Глава 3. Понятие, сущность и типология государства

 

Понятие государства

 

Чтобы узнать, что такое государство, нужно выяснить его существенные признаки. Вопрос о понятии государства относится к числу дискуссионных. В этом вопросе сложилось несколько подходов, главными и наиболее распространенными из которых считаются теологический, арифметический, юридический, кибернетический и социологический.

Теологический подход зародился еще в глубокой древности. Суть теорий одна: государство создано Богом. Данный подход можно встретить главным образом в сочинениях мусульманских юристов, которые трактуют государство и всю его деятельность с позиции воли Аллаха. Присутствует он и в работах ученых западных католических университетов.

Арифметический подход (его называют также классическим) возник в античную эпоху. Он трактует государство как сумму трех элементов: территории, населения и публичной власти. В настоящее время широко используется в работах западных политологов. Встречается и в работах отдельных российских исследователей.

Юридический подход наиболее широкое распространение получил в XIX - начале XX в. Государство трактуется как субъект права, деятельность которого связана правовыми нормами, и прежде всего конституцией. Например, Г. Кельзен рассматривал государство как установленный в масштабе страны правовой порядок.

Кибернетический подход сформировался в 60-е гг. XX столетия. Государство, с точки зрения этого подхода, является определенной информационной системой. Осуществление государственной власти мыслится как движение информации от государства к обществу (прямая связь) и от общества к государству (обратная связь).

Социологический подход зародился в XVII-XVIII вв. В современной науке относится к числу самых распространенных. Сторонники этого подхода при всем многообразии взглядов на понятие государства чаще трактуют его либо как особым образом организованное общество, либо как определенную политическую организацию, несовпадающую с обществом. Понятие государства целесообразнее всего трактовать в широком (или общесоциальном) и узком (или политическом) смыслах.

Под государством в широком смысле следует понимать определенным образом организованное общество. Это общество, в котором людей объединяет не родственная связь, что имело место в первобытном обществе, а территория. Для такого общества характерна особая публичная власть - политическая, которая уже не совпадает с обществом и осуществляется при помощи выделившегося из общества специального аппарата управления. Такого рода общество именуют также государственно организованным обществом.

Государство в узком смысле - это уже не само особым образом организованное общество, а только его часть, представляющая собой определенную политическую организацию. В любом государственно организованном обществе существует, как правило, множество различных политических организаций, одной из которых является государство (в узком смысле).

В учебниках по теории государства и права при освещении признаков государства не всегда учитывается широкая и узкая трактовка государства.

Поскольку государство в широком смысле - это определенным образом организованное общество, ему присущи следующие основные признаки.

Во-первых, это определенный союз или сообщество людей. Как и любое общество, государство является союзом, сообществом людей.

Во-вторых, это союз, который представляет собой принципиально новый тип общества, новую форму общественного устройства, которая пришла на смену первобытно-общинному устройству и стала универсальной формой общественного объединения людей.

В-третьих, это территориальный союз, поскольку людей в одно целое здесь связывает территория.

В-четвертых, это политический союз, так как он основывается не на личных связях, как это было в первобытном обществе, а на политических отношениях. В государственно организованном обществе в отличие от первобытного отсутствует социальное равенство. Люди здесь делятся на различные социальные группы, классы, сословия, касты. Отношения, которые складываются между этими различными социальными группами, классами и т.д., являются уже не родоплеменными отношениями, а политическими.

В-пятых, это союз, которым управляет особая публичная, политическая власть. Эта власть не совпадает с обществом и осуществляется при помощи специального аппарата, состоящего из особого разряда людей - управляющих.

Таковы основные признаки государства в широком смысле. Государство в широком смысле - это политико-территориальный союз людей, управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения.

Рассмотрим признаки государства в узком смысле. Это политическая организация. Организация, деятельность которой носит политический характер и всегда связана с политикой. Государство не единственная в обществе политическая организация. Помимо него в обществе действуют и другие политические организации: политические партии, политические движения. Государство - это особая политическая организация. Она обладает такими качествами, которых нет у других политических организаций и которые выделяют государство из их среды.

Государство - это организация, которая внешне выражена в системе органов управления и принуждения.

Государство - это организация, которая представляет и осуществляет публичную власть, т.е. власть общества. В первобытном обществе публичную власть представляло и осуществляло само общество, в государственно организованном обществе публичную власть представляет государство в лице органов управления и принуждения, которые эту власть и осуществляют.

Государство - это территориальная организация. Ее территориальный характер выражается прежде всего в том, что государственная власть распространяется лишь в пределах территории страны, которая одновременно является и территорией государства. Каждое государство имеет органы, которые действуют как в пределах территории всей страны (центральные, высшие органы), так и в пределах территории отдельных ее частей (местные органы).

Государство - это суверенная организация, т.е. организация, обладающая суверенитетом. Под государственным суверенитетом чаще всего понимают верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Верховенство государственной власти состоит в том, что государство - это единственная в обществе политическая организация, власть которой является определяющей и распространяется на всей территории страны и на всех, кто на ней находится. Независимость государственной власти выражается в ее самостоятельности в отношениях с другими государствами, а также с международными организациями.

Государство - это организация, осуществляющая публичную власть в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка. Власть придает обществу организованность, управляемость и порядок. Обладая верховенством и действуя на всей территории страны, государственная власть создает и поддерживает в обществе определенный порядок. В зависимости от того, чью волю и чьи интересы выражает и претворяет в жизнь государство, этот порядок может быть выгоден либо обществу в целом, либо какой-то его части.

Государство - это организация, которая находится на содержании общества и существует за его счет. В связи с этим государством взимаются с населения страны и действующих на ее территории хозяйственных и некоторых других организаций налоги и иные сборы.

Государство в узком смысле - это состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориальная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях поддержания в обществе определенного порядка.

 

Сущность государства

 

Вопрос о сущности государства тесно связан с вопросом о его понятии, но не тождествен ему.

В юридической науке под сущностью государства принято понимать то, что раскрывает природу и назначение государства, его содержание и функционирование.

Вопрос о сущности государства не имеет в науке однозначного решения и относится к числу дискуссионных. К настоящему времени в этом вопросе сложилось два основных подхода: классовый и надклассовый.

Классовый подход характерен для марксистской (марксистско-ленинской) теории государства, которая исходит из того, что государство - явление классовое. Оно возникает с расколом общества на антагонистические классы и существует только там, где существуют такие классы. С исчезновением классовых антагонизмов, а затем и классового общества государство отмирает и перерастает в органы коммунистического самоуправления. С точки зрения марксизма государство есть орудие классового господства, машина для систематического подавления одних классов другими. Лишь социалистическое государство не считается машиной для систематического подавления, в связи с чем В.И. Ленин называл его, в частности, государством диктатуры пролетариата, "полугосударством".

Надклассовый подход в понимании сущности государства выражен в различных немарксистских теориях государства.

Теория элит возникла в конце XIX - начале XX в. Согласно этой теории народные массы в силу отсутствия у них необходимых знаний, опыта, образования и т.д. не способны осуществлять государственную власть и управлять общественными делами. Поэтому власть должна принадлежать верхушке общества - "лучшим людям", элите.

Разновидностью теории элит считается технократическая теория, возникшая в начале XX в. По мнению сторонников этой теории, управлять обществом должны специалисты - управленцы, менеджеры.

Теория "государства всеобщего благоденствия" получила распространение после Второй мировой войны как альтернатива теории "государства ночного сторожа". Теория "государства ночного сторожа" отстаивала тезис о том, что государство не должно вмешиваться в экономическую жизнь, за исключением случаев правонарушений. В отличие от нее теория "государства всеобщего благоденствия", наоборот, утверждала идею активного вмешательства государства в экономику в целях предотвращения кризисных явлений и оказания населению целого ряда социальных услуг (выплата пенсий, пособий по безработице и т.п.). При этом утверждалось, что государство перестало быть классовым и начало выражать интересы всех слоев населения, обеспечивая всеобщее благоденствие.

Теория "плюралистической демократии" также возникла в XX в. Ее сторонники исходят из того, что в современном обществе классы перестали существовать, и вместо них возникли различные группы, объединяющие людей по различным признакам: сходству материального положения, возрасту, профессии, убеждениям, месту жительства и т.д. Создаются различные политические и общественные организации, которые оказывают давление на государственную власть. Власть начинает осуществляться как государством, так и негосударственными организациями. По этой причине государственная власть утрачивает классовый характер и становится выразителем воли и интересов всего общества.

Перечисленные теории отвергают классовый характер государства и исходят из того, что государство выражает волю и интересы всего общества. Особенно это относится к современным государствам. В этой связи надклассовый подход в понимании сущности государства нередко именуют общесоциальным. Значительная часть российских исследователей считает, что отдельно взятый классовый и общесоциальный подход дает лишь одностороннее представление о сущности государства. Поэтому необходимо использовать оба подхода. Начиная с древнейших времен и примерно до середины ХХ в. государство, по их мнению, носило классовый характер и выступало в качестве орудия классового господства. Современное же государство, начиная с развитых западных демократий послевоенного периода, утратило классовый характер и превратилось в орудие социальных компромиссов.

Другая группа исследователей считает, что сущность государства следует рассматривать одновременно и с классовых, и с общесоциальных позиций, поскольку в любом государстве присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. Вследствие этого сторонники данной позиции исходят из двуединой сущности государства - классовой и общесоциальной одновременно.

Изменение соотношения классовых и общесоциальных начал в государстве меняет только содержание деятельности государства, но не меняет его сущности. Сущность государства, как и сущность любых предметов или явлений, всегда остается неизменной.

Сущность государства - это историческая цель и социальное назначение государства, определяющее его как закономерное явление.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: