Происхождение государства (современные трактовки)

 

На протяжении всего советского периода отечественная теория государства и права вопросы происхождения государства трактовала с марксистских позиций. Современная теория государства и права уже во многом не придерживается марксистских взглядов на происхождение государства, хотя ряд положений этого учения считает безусловно правильным. В современной теории государства и права не существует однозначной трактовки вопросов происхождения государства. Можно выделить три основные теории происхождения государства: кризисную, дуалистическую и теорию специализации.

Согласно кризисной теории государство возникает как итог так называемой неолитической революции - перехода человечества от экономики присваивающей к экономике производящей. Этот переход, по мнению А.Б. Венгерова, был вызван экологическим кризисом, который возник примерно 10-12 тыс. лет назад. Глобальное изменение климата на Земле поставило под угрозу существование человечества как биологического вида. Сумев выйти из экологического кризиса путем перехода к производящей экономике, человечество перестроило всю свою социальную и хозяйственную организацию. Это привело к расслоению общества, появлению классов и возникновению государства.

Дуалистическая теория тоже связывает процесс возникновения государства с неолитической революцией. Но в отличие от кризисной теории она говорит о двух путях возникновения государства - восточном (азиатском) и западном (европейском). При этом восточный путь возникновения государства рассматривается как универсальный, поскольку считается характерным для государств Азии, Африки и Америки, а западный - как уникальный, ибо присущ только европейским государствам.

Главной особенностью восточного пути возникновения государства считается то обстоятельство, что государство формируется на основе сложившегося в первобытном обществе аппарата управления. В зонах поливного земледелия (а именно там возникли первые государства) существовала потребность в строительстве сложных ирригационных сооружений. Это требовало централизованного управления и создания специального аппарата, т.е. органов, должностных лиц, которые бы это управление осуществляли. Постепенно должностные лица, выполняющие функции общественного управления, превращались в касту чиновников, ставшую основой государственного аппарата.

Для западного пути возникновения государства характерным считается то, что ведущим государствообразующим фактором здесь было разделение общества на классы, в основе которого лежала частная собственность на землю, скот, рабов и другие средства производства.

Теория специализации. Не отвергая значения неолитической революции, акцентирует внимание на том, что государство есть результат политической специализации, т.е. специализации в управленческой сфере. Закон специализации - это закон развития окружающего мира. Частной формой проявления данного закона является разделение труда, которое возникло сначала в экономической, а затем в политической, управленческой сфере. Экономическая специализация заложила материальную основу для возникновения и постепенного развития политической специализации, которая и привела к возникновению государства.

Подавляющее большинство современных российских исследователей исходит из того, что государство не является результатом божественного разума, общественного договора или завоевания одних народов другими. Государство, по мнению большинства современных российских исследователей, есть закономерный результат развития самого первобытного общества, в недрах которого объективно складываются необходимые для этого условия.

Многие современные исследователи связывают возникновение государства с неолитической революцией, под которой, как уже отмечалось, понимается переход человечества от присваивающей экономики к экономике производящей. В период присваивающей экономики люди сами еще ничего не производили, а довольствовались лишь тем, что давала им природа. Они занимались рыболовством, охотой, собирательством корней и плодов диких растений. Переход к производящей экономике произвел настоящую революцию в жизни первобытных людей. Он повлек за собой разложение первобытно-общинного строя и возникновение государства. Примерно 10-12 (по некоторым источникам 10-15) тыс. лет назад в эпоху позднего неолита (нового каменного века) в различных районах земного шара начался переход человечества к производящей экономике, который растянулся на несколько тысячелетий. Этот переход изменил всю социальную организацию первобытных людей.

При освещении вопроса о происхождении государства значительное внимание уделяется общественному разделению труда, которое возникло при переходе к производящей экономике. В период присваивающей экономики разделение труда носило половозрастной характер. Это было разделение труда между мужчинами и женщинами, между взрослыми и детьми. При переходе к производящей экономике наблюдалось разделение труда между различными племенами, а также между различными социальными группами. Современные российские исследователи обращают внимание на три крупных общественных разделения труда - выделение пастушеских племен (первое крупное общественное разделение труда), отделение ремесла от земледелия (второе крупное общественное разделение труда) и появление купечества (третье крупное общественное разделение труда).

Уже с первым крупным общественным разделением труда возрастает производительность труда и появляется избыточный (прибавочный) продукт. На первый план выдвигается семья, которая теперь может существовать независимо от общины и обходиться без ее помощи. Из наиболее богатых семей формируется родоплеменная знать. Старейшин, вождей, военачальников со временем начинают выбирать только из этих семей, что в конце концов приводит к возникновению наследственной власти.

С усложнением хозяйственной деятельности, с отделением ремесла от земледелия, с развитием торговли и появлением купечества в обществе складываются самые различные социальные категории - ремесленники, купцы, служители культов, разного рода управляющие. Общество из социального превращается в социально неоднородное, в общество с различными социальными прослойками, неравными по своему материальному и социальному положению. Создаются условия и для появления классов.

Таким образом, общественное разделение труда и связанное с ним возникновение прибавочного продукта приводят к социальному расслоению первобытного общества и разрушению родоплеменных связей, основанных на кровном родстве.

Некоторые современные исследователи выделяют своеобразный предгосударственный период - протогосударство, который рассматривается в качестве переходного от родоплеменной организации к государству. Ф. Энгельс говорил о таком предгосударственном периоде, как военная демократия. Некоторые из современных российских исследователей разделяют эту точку зрения.

Другие полагают, что государству непосредственно предшествовала не военная демократия, а так называемое вождество (чифдом), которое пришло на смену военной демократии и отличается от нее. Это отличие, по мнению Т.В. Кашаниной, выражается в следующем:

при вождестве вождь, опираясь на зачаточные органы власти, организует экономическую, распределительную, судебную и религиозную деятельность общества. В отличие от военной демократии здесь народ отстраняется от непосредственного управления;

военная демократия - это горизонтальная политическая структура. В ней существуют три не подчиненных друг другу органа управления - предводитель, совет старейшин, народное собрание. В вождествах же отчетливо просматривается иерархия поселений, их централизация, ярче выражается стратификация общества;

в вождествах гораздо сильнее развита внутренняя структура власти, и становится отчетливо видимым расслоение аристократии на управленческую, военную и жреческую;

в вождествах просматривается тенденция к сакрализации (освящению, обожествлению) персоны верховного правителя, тогда как при военной демократии выражение несогласия с его решениями, действиями могло иметь место.

Необходимо обратить внимание на то, что возникновение государства у разных народов имеет свои особенности. Многие современные авторы вслед за Ф. Энгельсом говорят об особенности возникновения государства в Афинах, Риме и у древних германцев, обращают внимание на особенности возникновения древнерусского государства, отмечают особенности возникновения азиатских (восточных) и европейских (западных) государств, выдвигают идею первичных, вторичных и третичных государств, основанную на разновременности возникновения государства у разных народов.

 

Происхождение права

 

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Если признать тот факт, что государство вызвано к жизни для экономического и политического управления всевозможными общественными делами, то для их реального осуществления оно должно было принимать общеобязательные правила поведения в виде юридических норм или придавать общеобязательность правовым обычаям. Право - единственная форма, в которой государство может выражать свои веления в качестве общеобязательных.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы государством.

Возникновение права - длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Поначалу зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох. Так, если раньше в случае кражи решающее значение придавалось тому, кем (сородичем или чужаком) она совершена (сородича обычно лишь принуждали вернуть похищенное), то теперь всякое посягательство на собственность влекло за собой жесткое наказание, а посягательство на имущество знати каралось особенно жестоко. При нанесении побоев, увечья, убийстве, при оскорблении словом первостепенное значение приобрел вопрос не о родоплеменной, а о социальной принадлежности сторон. На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств.

Вопрос о происхождении права, так же как и вопрос о происхождении государства, не имеет в современной отечественной теории государства и права однозначного решения.

Можно выделить три основные позиции. Одни исследователи по-прежнему связывают возникновение права с возникновением государства, хотя причины его возникновения видят не столько в расколе общества на антагонистические классы, сколько преимущественно в развитии производящей экономики и необходимости ее регулирования. По мнению других, право возникает не одновременно с государством, а несколько раньше, когда начинают складываться и развиваться товарно-рыночные отношения. Некоторые представители этой точки зрения считают, что возникновение права повлекло за собой возникновение государства, а силой, способной обеспечить нормальное функционирование права, могло быть только государство. Представители третьей точки зрения исходят из того, что право возникает одновременно с обществом, поскольку без права общество не может ни существовать, ни развиваться.

Говоря о происхождении права, не лишним будет уточнить, о происхождении какого права идет речь - естественного или позитивного. Право естественное - это право в общесоциальном смысле. Это социально-оправданная возможность, свобода определенного поведения людей. Такие возможности складываются сами по себе, естественным путем, в процессе общения людей друг с другом. Они закрепляются в обычаях. Позитивное право - это право в юридическом смысле. Это установленные или санкционированные государством правила (нормы) поведения людей.

Исторически первым возникает естественное право, получая свое выражение и закрепление в нормах поведения первобытного общества. Этими нормами были первобытные обычаи, которые постепенно складывались в общении между людьми и затем передавались из поколения в поколение, принимая нередко форму обрядов и ритуалов.

Едва ли правильно первобытные обычаи называть правом, поскольку в них находили свое выражение и первобытная религия, и первобытная мораль. Вполне оправданно их называть мононормами, как это делают многие современные исследователи, учитывая, что в первобытных обычаях в единстве выражены религиозные и нравственные (моральные) начала.

С переходом первобытного общества к производящей экономике, с возникновением и развитием товарно-рыночных отношений постепенно начинают складываться новые обычаи, обычаи с собственно правовым содержанием.

С возникновением государства возникает позитивное право, т.е. право в юридическом смысле. Оно уже обеспечивается государством, государственным принуждением и четко разграничивает юридические права и обязанности. Принято выделять три основных способа возникновения позитивного права - санкционирование обычаев, создание юридических прецедентов и установление нормативных правовых актов.

Санкционирование обычаев - наиболее ранний способ возникновения позитивного права. Со временем правовые обычаи начали подвергаться систематизации и обретать письменную форму. Так возникли первые источники позитивного права.

Создание юридических прецедентов тоже довольно ранний способ возникновения позитивного права; выносимые на основе правовых обычаев судебные решения постепенно становились образцами для решения аналогичных дел.

Установление нормативных правовых актов считается более поздним способом возникновения позитивного права. Он выражается в издании государственными органами нормативных правовых актов, в которых содержатся юридические нормы - правила поведения, исходящие непосредственно от государства.

 

Контрольные вопросы

 

1. Охарактеризуйте социальную власть догосударственного периода.

2. В чем особенности первобытно-общинных норм (обычаев)?

3. Каковы причины происхождения государства?

4. Какие основные теории происхождения государства вы знаете?

5. Охарактеризуйте причины и особенности возникновения права.

 

Литература

 

Байтин М.И. Государство и политическая власть. Саратов, 1979.

История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988. Гл. II.

Каманина Т.В. Происхождение государства и права. М., 2004.

Косарев А.И. Происхождение и сущность государства. М., 1969.

Любашиц В.Я. Государство как политико-правовой институт. Р.н/Д., 2005.

Нерсесянц В.С. Право в системе социальной регуляции. М., 1986.

Экимов А.И. Коркунов. М., 1983.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч. Т. 21.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: