double arrow

Распространение христианства на Руси.

Номинация: «События в истории России (моего края)»

СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ:

«ОСОБЕННОСТИ ХРИСТИАНИЗАЦИИ ПОВЕТЛУЖЬЯ».

Выполнила:

Зеленова Ангелина.

Руководитель:

Александрова Татьяна Борисовна.

 

 

Ветлужский район,

2017 год.

Распространение христианства на Руси.

Мы радуемся величию нашей Родины, но во многом сила России была предопределена святой православной верой. Она соединила воедино разрозненные славянские племена. Уничтожила их племенные различия, являющиеся преградой к общению и образовала единый многочисленный русский народ. Святая вера православная помогла сохранить нашу народность в течение многих веков, после стольких переворотов, среди врагов, посягавших на нее. Святая православная вера укрепила в нас любовь к Отечеству. Преосвященный Димитрий, архиепископ Херсонский, в своем слове, посвященном святому равноапостольному князю Владимиру, говорит: «Откуда все, что есть лучшего в нашем Отечестве, чем ныне более дорожим мы по справедливости, о чем приятно размышлять нам, что отрадно и утешительно видеть вокруг себя? От веры православной, которую принес нам равноапостольный князь Владимир» [ c. 4 ]

Историю России о временах принятия христианства нельзя в полной мере признать достоверной. Первые летописцы в качестве источников использовали устные предания. Вместе с тем, русский народ только с установлением христианства получил основы гражданской и государственной жизни. В 9 веке славяне жили в районе рек: Западной Двины, Волхова, Днепра, Припяти, Буга, Днестра, Десны и Оки с их притоками. Они жили небольшими общинами в городах, которые были укрепленными пунктами защиты, народных собраний и управления. Они умели строить себе деревянные жилища, делать ладьи и рыболовецкие снасти, возделывать землю, разводить домашних животных, прясть, ткать, шить, ковать металлы, обжигать глину на домашнюю посуду, приготовлять кушанья и напитки. Славяно – русские племена управлялись князьями, вели между собой мелкие войны и часто покорялись иноплеменниками.

Религия их состояла в поклонении природе, солнцу, небу, земле, ветру, деревьям, птицам, камням. Их религиозные представления отражались в форме идолов. У них не было храмов.

Все познания их переходили от поколения к поколению, но постепенно отношения с Византией и арабским востоком оказывали на них влияние. Из Византии проникало на Русь христианство. В половине 10 века киевская княгиня Ольга приняла святое крещение. Святая великая княгиня Ольга «предтекла христианству в земле нашей, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом, - воспевает ее древний летописец, - как луна в ночи сияла она в ночи между людьми неверными. Она первая от Руси вошла в Царствие Небесное и по смерти молит Бога за Русь. Ее славят сыны русские, видя ее лежащей нетленной много лет» …Внук ее равноапостольный великий князь Владимир, уподобившийся, согласно церковным песнопениям, «купцу, ищущему бисера», является Крестителем Руси. Так из Византии, самой образованной в те времена державы, перешли к нам юридические и государственные основы христианской религии. Принятие христианства было переворотом, совершенном киевским князем Владимиром, получившим наименование Святого, великим человеком своего времени.

Князь Владимир был сыном воинственного киевского князя Святослава, завоевавшим хазар в Юго –Восточной Руси и прикавказские народы. Будучи еще в детском возрасте, Владимир был призван на княжение в Новгород. После смерти Святослава между его детьми началось междоусобие. Владимир убежал в Швецию. Вернувшись с чужеземной ратью, он завоевал Киев и стал повелителем значительной части современной России: Он владел Новгородской, Ростовской, Смоленской, Полоцкой, Северской и Гродненской землями. Сам Владимир укрепился в Киеве с помощью чужеземцев – скандинавов, которые собирали дань с жителей городов. Сильное впечатление произвела на князя Владимира картина страшного суда, которую продемонстрировал ему греческий проповедник. По преданию, после разговора с ним Владимир созывает бояр и городских старцев и говорит им, что приходили проповедники из разных народов, и каждый хвалил свою веру. Владимиру, по преданию, нравился рай магометов, но он не соглашался отказаться от свиного мяса и вина. Он отверг иудеев, которые были рассредоточены по чужим странам.

Христианство давно уже было знакомо в Киеве вследствие отношений с Константинополем, который поражал русских величием религии и гражданственности. Городские старцы, которые там бывали, превозносили греческую веру и говорили князю Владимиру: «Если бы был дурен закон греческий, то бабка твоя Ольга не приняла бы его, а она была мудрее всех людей».

Таким образом, все было готово к принятию новой веры. Ждали только удобного случая. «Подожду еще немного», - говорил князь Владимир, по свидетельству киевского летописца. Удобный случай представился в войне с греками. В 988 году Владимир выступил с войском на Корсунь. В это время, продолжает предание, Владимир разболелся глазами и ничего не мог видеть. «Поистине велик бог христианский, и я готов креститься», - сказал он. Епископ корсуньский и священники крестили Владимира и, когда возложили на него руки, то он вдруг прозрел. Удивившись такому внезапному исцелению, Владимир сказал: «Теперь только я узнал истинного бога!» После этого многие дружинники его крестились.

В Киев Владимир привез духовных лиц и необходимые принадлежности для христианского богослужения. В Киеве он сначала крестил своих 12 сыновей и близких людей. Затем приступил к обращению киевского народа. Митрополит и священники ходили по городу с проповедями. Сам князь участвовал в этом деле. Многие с радостью крестились, но оставались такие, которые не соглашались на это. Князь послал оповестить по городу, чтоб на другой день все некрещеные шли к реке. Кто же не явится, будет противником князю.

988 год. Берег Днепра Киева. «Боже, сотворивший небо и землю! Призри на новые люди сии и даждь им, Господи познать Тебя, истинного Бога, как уже познали страны христианские. утверди веру в них правую и несовратимую, мне помоги. Господи, на супротивного врага, дабы, надеясь на Тебя, я победил бы его козни»,- восклицал князь Владимир, взирая на крещение киевлян. Жители крестились в Днепре. Люди шли к реке по принуждению, некоторые приверженцы старой веры бежали в степи и леса. Люди стояли в воде, а священники на берегу читали молитвы.

Вскоре в Киеве появились возы, наполненные хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом в бочках, квасом. «Нет ли где больного и нищего, который не может идти к князю во двор?» - спрашивали княжеские слуги. Проникшись духом истинного христианства, святой князь Владимир помогал не только приходившим к нему за подаянием, но и отыскивал несчастных, опасаясь, как говорил он, что «немощные и больные не дойдут до двора моего».

Большинство вступало в новую веру и совершало обряд крещения, не понимая что делает. Борьба язычества с христианством выражалась в продолжительном соблюдении языческих приемов жизни и языческих суеверий. Эта борьба происходила многие века после князя Владимира.

Князь Владимир деятельно занимался распространением веры, крестил народ по землям, подвластным ему, строил церкви, назначал духовных лиц. В самом Киеве он построил церковь Святого Василия и церковь Богородицы. Для прочного укрепления веры Владимир распространял книжное просвещение: в Киеве и других городах приказал набирать детей и отдавать их в обучение грамоте. Летописец говорит, что матери, отпуская детей в школы, плакали о них, как о мертвых.

Таким образом, на Руси выросло поколение людей, которые стали не только стали основателями христианского общества, но также проводниками образованности, борцами за гражданственность и государственность. До крещения летописец изображает Владимира жестоким, кровожадным, женолюбивым, но после крещения он становится благодушным. Проникнутый духом христианской любви, он не хотел казнить даже злодеев и установил наказывать преступников денежной пеней на содержание войска. Сохраняя славянскую веселость, он примирял ее с требованиями христианского благочестия. Он любил пиры и празднества, но пировал не с одними своими боярами. Пиршества проводились в большие церковные праздники или по случаю освещения церквей. Он созывал народ отовсюду, кормил и поил всех пришедших, приказывал развозить по городу пищу и питье.

Таким образом, князь Владимир выступает как истинно великий человек: он понял путь к установлению новой жизни, которые хотел привить своему полудикому народу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: