Формы и методы реализации функций государства

 

Функции государства, как правило, осуществляются в трех формах, носящих обязательный правовой характер, а именно: законотворческой, исполнительно-распорядительной, правоохранительной.

Законотворческая деятельность понимается как подготовка, разработка и принятие законов, а также иных нормативных актов, посредством которых целенаправленно организуются и регламентируются определенные социальные отношения в тех или иных сферах общественной жизни. В частности, развитие рыночных отношений в Российской Федерации объективно потребовало принятия кодифицированного гражданского законодательства и большого числа законов, регулирующих различные сферы предпринимательства, без чего в современных условиях невозможно эффективное и качественное осуществление экономической функции.

Исполнительно-распорядительная деятельность представляет собой основанное на принятых законах и иных нормативных актах практическое и непосредственное воздействие государства и его властных органов на соответствующие социальные отношения. От данного вида деятельности прямо зависит, будут ли законодательные положения реально воплощены в жизнь или останутся благими пожеланиями законодателя. Основная обязанность по исполнению правовых норм возлагается на исполнительные органы государственной власти, возглавляемые правительством страны, и органы местного самоуправления.

Правоохранительная деятельность есть реализация обязанности государства, связанная с предотвращением нарушений законов и иных нормативных актов всеми участниками регулируемых социальных отношений при осуществлении ими своих прав и обязанностей (юридическими, физическими и должностными лицами, независимо от каких-либо условий и обстоятельств). Указанная властная, оперативная, субординационная деятельность включает в себя принятие различных мер по превенции правонарушений, разрешение возникающих споров, привлечение виновных лиц к юридической ответственности и др.

Вместе с тем при определенных условиях государство использует и так называемые неправовые формы реализации соответствующих функций, охватывающие значительный объем прежде всего организационно-подготовительной работы. Отличительная особенность означенных форм состоит в том, что они далеко не всегда связаны с юридически значимыми действиями, влекущими за собой конкретные правовые последствия.

Так, публичные выступления руководителей государства, разъясняющих те или иные проблемы, стоящие перед гражданами в различных сферах социальной жизни, согласование позиций различных политических партий и движений по своей сути представляют собой идеологические и политические элементы форм осуществления отдельных функций государства. В свою очередь, подготовительная работа (сбор, накопление и анализ различного рода информации) всегда предшествует принятию практически всех законов и иных нормативных актов; собственно организационные (планирование, программирование, контроль и др.); одновременно собственно организационные (планирование, программирование, контроль и др.) также выступают в качестве неправовых форм, призванных содействовать успешной реализации функций государства.

Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения.

Весьма важно, чтобы государство считало первоочередными гуманистические цели, в числе которых установление прочных юридических гарантий по социальной и правовой защите личности от какого-либо произвола и злоупотреблений, прежде всего со стороны должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления. Конституционные положения о суверенитете народа и его праве на участие в государственных делах, демократическом характере нашего государства превращаются в декларацию без наличия действенного и всестороннего контроля.

Государство в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения, поощрения или принуждения в их различных сочетаниях.

Применительно к государственно-управленческой деятельности метод есть способ практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов и их должностных лиц на базе закрепленной за ними компетенции, в установленных законом пределах и с точным соблюдением соответствующих правовых процедур и процессуальных условий.

Убеждение есть такой метод воздействия, при котором управляемый объект совершает социально требуемые действия в результате принятия самостоятельного решения, вызванного известными соображениями духовного, морального, нравственного или материального порядка, не связанными с опасениями применения юридических санкций.

С помощью средств убеждения прежде всего стимулируется должное поведение участников социальных отношений управленческого характера. Применительно к современному постиндустриальному обществу наибольшую эффективность во влиянии на поведение людей дает власть знаний и многообразный спектр информационных сведений. Их активное использование позволяет государственным структурам достичь определенных целей путем убеждения широких слоев общественности.

Как правило, информация включает не только освещение тех или иных фактов, но также их оценку и соответствующие комментарии специалистов. Убеждению свойственны следующие признаки: предметность, конкретность, субъективная природа, связь с субъектом, стремление к объективности, относительная устойчивость, возможность изменения под влиянием рациональной критики, объективность факторов, а также идейное влияние других всесторонне обоснованных мнений и суждений.

Так, с одной стороны, объективная деятельность средств государственной информации по непредвзятому освещению внутренней и внешней политики, состояния экономики и финансов, перспектив дальнейших путей развития народного хозяйства позволяет не только рядовым гражданам, но и должностным лицам различных коммерческих структур и иных образований адекватно воспринимать текущие события и процессы. С другой стороны, политическая социализация современного общества дает возможность личности адаптироваться к сложным условиям текущей жизни, усваивать ценности и образцы позитивного поведения, основанные на уважении закона и прав человека и гражданина.

Поощрение. История и весь ход общественного развития ясно говорит, что высокоактивная позиция человека в любой социально значимой сфере (производство, наука, культура, военная служба, образование, здравоохранение и пр.) требует всесторонней поддержки со стороны государства, что должно находить соответствующее отражение в различных законодательных актах. Приведем лишь отдельные примеры. Так, в ст. 191 ТК РФ "Поощрения за труд" содержится перечень примерных оснований, в силу которых работодатель поощряет работников, добросовестно выполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, представляет к званию лучшего по профессии). За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам. Государственные награды РФ являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в государственном строительстве, воинской службе, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан и иные заслуги перед Отечеством.

Одновременно в законах, регулирующих различные аспекты экономических отношений, также содержатся определенные правила, фактически представляющие собой меры поощрения субъектов различных форм собственности. Так, инвестиции, субсидии, дотации являются достаточно распространенными юридическими средствами, призванными содействовать более эффективному и качественному хозяйствованию. В частности, льготы по налогам и сборам - это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов по сравнению с другими плательщиками, включая возможность налог или сбор уплачивать в меньшем размере (ст. 56 НК РФ). Кроме того, в настоящее время основными формами воздействия на поведение субъектов рыночных отношений выступают предписания и дозволения.

Принуждение. В российской правовой науке данный метод рассматривается как некое отрицание воли подвластного субъекта и внешнее воздействие на его поведение. В условиях становления и развития рыночного хозяйства наиболее показательны принудительные меры при проведении в жизнь антимонопольной и налоговой политики, упорядочения финансовой системы и пр. С юридических позиций принуждение неразрывно связано с государством, поскольку исходит от него в виде безусловных, властных предписаний.

Характерная особенность принуждения заключается в том, что его исполнение также обеспечивается государством в лице компетентных уполномоченных органов и их должностных лиц. Это объясняется тем, что сущность принуждения составляет нормативно предусмотренное психическое и физическое воздействие, связанное с ограничениями личного, морального, имущественного и организационного характера в отношении как субъекта, совершившего правонарушение, так и в отношении законопослушного лица, если иным способом, кроме как принудительным, невозможно поддерживать социальный порядок и общественную безопасность.

Государственное принуждение немыслимо без запретов, которые выступают в качестве обязательных и весьма значимых элементов правопорядка. Они существуют во всякой человеческой среде, являясь необходимым звеном любой социальной структуры, но приобретают правовой характер только когда используются государством в качестве властного регулятора общественных отношений. Запреты как форма воздействия на поведение физических лиц (граждан) и юридических лиц (организаций) в первую очередь свойственны публичным отраслям российского права, где подавляющее число взаимосвязей строится на принципах субординации, директивности и подчиненности, что предполагает неравенство субъектов.

Весьма значимый момент состоит в том, что все вышеозначенные методы может применять только легитимная власть (лат. legitimus). Как правило, в различных странах мирового сообщества, в зависимости от многих обстоятельств, в том числе исторических, религиозных и иных условий, основой легитимации являются традиции и обычаи, законодательные положения и, безусловно, базирующиеся на демократических принципах выборы, референдумы или плебисциты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: