О любви к Богу и о любви Бога к людям

21). Не одни вы у Него; Он ко всем вопиет: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя (Псал. 4», 15); при­зови не сомнением, а с верою. Нам должно более любить Его, нежели бояться; демоны боятся; если в нас нет любви, то и мы им уподобляемся. Мы говоришь, что любим, а ничего, не хотим за Него принять и перенести. А что Он за нас терпел? Досаждали Ему, укоряли Его, били, плевали на Него, распяли на кресте,—Он все перетерпел нашего ради спасения. Так много возлюбил нас бренных и недостойных; а нам ли не стерпеть чего-ни­будь, да еще за наши же грехи? От высокоумия нашего мы, не чувствуем милостей Божиих, мы не прилепились со­вершенно к Господу Богу; от того нам все тяжело, все скучно, от того все в неудовольствии, в прискорбии пребы­ваете; говорите с Давидом: беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне; возсмердеша и согниша раны моя, от лица безумия моего (Псал.37,5.6); мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати в Господе упование спасения моего (Пс.72,28). Блажени, яже избрал и приял еси Господи! От скольких миллионов избраны вы? Вы часть Божия! Это преддверие царствия небесного, это звание Божие. Благодарите Его, ведь немножко пожить-то. Теперь сколько пред глазами вашими примеров! Аркадия, Августа и другие и это действительно и несомненно, что души их во благих водворились. И сколько ж жить там? Восемьдесят ли, сто ли лет? Миллион ли, сто ли миллионов? Нет! Во веки веков! И чем более будем там жить, тем более будем познавать величие Божие, и умножаться будет любовь наша. Известно, что монастырская жизнь есть преддверие царствия небесного, теперь имена ваши написаны на небесах.

86). Письмо ваше от сестрицы вашей я получил. Вы требуете вторичного благословения в напутствие ваше. Да благословит Господь Бог путь ваш; но прежде в Киеве увидите мощи прославляемых Святых Чудотворцев Печерских. Вот какое воздаяние потрудившимся и предавшим себя в служение Богу. Сестрица ваша, соверша сей путь, в которой вы намерены, пустилась в далечайший путь, чтоб достигнуть тех обителей, где обитают уже не тела Святых, а святые их души. О блаженная вечность! Труден и долговременен к тебе путь, но воздаяние умом непостижимо! В прежние времена много было усердствующих всякою возраста о спасении своем, но в нынешние времена почитают многие за невозможное дело; иные гнушаются и тех, кои посвятили себя Богу: а другие сожалеют, для чего оставили мир и иже суть в мире. Но кто любит Господа Бога, сие их не беспокоит; они продолжают путь свой даже до дому Божия, где Его присутствие, где славословят Его небесные силы, и Святые Угодники Божии наслаждаются Его лицезрением. Жизнь наша, какую мы провождаем ныне, есть только одно мгновение ока; а буду­щая, конца не имущая, но уже и тлению не подлежащая, однако не нравится, а нравится временная. Нужно прилепиться любовью к Создателю своему и просить Его милости, чтоб просветил и научил нас творить волю Его святую, и чтоб не лишил нас вечного блаженства, какое уготовал Он любящим Его.

138. Вы расположились последовать воле Его, послужить Ему, угодить Ему, любить Его от всея души, от всего сердца и от всего помышления. Не надобно забывать Его за богатые милости и щедроты Его к вам. Почаще говорите в себе: «Господи Боже мой, Создателю мой, Благодетелю мой, не остави мене, Ты меня научи творити волю Твою, Ты просвети мои мысленные очи сердечные, Ты просвети тьму мою, яко Тобою избавлюся от искушения»! Жизнь, в которую вы вступили, жизнь небесная, вы оставили земную, не должно следовать ей.

139. На что нам о будущем много заботиться? Господь Бог лучше устроит о нас, нежели как мы думаем; надобно предавать себя Его святой воле.

140. Бога далеко искать не надобно, Он везде Сый и вся исполняяй, Он в сердце нашем.

141. Бог с нами теперь! Он, как на небеси, так и на земле; Он видит все дела наши, и знает помышления, и слышит слова.

142. Стяжи чистоту душевную и телесную, тогда и будешь храм чист Богу, жилище Святого Духа! К одному Богу должны прилепляться любовью и в мыслях не разлучаться с Ним; не заниматься суетою, но стараться, как можно, пробираться сквозь пристрастия и суетные воображения к чистоте мысли о едином Боге.

143. Чего уже Бог не делает для нас? и ангелами делает нас; и сынами, и дщерями, и невестами нарек и наследниками, и наследницами Царствия небесного; а мы любовью и мыслью прилепляемся к временным вещам оставляем Бога в мыслях, а к твари прилепляемся. Занимаем себя тщетным, а после дойдет до того, что душа наша при смерти будет пуста. Царство дает нам небесное, а мы не хотим и не думаем об этом, а все заботимся о земном; если возъимеем пристрастие к пище и к одежде, то это выйдет идолопоклонство; а ничего не надобно возлюбить паче Бога.

144. Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори; а посему Он также и с нами здесь, и не надобно думать, чтоб Он был присутствием Своим только в небе: Его искать надобно более в сердце. Господь просветит тебя, если будешь просить: «Просите, и дастся вам, толцыте, и отверзется». «Господи! Ты меня научи, Ты меня вразуми, Ты меня наставь творити волю Твою!» Так просите, и Господь откроет вам, что Ему угодно.

145. Проси о любви к Богу и ко всем. «Господи! Сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления, и творити во всем волю Твою! Господи! даждь ли любовь нелицемерную, то есть, не человеческую, но Божескую, безгрешную и бесстрастную. Господи! даждь ми положити начало благое! Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое!

Стопы мои направи по словеси Твоему, и да не обладает мною беззаконие! Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Лице Твое просвети на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим!

Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом! Приимите наказание, да не когда прогневается Господь».

273. Вот это помните всегда: «Что о сем познают вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою. Когда будете иметь любовь между собою, тогда и будете Христовы ученицы».

274. Какое благодеяние нам Господь Бог оказал: «Ихже око не виде, ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его». Тогда-то совершенно узнаем, что есть Бог! тогда-то будет совершенная любовь! И так, нам надобно готовиться в здешней жизни к этому, чтобы очистить душу от всех лишних мыслей, быть покойной; и просите Господа: Сподоби мя, Господи, любити Тя от всея души моея и помышления, и творити волю Твою.

275. Ты не чувствуешь милостей Божиих? Все высокоумие, что мы совершенно не прилепились к Господу Богу! все для нас тяжело, все скучно, все в неудовольствии, все в прискорбии, все тягостно. «Яко бремя тяжкое отяготеша на мне, возсмердеша и согниша раны моя».

276. «Мне же прилеплятися Богу благо есть! полагати во Господе упование спасения моего». Особливо теперь: «Блажени, яже избрал и приял еси». От скольких миллионов избраны вы? вы часть Божия: «Ты еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем!» Это преддверие царствия небесного, это звание Божие! благодарите Бога; немного здесь пожить, а там 70 ли лет, или 100 лет, миллион или сто миллионов? Нет! Во веки веков, и чем больше будем жить, больше будет познаваться величие Его, и умножаться любовь наша.

277. Один ученый вошел в разговор с пастухом и спросил его: «Учен ли ты?» «Никогда не бывал». «Как же ты знаешь о Боге?» «Я никогда от Него не разлучаюсь, я всегда в Нем, знаю, что Он мой Создатель; я к земному никогда ни к чему ни прилепляюсь, зная, что житие наше на небесах!» И ученый сказал, что он ни от одного богослова столько не пользовался, как от сего пастуха.

278. Хочешь ли, чтоб Бог был тебе Отцом? Так исполняй заповеди Его: «Сие заповедую вам, да любите друг друга. О сем познают все, яко Мои ученицы есте, аще любите один другого. Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам». Имейте между собою мирную жизнь и мирное соображееие; благодать Божия всегда с нами и готова всем нам помогать, только смиряйте себя.

279. Ты не одна в келье, с тобой Бог, Богородица, Ангел Хранитель, а скука происходит от того, что в тебе нет совершенной любви Божией. Более всего любите Бога и не ищите человеческой любви; когда будем любить Бога всем сердцем и душею, то и друг друга будем любить; а без любви Божией человеческая любовь будет тщетна.

280. Один философ спросил святого Антония Великого Что вы, ученые ли? Нет, сказал он. Как же вы можете пользоваться без учения? «Я имею два листа, отвечал святой Антоний, которых никогда прочитать не могу: небо и землю; на что ни посмотрю на земле, все премудро устроил Господь Бог, и сколько ни стараюсь, не могу прочитать этой земной книги… А когда посмотрю на небо, то этот лист еще мудренее». Тогда философ сказал: «Это справедливо, и мы от сего же учимся».

281. А нам ничего больше и не надобно, как только иметь Бога в сердце своем: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся; сего ради возвеселися сердце мое, и возрадовася язык мой: еще же и плоть моя вселится на уповании. Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления».

282. Чего уже нас счастливее? нет никакого сомнения и замешательства в нашей вере; а Церковь умоляет о наших недостатках: когда опускают части в потир, священник говорит: «Омый, Господи, поминавшихся здесь Честною Твоею Кровию. Приидите, припадем и восплачемся пред Господом, сотворшим нас». Христос сказал: «Овцы Мои гласа Моего слушают и по Мне грядут, и Аз дам им живот вечный».

283. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126, 1): надобно просить Господа, чтобы Он был камень краеуголен в душевном нашем строении. Разве бо Того ни деяние, ни слово совершается.

284. Если Господь Бог на одну минуту оставит нас, куда мы годимся?

285. Вы говорите в молитве: Отче наш! Если Он Отец, то и печется о вас. Скорее, говорить, матерь забудет исчадие, Аз же не забуду тебе. Создатель мой! младенец к матери как бежит! а мы от Тебя удаляемся!

286. К Царю небесному доступ от нас зависит; во всяком смущении прибегать можно. Говорят: кто на море не бывал, тот усердно Богу не маливался; так и в волнениях житейских: чем больше волнения, чем больше смущений, тем нужнее прибегать к Богу.

287. Ежели бы благоволения Божия не было к вам, ежели бы Господь не призирал на святое свое место, ничего бы здесь и не было! Он призирает; только надобно расположить сердца свои, чтобы покорными быть, в волю Его предать себя, и Он управит путь наш во благое.

288. Кажется бы, нам о чем больше думать, как не том как бы приобрести Господа? Не заняты никакими делами никакими попечениями. А если и бывает какая нужда должно предаваться в волю Божию. Он знает, что нам полезно.

289. Вот все и делает для твоей же пользы, а для Себя Самого Он, вседовольный и всеблаженный, надобности в тебе не имеет. Разве Он не может сотворить миллионы миров, и разве нет у Него небесных сил: Архангелов, Серафимов и Херувимов?

290. Так, не надобно иметь своей воли: нужно предаться в волю Божию. И в моей жизни все шло не по моему желанию. Намерение было в Афонской горе жить, нет, Бог не привел. Хотел пожить у о. Паисия, у такого великого старца, нет, и этого не привелось. В Китае бы надобно быть, уж и прошение подал, нет, пришлось быть в Петербурге, келейником у митрополита. Я не хотел быть и иеродиаконом, как отпрашивался! не успел и в этом. Потом Бог привел сюда. А сколько отказывался от архимандритства! Страшно и помыслить идти против воли Божией.

291. Вместо Бога, мы обращаемся любовью к временным вещам; оставляем Бога, а прилепляемся к твари, занимаем мысли суетным. Если возымеем пристрастие к пище, к одежде, это будет идолопоклонство. А ничего не надобно любить паче Бога. Старайтесь только Бога возлюбить и к Нему единому прилепиться. Помните, что в молитве на шестом часе читаете: не уклони сердца моего в словеса или помышления лукавствия, но любовию Твоею уязви души наши!

292. Телесные очи даны нам, чтобы созерцать великолепие мира, созданного Богом, а очи душевные чтобы устремлять к самому Творцу: «к Тебе воздвигох очи мои, живущему на небесех» (Пс. 24, 1).

293. От нас большой премудрости Бог не требует: сколь бы умны ни были, постигнуть Господа Бога никак не можем.

294. Вот мы на солнце не можем взглянуть: как же Бога-то можем видеть, как Его можем постигнуть? Ни Ангелы, ни Архангелы, все небесные силы не могут вполне постигнуть существа Божия; они только более и более успевают в познании Божества.

295. Как самая малая мошка, которая чуть движется, столько-то и мы понимаем о Божестве. Ниже ангелы Божии могут постигнуть, что такое Бог.

296. Пред Богом надобно стоять со страхом и трепетом, чтобы как глава, так и мысль были преклонены.

297. С великим благоговением надобно произносить имя Божие: что мы? червь и прах!

О причащении

22). «Верую Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешный снасти, от них же первый есмь аз».—А который ожес­точенный, непокорный, непреклонный, не хотят испросить прощения у других в тайных и иных оскорблениях, или прощаются не от сердца, и без раскаяния приобщаются,—на таковых Господь гневается, и приобщение таковых бывает в осуждение. Приобщаться же исповедующимся от чистого сердца чем чаще, тем лучше, великое от Го­спода благодеяние—приобщение Св. Таин. Им освящается душа и тело и чрез него Бог в нас присутствует. Многие думают, что, попостясь неделю, уже и достойны!. Нет! достойны быть не можете, а только уповать надобно на Его милость.

130. К причащению Божественных Таин, чем чаще будете приступать, тем более освящаться ваша будет душа; но должно приготовляться к сему Божественному Таинству, безгневанием и примирением от чистого сердца. Когда мы причащаемся Святых Таин, невидимо принимаем в худую нашу храмину Христа, Сына Божия, а где едина Ипостась, тут и вся Святая Троица. Сколько Господь к нам милосерд! но мы сего не понимаем. Даруй Боже нам духовно жить, духовно мыслить, полезное говорить, всех любить, всех почитать внутренно, а не пренебрегать, не завиствовать, не враждовать.

131. Изволите писать, что удостоилась принять страшных святых и животворящих Христовых Таин; поздравляю с сим Небесным Гостем. Да дает вам по богатству славы Своей, «силою утвердитися Духом Его, во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердце ваше» (к Ефес, гл. 3, ст. 16 и 17). «Бывайте убо подражатели Богу, яко чада возлюбленная, и ходите в любви, якоже и Христос возлюбил есть вас, и предаде Себе за ны приношения и жертву Богу в воню благоухания» (к Ефес, гл. 5. ст. 1 и 2). Не сомневайтесь о спасении своем, но слову Христа Спасителя нашего: «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне, пребывает и Аз в нем?, (Иоан., гл. 6, ст. 56). Вот вам неложное уверение о спасении вашем, когда вы исповедались и причастились Христова пречистого тела и крови Его, то уже стали быть во Христе, и Христос в вас. Велия Твоя милость к нам, недостойным чадам Твоим, Владыко Царю пренебесный; «елицы, бо Духом Божиим водятся, сии суть сынове (пли дщери) Божии. Не приясте бо духа работы паки в боязнь; но приясте Духа сыноположения о нем же вопием: Авва отче. Самый Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божии. Аще же чада, и наследницы: наследницы убо Богу, снаследницы же Христу, понеже с Ним страждем, с Ним и прославимся» (к Рим. гл. 8, ст. 14 — 17). Вот подтверждение о сыноположении нашем, и наследии небесном, изреченное Духом Святым с апостолом Павлом. «Господь воем хощет спастися и делает верующих в Него сынами и дщерями Своими и наследниками и наследницами царствия Своего небесного».

132. Стоя пред Чашею Приобщения, имей в уме, к какому великому Таинству приступаешь: «Огнь Божественный достойныя освящает, а недостойныя попаляет». Недостойно приобщаются те, которые приступают к сей Святыне без примирения,

133. Наше счастье, когда мы приобщаемся Тела и Крови Христа, Сына Божия. Он Божественными своими устами рек: «Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем. Иже не снесть Плоти Сына Человеческого, не пиет Крови Его, живота не имать в себе».

134. Это счастье нашей жизни, когда мы причащаемся тела и крови Христовой: «ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем. Иже не снестть плоти Сына человеческого ни пиет крове Его, живота Не имать в себе» (Иоан. 6, 56. 53), мертвый человек!

135. Это великое благодеяние Божие: чрез приобщение св. Таин освящается душа и тело, чрез него Бог в нас присутствует.

136. С каким благоговением должны мы приступать к телу и крови Христа Сына Божия! к какому таинству приступаем! Огнь божественный достойных освящает недостойных попаляет. А недостоин тот, кто приступает без примирения.

137. Письмо твое я получил, в котором уведомляете что Господь привел вас в монастыре быть и причастится святых Таин. Слава Богу, сподобившему вас освятить вашу душу и тело! Великое Его к нам милосердие, что Он тленных нас нетленными творит чрез причастие Божественного тела и крови. Должно чувствовать Его к нам великое милосердие. О сем упоминается в каноне о причащении сего великого таинства: «оле благоутробия Божия! како Божественнаго тела и крове, брение, причащаюся, и нетленен сотворяюся!» Как вы думаете, можно ли нам за великие Его благодеяния, излиянные на нас, Ему заслужить? Он нас избавил от ада, даровал все земные блага, на что ни посмотрим все Его творение, все для жизни нашей устроено, обещал нам, по временной сей жизни нашей, вечную жизнь, уже не земную, но небесную, и Себя истощил, восхотел заклан быти яко овча грех ради человеческих, и предал себя верующим и соблюдающим веру Его святую, по слову Его святому: «ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем (Иоан. 6, 56).

138. Причащаться Святых Таин дело полезное, но чтоб ежемесячно обещание положить, не советую, потому что случаются непредвиденные препятствия, а притом, чтоб не навести от сестер на себя мнения, что неосновательно делаете отличие от прочих. Я советую хотя не так часто приобщаться, хотя только в посты, но чтоб ум соблюдать в тишине и спокойствии, и о всяком приключившемся прискорбии благодарить Господа, и чтоб избавить от смущения сестер. А еще притом даю вам совет и кроме постов приобщаться Святых Таин, когда случаются изнеможения и припадки болезненные; хотя и часто будете причащаться, то и вам полезно будет и сестер избавите от лишнего мнения.

О послушании

24). А которые из монастыря возвращаются в мир, таковые уже исключаются из небесных, из животных книг! И кому они уподоблены? Есть в уставе: Иуде предателю! Не надобно свой разум составлять, а надобно слушать; на что же и настоятельница? А ежели не слушать для чего же и жить в обители?

27). Ежели бы благоволения Божия не было, ежели бы Го­сподь не призирал на святое Свое место, ничего бы и не было! Он призирает, только надобно расположить сердца свои, чтоб были покорны воле Его, предать Ему себя всесовершенно, и Он управит путь наш во благое. Если мысль придет что сделать без благословения, перекрестись и скажи мысли: ведь это грех; вот мысль-то и отойдет, а тебе победа—венец, а ежели будешь что делать без послушания, всего лишишься.

30). В обители, работающие Господу, выше тех, кои в мире угодили Ему.

48). Когда нет в вас послушания, стало вы не дщерь царствия небесного; ежели не слушаешь начальницу, стало не слушаешь Христа, Сына Божия, врагу всю душу отдала; где слова все противные, нет любви, желание всякого раздражить, пересудить, переговорить, вмешиваться в не принадлежащее; — это все дела бесовские. Христос Сын Божий на смиренные призирает: егда сотворите вся повеленная вам, и тут глаголите, яко раби неключими есмы (Лук.17, 10). Аще не Господь созиждет дом, всуе трудяшася зиждущии (Псал.126, 1). Все ко Господу Богу надобно от­носить, что мы имеем, все имеем от Него, а чего ли­шаемся, лишаемся от себя, иногда за тщеславные мысли лишаемся.

51). Делайте дела Божия дондеже день есть; а когда да­дут какое послушание, призывайте Бога в помощь, говоря: Господи, помози мне святое послушание исполнить; я раба греха, должна освободиться от рабства греховного святым послушанием. Если придет мысль, что послушанье не пользует, отвергните ее, и говорите: нет! святое послушанье паче поста и молитвы; исполняя послушание, приносишь жертву Богу. Вот каково святое послушание! А кто от послушания спадет, то есть преслушает, тот спал как с небес; в послушании с неразвращенными хорошими мыслями имеем в себе Бога, Дух святой осеняет нашу душу, а кто в преслушании, тот уже подручен врагу, враг тут свою волю и творит. Вы все теперь считаетесь в земном небе, и самые низкие послушания, да с па­мятью Божиею, выше высоких, совершаемых с рассеянными мыслями. А ежели предадите себя лености, прекосло­вию, будете указывать на других, зачем те не делают; будете роптать, спорить, празднословить,—все труды свои погубите. А если преслушаете начальницу, вы этого не ра­зумеете, в какую пропасть ввергнете себя, и как велик грех сей. Сам Христос сказал: «слушаяй вас», т. е. начальников, «Мене слушает», (Лук. 10, 16). Который хотя пострижения и не получили, но и тех имена напи­саны на небесех; следовательно и им надобно провождать жизнь Ангельскую. Враг всячески старается, как бы нибудь привести в развращение, как бы опять возвратить в мир, какую бы вложить мирскую мысль, и если кто, не рассудя, этой мысли последует, то поведет за ворота монастырские, исполнит слух дурными словами, ум помра­чит. Где нет послушания,—Бога нет, и Ангела храни­теля тут уж нет, а где послушание,—тут Бог, тут Ангел.

70). Настоятельницу надобно почитать. Которые почитают ее, тех сердца касается благодать Божия; а которые пренебрегают этой обязанностью, от тех благодать Божия отступает, и враг берет таковых во власть свою. Пре­небрежение значит гордость, а гордым Бог противится.

71). Ежели хотите в обители жить, как должно; то на­добно соблюдать скромность, благопристойность, почтение к старшим. Кто с разумом живет, тому многое будет воздаяние. Вот у нас в России и игуменьи есть святые, например, две Евфросинии: Суздальская и Полоцкая. — А кто не исполняет Его волю,—какое прещение, какая казнь того ожидают? Угодить Господу Богу легко и удобно: слушай начальницу и исполняй всякое послушание с усердием. Сын Божий образ нам дал: Сам послушлив был, даже до смерти.

204. Надобно повиноваться и предавать себя воле Божией которая состоит в том, чтоб слушать, что старшие говорят, предписывают, и во всем повиноваться им; а не следовать своей волу и мыслей своих не слушать: в этом и заключается воля Божия; исполняя ее, не будет и, искушений.

205. Не надобно иметь своей воли: наша воля есть медная стена между Богом и человеком.

206. Кому велено повиноваться от начальницы той должно повиноваться так, как Богу. Слушаясь начальницы, слушаешься Христа, а слушаясь Христа, слушаешься Бога Отца, Господа Саваофа: все это как цепь. Дана начальница от Бога, называется игуменья, и Церковь молится за нее, и ты должна ее слушаться; она поставлена настоятельницею, и когда ты не слушаешь ее, то отметаешься; а отметаяйся ее, отметается Христа, без окормления падает, как листвия от древа; а древо настоятельница: не слушая ее, отпадаешь и погибаешь. Надобно оставить свой разум и волю, покориться ей и иметь послушание. И не надобно, чтобы по твоему что нибудь делалось, а только просить Господа: Да будет воля Божия!

207. Просите Господа Бога, чтоб Он вразумил вас, и научил смирять себя более; так Господь Бог внушит вам сказать и настоятельнице вашей слово на пользу. А что настоятельница скажет вам, то все от Духа Святого!

208. Сколь велик грех прослушать настоятельницу, сам Христос Сын Божий говорит: «Слушаяй вас, Мене слушает, а отметаяйся вас, Мене отметается, отметаяйся Мене, отметается пославшего Меня Отца Небесного». В какую пропасть ввергаем себя преслушанием! Господь избрал нас, а иных может быть и привлек: «Никтоже может приити ко Мне, аще не Отец Небесный привлечет его». Должно всегда пребывать в Нем, а мирского ничего не оставлять в себе.

209. Всякое послушание может снести: послушание паче поста и молитвы! Хоть хлебницы, видим, что и хлебники иные спаслись, смотря на огонь. И повар Евфросин в поварне спасся, его видели в раю, подал яблоки и потом от них скрылся.

343 Почему в иных монастырях есть хорошие наставники, а другие вовсе оных лишены? «Кто исповест ум Господень, или кто советник Ему бысть? Неиспытаны пути Господни, и неизеледованы судьбы Его». А ты не думай, что ты прежде лучше была: все эти страсти, то есть пороки, были в тебе и прежде и таились, а теперь вышли наружу и обнаружились.

416. Христос Сын Божий послушлив был Отцу даже до смерти: вот какое послушание! А не то, что я уж довольно потерпела, сил не достает больше: конечно, не достанет, ежели не будешь просить Бога.

417. Ежели волю-то свою исполнять, то придется не исполнить воли Божией. Воля-то наша разлучает нас от Бога как стена медная становится между Им и нами, говорит авва Дорофей. Ведь мы всегда желаем получить что-нибудь бездельное, только бы по нашему; а чрез это теряем сокровище небесное! Куда же придем мы со своей волей? Не придем в царство небесное!

418. Где нет послушания, Бога нет, и Ангела хранителя нет; а где послушание, тут Бог, тут Ангел.

419. Мы просим Господа: не лиши мене небесных Твоих благ; Он говорит: готов, научитеся от Мене яко кроток есмь и смирен сердцем, будьте терпеливы будьте послушны, и получите царствие небесное.

420. Вот мой совет: начальница что скажет, тотчас повиноваться, как Божию велению. Какое бы послушание ни было, все Господу Богу. Не с досадою, не с насупленным лицом надобно принимать послушание, а с любовью, как от самого Бога с радостью, в молчании.

421. В здешней-то жизни и потерпеть и потрудиться, какое бы послушание ни было, да если с памятью Божией, благоприятная жертва Господу Богу, если ничего не значащее, самое маленькое послушание, да с усердием и хорошими мыслями, то великая и приятная жертва Господу Богу.

422. Самые низшие послушания, да с памятью Божией выше высоких, совершаемых с рассеянными мыслями. А ежели предадите себя лености, прекословию, будете указывать на других, зачем те не делают, будете роптать, спорить, празднословить, все труды свои погубите.

423. Если послушание с огорчением, не с любовью, никакой пользы нет от него, только вред.

424. Скажут: вот этого не делай, «согрешила, простите». Скажут: вот тебе послушание «благословите» и исполняй, как бы от самого Бога услышала это слово, не думай, что послушание человеку исполняешь, тогда будешь чадом Божиим.

425. Что враг предлагает, слушаемся; что Бог говорит, отвергаем. Ежели я не послушаю настоятельницу, не послушаю Христа Сына Божия; когда не послушаю Сына, не послушаю и Отца. Время придет, чтоб не услышать: «что вы Мне говорите: Господи, Господи, а не творите, яже глаголю?» Который не имеет послушания, зиждет храмину на песке.

426. Когда вам скажут: подите туда, а вы всегда отвечали бы только: благословите, тогда у вас было бы много спасающихся. А вместо того мысль противная, будто я одна, будто нет других, я больна, другие ничего не делают, все одна я, это не свойство спасающихся. Одного позвали на послушание, когда он писал; нужно было провести одну черточку, чтобы дописать слово, он и это оставил.

427. Всем надобно трудиться; без этого нельзя: «в поте, лица твоего снеси хлеб твой» (Быт. 3, 19).

Когда дадут какое послушание, призывайте Бога в помощь, говоря: Господи, помози мне святое послушание исполнить; я раба греха, должна свободиться от рабства греховного святым послушанием. Если придет мысль, что послушание не пользует, отвергните ее, и говорите: нет! святое послушание паче поста и молитвы; исполняя послушание, приносим жертву Богу.

428. А кто от послушания спадет, т.е. преслушает, тот спал, как с небес; в послушании, с неразвращенными хорошими мыслями, имеем в себе Бога, Дух Святой осеняет нашу душу; а кто в преслушании, тот подручен врагу. Враг уже тут свою волю творит.

429. Когда будет недостаток в пище ли, в одежде ли, или в чем другом, или когда послушание не нравится, надобно стерпеть.

430. Хоть и побранят: Господь Бог велел терпеть. Самого Христа Сына Божия били, плевали на Него; а Он не отвратил лица своего от заплевания.

431. Кто смирен, кто терпелив, кто послушен, тем надобно последовать. Не надобно говорить: зачем меня посылают, а не другую! Надобно слушаться. Не послушаетесь вот и теряете сокровище свое душевное, теряете Бога, теряете Царствие небесное!

432. Уж нет этого хуже в обителях, как раздор противоречие, презрение других. Делайте дела Божии, день есть, пока можете трудиться в послушании. Послушание паче поста и молитвы.

433. Ваша жизнь называется ангельскою; так надобно чтобы она и соответствовала этому имени, чтобы любовь к Господу была в вас и любовь между собою, чтобы раздоров не было, противоречия, зависти, празднословия, а было бы послушание и смирение.

434. А когда мы в непокорении, в непослушании, в раздоре между собою, Господь Бог не может быть с нами.

435. А где в обители провождают мирную жизнь, угодную Господу, там присутствуют ангелы.

436. Мой долг сказать вам, чтобы в обители соблюдалось спокойствие, мир, любовь между собою. Всякое начальство от Бога. Повинуйтесь же с смирением, с усердием, с любовью, это дело Божие. В смирении вашем помяну вы Господь; а мы смиряться не хочем! В обителях-то как бы одному человеку должно быть, в такой тишине. Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа! Ежели бы Бог удостоил в кротости, в терпении, в любви жить, и здесь было бы Царствие небесное, спокойствие небесное.

437. Почитайте начальницу свою не наружным видом, не поклонами, а сердечным почитанием: вот что повелел Бог. Может быть, кто вообразит, что она неучена: Христос Сын Божий выбрал в Апостолы рыбаков, которые и грамоте не учились!

438. Ежели какая-нибудь нужда, придите к матери игуменье, помолившись, чтобы Господь вразумил ее, тогда и младенец скажет на пользу. Молитесь об ней, чтобы Господь укрепил силы ее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: