Об очищении от греха и покаянии

14). Поживите, так не будете раскаиваться, что потер­пели! Покуда время есть, мы можем души наши очистить: стояще во храме славы Твоея, на небеси стояти мним. Ведь это не ложно сказано, что, если коснется благодать, то та­кое нетленное сокровище получив, ничего уже внешнего не пожелает.

18). Спокойствие душевное, просвещение ума, всегда с Богом быть. Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Заступник мой! Надобно все силы употреблять, чтобы не погре­шить перед Ним, чтоб была ваша жизнь мирная, любви исполненная. О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою. Вот чего Бог требует! В Апостоле мы слышим: не приобщайтесь к делам неплодным (Ефес.5, 11). Избави Боже! не надобно скрывать, что худо делается; через это распространяется зло на многие души; заразятся какою-нибудь страстью, будут думать, как бы это исполнить, а тут хитрости употребить, чтобы скрыть; глядишь, и еще другие тем же заразились, а тут ссоры, противоречия, как язва.

19). Ежели и есть какие тайные недостатки, должно вся­чески исповедоваться; Господь Бог радуется о кающемся, так как заблудшую овцу приемлет его в объятия. Пере­крестись и скажи: изми Мя от уст пагубного змия, зияющего пожрати мя и свести во ад живу. Всякий грех—это змий испускает яд свой, умерщвляет нашу душу,—избрал нас, а других, может быть, и привлек. Никто же может прийти ко Мне, говорит Господь наш: аще не Отец небесный привлечен, его (Иоан.6, 44). Должны все­гда в Нем быть, а мирского ничего в себе не оставлять.

26). Вот вы построили какой великолепный храм! Должно быть много было усердия. Теперь созидайте храмы душевные. Вступили в обитель, словесную службу приносим, предстоим Ему: так надобно исправиться: когда уже по­ручили себя Господу Богу, то и души наши должны быть в руце Божьей; для того ведь и входим в монастырь; а когда бы случилась и размолвка между собою, тотчас должно примириться.

28). Надобно благодарить Господа Бога, что привел вас в такое пристанище, в земное небо. Святой Давид гово­рит: «Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» (Псал.83,11)! В мире бы себя не знали, а теперь вся внутренняя наша раскрыта: видим, если непокорны, злопамятны, и должны себя уко­рять и стараться исправиться: исправление внутреннее очень трудно, но должно о нем стараться.

29). Святой апостол Павел был жестокий гонитель Церкви; Господь, захотев его обратить, светлостью Своего явления помрачил его очи телесные и сим просветил ду­шевные, исцеля потом и телесные. Ежели бы мы всегда воображали, какое воздаяние будет в будущей-то жизни, то наблюдали бы за собою. Человек выше всех творений, сотворен над всем господствовать, а в каком бывает помрачении!.. На то не должно сердиться, что бранят. Сына Божия поносили.

31). Видим вещи деревянные, железные, медные, сереб­ряные и золотые; золото всех металлов крепче; но все подвержено уничтожению! Душа же наша нетленна! Хорошо, если бы мы ее очистили в здешней жизни, чтобы она, по­добно злату, шла в будущей, или как серебро, но не как дерево, легко разрушаемое огнем; серебро огнем умаляется, золото же не умаляется, сколько ни жги его: хорошо бы быть золотыми. Если будем переносить терпеливо, без ро­пота, без смущения, а с благодарением всякое искушение; то душевная наша одежда просветится; и в здешней-то жизни сколько будем счастливы.

50). Лгать не должно, а если случится нечаянно что со­лгать, сейчас надобно сказать себе: Бог лгать запрещает и повелевает поучаться правде.

68). Из мирской жизни приходящим в монастырь нелегко, конечно, переломить себя, оставить все снисканные привычки: но, как вступают в монастырь по званию Божию, то, если Господь благословит, все оставить можно с Его помощью. В царствии небесном, верно, никто быть не отречется, а, в монастыре преддверие царствия небесного, здесь земное небо.

108. И в день праздника Преполовения, во время служения моего, на проскомидии вынимал части из просфоры общей о здравии и спасении матери игуменьи вашей, вас с сестрицею, и прочих сестер, о которых помню, за каждую порознь. Даруй Боже, чтобы вы были здоровы душою и телом и послужили Господу Богу с горячею к Нему любовью, радовались, а не скорбели, и во исправлении своей жизни не отчаивались. Ежели бы не положено было покаяние грешнику во спасение, то бы мы были самые несчастливые создания. Господь Бог столько милосерд, что велит отпускать грехи в день до семидесяти крат седмерицею (Матф. 18, 22). А почему так много? Войдите в мысли свои, сколько оных в уме, или в душе вашей пребывает ежеминутно! Для того и должно ежеминутно каяться и говорить: Господи, согрешила, прости; Господи, даждь ми исправление; Господи, даждь ми мысль благу. Ежели будете примечать свои мысли, воображения, и истреблять худые и стараться насаждать добрые, духовные, то и можете мало помалу исправить жизнь свою. Вы еще новоначальные, только что вступили в духовную сию науку и жизнь; в скором времени не можете истребить мирские нравы, мирские привычки, мирские шутки и слова, а долго еще мечтаться будут и подделываться к словам Свящ. Писания. И для того нужно смирять себя, и обращаться к своему ничтожеству, говоря с Давидом: «скотен бых у тебе» (Пс. 72, 22); «виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя» (24, 18); «смирихся и спасе мя» (114, 5).

109. «Возлюблении, ныне чада Божии есмы, и не у явися что будем, вемы же, яко егда явится, подобни Ему будем и узрим Его, якоже есть, и всяк имеяй надежду сию нань, очищает себя, якоже Он чист есть.» Я, с моей стороны, думаю, что вы не отвергнете тех святейших слов, которые я вам выше сего напомнил; ежели будете стараться их исполнять, довольно для вашего внутреннего спокойствия будет. Что делать? надобно преодолевать себя и свои смущения; а притом и сие сказать себе: «Вскую прискорбна еси душа моя, и вскую смущаеши мя: Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой». Кто из святых не терпел в здешней жизни разных приключений? но они во всем уповали на Господа и успокаивались; вы в числе тех же имеете жребий; не ленитесь просить Господа и просите молитв святых, которые такие же были человеки, как и мы; а хотя и обленитесь, не отчаивайтесь милости Божией яко Той печется о вашем спасении; подает вам здравие, внушает вам слово Свое; вы всегда Его слышите, когда священник читает Евангелие, также и слова святых Апостолов и св. Отцов. Каким образом исправлять жизнь свою? а в молитвах утренних и вечерних о чем просим Господа Бога и Божию Матерь? Сие должно помнить; ежели бы Господь Бог вразумил: всегда себя охуждать укорять себя, всегда на себя гневаться, а притом всех почитать за святых, а себя хуже всех, великое бы дело было, дело Божие! по слову святого Давида: «Смирихся и спасе мя». На сердца смиренных Бог призирает. Ежели вы теперь имеете пребывание в святой обители и не почитаете оную земным небом, как можете получить селение небесное? Потому, когда здесь не можем быть спокойны, с беспокойством как можем быть в таком месте, где все спокойны и, яко Ангелы Божии, всегда пребывают во услаждении и созерцании лицезрения Божия? Ныне и мы должны созерцать Бога, но в гадании, а тогда лицем к лицу Его Божественному!

110. Почтите всех сестер за святых и молитвы их призывайте ко уврачеванию своих страстей, и Бог поможет вам очистить душу и тело от скверн греховных, и увидите над собою чудеса.

111. Ежели лукавство вкрадывается в душу вашу, помните слово пророческое: «Лукавнующие потребятся».

112. Ежели в ближних пороки вам представляются помяните молитву Святого Ефрема: «Господи, даждь ми зрети моя прегрешения и не осуждати ближняго моего». И так можете на всякую мысль от слова Божия сыскать врачевство. Посему, земля или хуже еще, гной злосмрадный и пища червям, может ли возноситься умом?

113. Молитесь: «Господи! от тайных моих очисти мя, и от чуждых пощади рабу твою». Тут об очищении грехов своих молитесь, и «от чуждых», чтоб избавил от осуждения ближних и от оклеветания.

114. Малые грехи, которые мы поделаем в надежде на милость Божию, эти-то грехи и тяжки; если ты грешишь в разуме, то есть говоришь: я согрешу теперь и после покаюсь, то это тяжелее. Ты осуждаешь других! а что более греха осуждения? Ты горда? За гордость свержен с неба сатана во ад.

115. Пока мы не очистимся совсем, Господь Бог продолжает нашу жизнь, чтобы душа наша очистилась от всех страстей, то есть пороков, для того, что в царство небесное не войдет никакая скверна: «Сердце мое страхом Твоим да покрыется смиренномудрствующее, да не вознесшеся отпадет от Тебе, всещедрый». Так тут надобно вспомнить; когда мы о чем нибудь плачем на вред, то и надобно вздумать: ежели мы лишимся вечного блаженства, что с нами, бедными, будет? Создатель мой! Младенец все к матери своей бежит; а мы, дети Твои все от Тебя удаляемся. «Воззвах к Тебе, Господи, вонми, преклони ми ухо Твое, и очисти прежде да не возмеши мене отсюду». Которые совершенно обращаются всею душою, всем сердцем, всем воображением, тем Господь обещает: «Что скорее забудет матерь исчадие свое, Аз же вас не забуду».

116. Бремя грехов и так велико; а мы прибавляем еще! ведь оно с собою в ад увлечет нас!

117. Телесные болезни, и те беспокоят! а болезни-то душевные как должны быть тяжки! Объяша мя болезни смертныя, потоцы беззакония обыдоша мя!

118. Теперь нам дано время на исправление, чтобы Господу Богу приносить покаяние. Все способы милосердия открыты: которые ожесточатся, сами виноваты!

119. Видите, как грешница-то припала с любовью к стопам Сына Божия и как Он милостиво и удобно простил! Вот и вы также припадайте к Нему в покаянии.

120. На что отлагать покаяние, говорить: покаюсь еще? Вместо этого, сказать тогда же, как согрешила: Господи, помилуй мя падшую.

121. Одни грехи повседневные, другие смертные. За смертный грех требуется большее покаяние. А рассмеяться случится, тотчас скажи: согрешила, Господи, прости; мысль дурная пришла: Господи, отыми от мене весь помысл лукавый видимого сего жития; случится солгать: Господи, прости мое согрешение. Святые дщицы такие имели, записывали грехи и после читали.

122. Когда исповедаетесь и свищенннк скажет: прошаю и разрешаю соделанное в ведении и неведении, вот вы уже и прощены. Есть такие, что пренебрегают этим: какого же дара великого они лишаются!

123. Скажете: дел немного, что же исповедываться только словами? И это немало, лишь бы с сокрушением и верою. «Аще от дел спасеши мя, несть се благодать и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах, и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя. спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель; вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой; не взыщеши дел отнюдь оправдаюших мя, но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя»!

124. Но покаяться, с намерением опять приняться за грехи — это смертный грех. Излишнее упование на Бога без добрых дел смертный грех. Надобно просить: не вниди в суд с рабой Твоей, а не думать меня Господь помилует.

125. Также и поплакать о грехах надобно. Одни слезы от огорчения, эти не полезны, эти вредны; а такие что я неисправную жизнь провожу, ленюсь, оскорбляюсь, не могу угодить сестрам своим, не имею столько любви к Богу, чтобы возлюбить Его всею душею, всем сердцем, всею мыслю, эти слезы полезны и об них надобно молиться. Господи, даждь ми слезы и память смертную!

126. «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона» (Пс. 136, 1). Плакали, что лишились Сиона, лишились здешнего Иерусалима. А нам-то как горько надобно плакать, что лишаем себя горнего Иерусалима, царства небесного, лицезрения Божия!

О христианской вере

13). Вера наша несомненная, вера наша из Иерусалима, как Пророк провозвестил; яко от Сиона изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима (Мих. 4, 2). Евреи ожидают Мессию в славе мирской, а мы Его знаем страждущего, понесшего на Себе грехи и болезни наши! Апостолам, посы­лая на проповедь, Он повелел ничего не брать с собою на путь: ни меди, ни жезла, и сказал: прокаженных очи­щайте, бесов изгоняйте, мертвых воскрешайте (Матф. 10, 8. 9).—Вот какое напутие дал! Чем же они побеждали? Терпением.

15). Еретики чем уклонились? Неверием. Рассуждали: как это может быть, чтобы Христос Сын Божий сошел на землю? Этому статься не можно. Все Пророки говорят, а они этому верить не хотят. Вот свои-то мнения! Тот то думал, тот другое. Ежели ты слепому будешь толковать о солнце, может ли он поверить? И ежели не понимает, — виноват ли он? А высокоумие или высокомнение в помрачение приводит, что не могут истины понять совершенно. Философы—какие премудрые были, а для чего ж они не познали Бога? Когда Святой Апостол Павел в Афинах проповедовал истинного Бога, одни ему поверили, как например Дионисий Ареопагит, а другие думали, что он это говорить без всякого основания; они так и остались со своею философиею. А нам внутренность-то свою — ум и сердце обращать надобно к Господу Богу; а если будем обращаться к какой страсти, то будем как язычники, которые почитали своих идолов.

608. Христос Сын Божий пришел на землю от небес, грешных спасти. Он изволил, вознесшись на небеса, оставить свое учение. Его должно просить, чтоб Он благодатью своею вразумил нас, как исправить жизнь свою. Советую вам читать Евангелие и апостольские послания: тут чистейшая река учения; все святые из оных заимствуют и напаяют жаждущие души, желающие спасения учением своим.

609. Что касается до веры, вы читаете: «верую во единаго Бога Отца Вседержителя Творца небу и земли, видимым и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже… и проч. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящего… и проч. Во едину святую соборную и апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение, во оставление грехов…» Из сего исповедания веры изволите приметить: мы все веруем в Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святаго. и сии три лица по существу един есть Бог, и святая соборная, и апостольская Церковь во всей вселенной едина есть, а другой в свете нет.

610. Я слышал, что в вашем городе раскола нет, а только многие слагают персты несоответственно правой вере указательный и средний простерты, а большой с двумя малыми соединены… Уверяю вас самим Богом, что в сходность правой веры должно слагать три первые перста — большой с указательным и средним. Я пострижен в Валахии, близ Афонской горы. В Греции, в Сербии, Болгарии, Валахии и Молдавии, везде крестятся, слагая три первые перста, и во всех сих землях православные христиане единого с российскою Церковью исповедания. Двуперстное сложение в Россия вошло после, а триперстное сложение должно быть от начала введения в России веры, тому уже 832 года, от Греции, а в Греции перемены перстов не было; также и в других землях, о которых я выше упомянул. А притом о перстном сложении ни в Евангелии, ни в Апостоле не упоминается, в овое не из семи таин церковных, следовательно, относится к преданию церковному. Ежели бы в России до стоглавого собора триперстного сложения не было, то на что бы утверждать двуперстное, а отвергать триперстное? Но стоглавый собор был только в России и на нем греческих патриархов и из других вышеписанных земель митрополитов не было; то он и почтен за неправильный. Тогда-ж в России высших наук, касающихся до богословия, еще не было; то могли в России и погрешить. Ныне же, по благодати Божией, много у нас ученейших мужей, а паче были: 1) преосвященный Гавриил, митрополит новгородский и с.-петербургский, при котором и был келейным иеромонахом, муж премудрый учением, а житием добродетельный; он не мог ли бы разуметь что неправо? но он за свято почитал триперстное сложение. 2) Платон, митрополит московский, известный и в других землях, то-ж муж премудрый; он о сем писал против неправомудрствующих. 3) Никифор, преосвященный греческий, который много обратил на Иргизе раскольников своими премудрыми доказательствами, когда был в Астрахани архиереем, и после был уже на покое в московском Данилове монастыре; его есть многие сочинения: толкование на воскресные дни Евангелия и Апостола, и книга увещания на раскольников. Сей преосвященный недавно скончался; он мне был знаком, я у него бывал в Данилове московском монастыре. И многие другие были премудрые святители, которые святую Церковь охраняли и чад святой Церкви и утверждали в правоверии и истине. Ежели же кто и в малом чем иметь будет сомнение, и почитать, якобы святая Церковь погрешает, истинный сын Церкви быть не может, и противен будет Христу Сыну Божию, по слову Его святому: «слушаяй вас, Мене слушает, а отметаяйся вас, Мене отметается». Сие сказано святым Апостолам, а от апостолов преемникам их епископам, которые управляют святою Церковью. Но ежели внимать клеветам на святую соборную Церковь (и от кого ж? от раскольников), то ничего не можно услышать от уст их, только хулу: они хулят святую Церковь, где сам присутствует Господь и совершаются страшные святые Тайны, тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа; мы их приемлем, и веруем, что есть самое пречистое тело, и самая честная кровь Его, как Он пречистыми Своими усты сказал: «ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем» (Иоан. 6, 56). Но у раскольников сего нет; потому что нет у них ни епископов, ни священников, и совершать некому; и что они ни говорят, только лгут; они люди простые и не учены высшим наукам. Итак, я вам истину предложил. И ежели вы креститесь двумя перстами, оставьте, а последуйте святой Церкви; также и детей и домашних своих к оному приводите, дабы вам не быть противниками Церкви и не колебаться мнениями. Итак, о вере довольно написал. Теперь о делах кратко упомяну. Ежели имеете что, то бедных не оставляйте; в супружестве верность и согласие храните; в торговле справедливость наблюдайте, в оскорблениях примиряйтесь: и так будет на вас благословение Божие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: