клеопа говаривал: мысль одну надобно иметь, что я только один на земли да Бог, никого больше не воображать. Не с кем ссориться, когда один я на земли. Были такие, которые это и исполнили.

219. Всегда в кротости, с тихостию надобно говорить между собою, с любовью, чтобы и взоры-то были благоприятные. «Аще око твое темно, и все тело твое темно будет; аще око твое просто, и все тело твое светло будет». Ежели с худым намерением, темны наши мысли, темны и дела.

220. Один человек много может сделать добра и один человек может много сделать худого. Один человек может произвести раздор, расхитить все стадо Христово; а один добродетельно живущий может привести все в мирность.

221. Седмьдесят крат седмерицею велит Господь отпущать нам грехи. До седмижды отпущу ли? Нет, говорит, до седмидесяти крат седмерицею, т. е. 490 раз.

222. Не надобно спорить, не надобно защищаться, что я не виновата: в мирской жизни там оправдываются, там гордятся; а здесь смиряются; эта жизнь духовная, во всем противная мирской жизни. Господи! даждь зрети моя прегрешения и не осуждати сестру мою.

223. Оправдываться не надобно: тут много будет слов, а коротко сказать: простите, согрешила! Вот этим и кончить все.

454 Ежели тебе думается, что которая-нибудь сестра тебя не любит, скажи себе: да я и не стою любви, то ли дело делаю, что велит Господь? за что же любить меня!

457. Ежели внутри есть какое неудовольствие против сестры: внутренно помолиться за сестру, а словом испросить прощение.

458. А если будем молчать, да злобствовать и выдумывать, чтобы какое нибудь оскорбительное слово сказать, значит приняли врага, с ним согласились.

459. Малый пожар легче потушить, нежели как дать ему время усилиться: так-то и враждебные мысли сначала удобнее удержать. Одному монаху показалось, что в монастыре его не любит один брат: он пошел в другой монастырь. Там не полюбили трое: он и оттуда ушел. А в третьем еще больше. Тогда он возвратился в первый монастырь и написал записочку: «терплю Бога ради»! Как его оскорбят в чем, он вынет записочку и прочитает: «терплю Бога ради!»

460. Ежели кто сердится, враждует с сестрою, тот не достоин и в церковь ходить и молитву приносить Господу: как я буду приносить Ему молитву, когда не слушаю Его? ведь Он велел любить даже врагов и ненавидящих: «любите враги ваша, благословите клянущыя вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть» (Матф. 5, 44). Он дал нам образ прощать врагам: за распинателей молился.

461. Кто остается в ожесточении, не хочет испросить прощения у других в тайных и явных оскорблениях, или прощает не от сердца, на таковых Господь гневается, и приобщение таковых бывает в осуждение. Приобщаться же без злобы, исповедавшись от чистого сердца, чем чаще, тем лучше.

О не осуждении

5). Притом отнюдь не должно внимать чужим недостаткам, но всегда взирать на свои грехи, и не осуждать других, а себя обвинять и укорять. Чрез сие можем полу­чить в своей жизни исправление.

79). Диавол старается мысль нашу смутить, осквернить а мы попечемся освящать ее молитвою, — и козни его будут недействительны. Сатане весьма противна смиренная монашеская жизнь. Он хочет, чтобы мы были горды, прекословны и ропотливы; и в ком успеет выполнить волю свою, того из монастыря выводит в мир в прежнее состояние, а наконец совсем погубляет. Очисти прежде душу твою от гордости, тщеславия и высокоумия. Надобно почитать себя всех хуже и грешнее; думай, что все спасутся, а ты одна не спасешься, потому что худо себя ведешь. Иногда мы не думаем о том человеке, кого пренебрегаем, что он угодил Господу Богу более всех и может о всех умолить Бога. Если будешь других осуждать, а себя лучше их ставить, то нет нам и надежды ко спасению.

81). Враг, диавол, может представить такое зеркало душевным очам твоим, что все чужие недостатки и грех будешь видеть. Надобно смотреть более на самих себя Христос Господь говорит: в своем глазу не видишь бревна, а в чужом и маленький сучек тебе кажется бревном. Это и есть дух пытливый, дух гордости, дух тщеславия. Избави Боже, от сего душепагубного духа. Враг представит тебе то, чего не бывало, а ты им влагаемое примешь, смутишься и будешь ему подручна. Смотри лучше за своими недостатками, непрестанно о них помышляй, и старайся исправлять себя без отлагательства.

146. Жалуетесь на свое душевное неустройство; не можете преодолеть горделивого нрава и вспыльчивой привычки, а паче осуждения других. На сие вашему преподобию ответствую: Мы ныне находимся не в мирской жизни, а в духовной; вы только вступили в оную и почитаться должны новоначальною, то и не удивительно, что укорененная привычка в мирской жизни преодолевает духовную жизнь. Не отчаивайтесь милости Божией, Господь к вам милостив будет и за то только, ежели вы, недостатки свои признав, раскаиваетесь во оных и сокрушаетесь, а не ожесточаетесь; однако надобно все силы душевные употреблять, чтоб вражью науку искоренять: гордость, тщеславие, осуждение, непримирение, ожесточение, ненависть, злобу, вспыльчивость. А учиться должно от Самого Господа, что Он изволил сказать: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Не осуждайте, да не осуждены будете. Аще отпущаете человекам согрешения их, и Отец ваш небесный отпустит вам согрешения ваши». Да и прочая наука Самого Христа Спасителя нашего, писанная в научение наше во Евангелии и Апостоле. Сему должно последовать; должно облечься в нового человека, а ветхого совлечься, и так но малу навыкать добродетелям, яко божественному учению, а пороки искоренять яко вражье сеяние. И когда что случайно возмутит ваш дух, тотчас сказать себе: «сие противно Создателю моему, о! Феофание: Бога ли не послушаю? то что последует за преслушание? смущение, расстройство в мыслях, досада, огорчение, гнев, вражда и прочие развраты, и чрез то должно противиться своему Создателю, не исполнить воли Его, а послушать врага, хотящего погибели нашей. Господь хочет нам быть чадами Его, обещает нам временное и вечное блаженство, как изволил сказать: «взыщите прежде царствия Божия, и сия вся приложится вам»; а враг хочет всех благ лишить нас как временных, так и вечных, и сходно с духовною жизнью». И так поувещайте себя; Господь к нам милостив, все способы употребляет ко спасению нашему, а нам должно послушать гласа Его: «днесь аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших не хощу смерти грешника, но еже обратиться и живу бытии ему». Я желаю вам не только освободиться от борющих вас страстей, но и искоренить их и быть чадом Божиим, быть же и наследницею царствия небесного, которому не будет конца.

147. Зачем чужие недостатки выискивать и судить? ты за них не отвечаешь, они сами за себя отвечают; лучше всего так думай: я грешна и хуже всех, я виновата, и проси Господа, чтоб дал тебе мысли такие. Не требуй ни от кого любви и думай, что ты недостойна любви. Сама же люби всех: «Любите враги ваша». А хотя бы и ложное что нибудь сказали, должно стерпеть: «Блажени будете, егда поносят вас и изженут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтесь в той день и взыграйте, се бо мзда ваша многа на небесех». А за любовь врагов, еще большее награждение: «И будете сынове Вышняго». Вот какое воздаяние! таких Бог себе усыновляет.

148. Ежели кто привык празднословить и чужие грехи: рассматривать, таких не велено даже и в обитель принимать.

149. Не надобно укорять друг друга. Ежели есть немощные, пусть те, кто посильнее, немощи немощных носят. Ведь не за тем пришли, чтобы указывать друг на друга кто больше трудится, кто меньше. Сколько потрудимся, столько и получим награды от Бога.

150. Зачем думать, что в обители мало спасающихся? Надобно думать, что все спасаются, только ты одна не спасешься, живешь худо.

151. Кто и хорошо живет, да думает о себе, что он лучше других питает в себе вредные мысли. Лучше говорить: Господи! видишь, как я согрешила, осуждаю других, вижу более чужие недостатки, нежели свои. Святые говорят: если мысль внушает тебе вот те худы: скажи: я, может быть, хуже их, а осуждением лишусь и того что имею хорошего.

152. Ежели мысль придет осуждать сестру, тотчас скажи: спаси, Господи, и помилуй сестру мою и ее святыми молитвами дай мне смирение.

153. Иногда мы не думаем о том, кого пренебрегаем; а тот, может быть, угодил Господу больше всех. Кто может знать сердце человеческое, кроме Бога? Мы смотрим на наружность, а Бог зрит на сердце.

154. Впрочем, остеречь согрешающего, ради общей пользы, можно; примет ли он предостережение, или не примет, только бы сказать не от злобы, со смирением, для спасения души ближнего. Если не приняли, поклониться и сказать: согрешила! Я истинно от чистого сердца хотела пользы душе твоей, да и прочие соблазняются; но прости меня: я согрешила.

155. Когда размолвится кто, и которая нибудь сестра со стороны напомнит, остережет, надобно принять слова ее, как от Бога, а не так, чтобы говорить: какое тебе дело? В чужие дела вступаешься! В обителях в прежние времена кто остерег, тех почитали за благодетелей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: