Как быть с гиперактивным ребенком?

Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ) – самая распространенная причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте. ГРДВ встречается у 4,0–9,5 % детей, соотношение мальчиков и девочек составляет примерно 5:1

Дети часто бывают активны, не могут остановится вовремя, могут ломать и терять игрушки, но это не будет значить, что у них ГРДВ, такое поведение может быть обусловлено эмоциональным состоянием ребенка, ситуацией в семье. Говоря о ГРДВ, необходимо помнить, что это стойкое поведение, которое наблюдается более 6 месяцев и которое мешает ребенку справляться с заданиями в школе, например, или общаться с другими детьми.

Каждый из родителей может проверить свои опасения относительно гиперактивности ребенка при помощи следующего теста:

Соотнесите описанные ниже характеристики с поведением вашего ребенка.

  1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из–за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
  2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
  5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
  6. Обычно избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
  7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
  8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
  10. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
  11. Часто встает в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  12. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда–то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  13. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем–либо на досуге.
  14. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, как будто к нему «прикрепили мотор».
  15. Часто бывает болтливым.
  16. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
  17. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  18. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

Если вы насчитали 12 или более характеристик и они сохраняются в поведении вашего ребенка на протяжении 6 месяцев и дольше и выражены настолько, что не соответствуют требованиям общества, в котором находится ребенок или нормальным возрастным характеристикам, то нужно обратиться со своими опасениями к специалисту неврологу, психотерапевту или психологу.

Родителям гиперактивных детей необходимо помнить о том, что их дети с трудом могут контролировать собственную активность, она мешает им достигать успехов в школе и, конечно, это отражается на их самооценке. Для того, чтобы гиперактивный ребенок учился контролировать свою активность, рос уверенным в себе человеком и принимал себя таким, какой он есть, родителям можно придерживаться следующих рекомендаций:

  • В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
  • Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребёнком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.
  • Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя». Например, не запрещайте брать утюг, а переключайте его внимание на другой предмет.
  • Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т. д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.
  • Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учёба в школе, выполнение домашних заданий.
  • Введите балльную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).
  • Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
  • Определите для ребёнка рамки поведения — что можно и чего нельзя.
  • Вседозволенность однозначно не принесёт никакой пользы. Несмотря на наличие определённых недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
  • Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
  • Вызывающее поведение вашего ребёнка — это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.
  • Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.
  • Дома следует создать для ребёнка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим, преимущество отдаётся голубому цвету. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания, гантели для соответствующего возраста, эспандеры, коврик и др.).
  • Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2—3 основным.
  • Создайте необходимые условия для работы. У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.
  • Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т. п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.
  • Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
  • Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.
  • Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.
  • Помните! Ваше спокойствие—лучший пример для ребёнка.
  • Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные замятия. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не переутомляйте ребёнка.
  • Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Каждому надо быть в чём-то «докой». Задача родителей — найти те занятия, которые бы «удавались» ребёнку и повышали его уверенность в себе. Они будут «полигоном» для выработки стратегии успеха. Хорошо, если в свободное время ребёнок будет занят своим хобби. Однако, не следует перегружать ребёнка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание, а также, если ребёнок особой радости от этих занятий не испытывает.

Для детей можно проводить особые упражнения дома, которые в игровой форме помогают ребенку учиться контролировать себя и удерживать внимание на чем-либо.

Игра «Найди отличие». Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игра «Ласковые лапки». Цель: снять напряжение, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.
Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; родитель объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасается к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

Помните, что ваш ребенок с годами будет учиться контролировать свое поведение, будет учиться вести себя адекватно требованиям общества, в котором он находится, и с годами его гиперактивность будет снижаться, ему в этом можно помочь вашим принятием, позитивным отношением и своим собственным примером. В случае затруднений всегда можно обратиться за помощью к специалистам.

Психолог Отделения экстренной психологической помощи населению Кирьянова Виктория.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: