Из истории религиозных верований Поветлужья

В XIV веке на берегах реки Ветлуги проживал народ, прозванный луговой черемисой (народность мари). Из летописи известно, что Владимиро - Суздальский князь Андрей Боголюбский еще в середине 12 века повелел крестить черемисов, но язычники не подчинились чужим богам.

Исследователь Поветлужья Д.П. Дементьев считает, что новгородцы, посещавшие и грабившие поселения черемисов, принесли на берега реки Ветлуги христианское учение. Именно с их появлением связывает Д.П. Дементьев необычайную популярность среди христианского и нехристианского населения имени святого Николая Чудотворца. Новгородцы завезли в эти края первые иконы с изображением святого, давали ему обеты, ставили памятные кресты и первые храмы. Черемисы поклонялись Николаю Чудотворцу, приносили жертвы, просили заступничества. Так христианский святой вошел в мир языческих верований, потеснив черемисских богов. Принятию христианства способствовало принятие православия черемисскими князьями - кугузами. В 1240 году князь Коджа Ералтем принял крещение от новгородского монаха Николая и построил первые храмы. В 1345 году галичский князь Андрей Семенович породнился с ветлужским князем Байбородой, который принял христианство.

Около 1300 года ветлужские края посетили миссионеры - вологодские монахи, последователи преподобного Герасима, основателя Троицкого монастыря под Вологдой. Но черемисы отвергли чужаков. Постепенно заселяли эти земли славяне. Вместе с ними пришли в густые ветлужские леса проповедники веры Христовой. С XV века известны имена Макария Унженского, Тихона Луховского и Варнавы Ветлужского. Дальнейшая христианизация черемисов связана с именами этих святых.

По преданию преподобный Варнава Ветлужский, священник Великого Устюга, попал в плен к черемисам, которые привезли его на Якшан. Преподобный спустился вниз по Ветлуге, где в местечке Красная Гора основал обитель. Преподобный скончался в 1445 году, прожив на Ветлуге почти 30 лет.

Тихон Луховский все свое имущество раздал бедным, а сам постригся в монахи. За долгие годы странствий он побывал в Поветлужье. Преподобный проводил время за переписыванием богослужебных книг и просвещением местного населения. Скончался преподобный глубоким старцем в бедности в 1503 году.

Особенным почитанием в Ветлужских краях пользовался святой Макарий Унженский, Желтоводский Чудотворец: каждый четвертый храм на Ветлуге назывался в его честь или имел посвященный уму предел. На Желтые воды приходили к преподобному язычники и слушали проповедь его о Христе Спасителе. Многие из них обращались к христианской вере и крестились. На Унже Макарий основал новую обитель, где скончался 95 - летним старцем.

Исследователь истории Ветлужского края Д.П. Дементьев писал, что черемисы в ответ на убийство своего князя Кельдыбека «разорили Николаевскую обитель, и три смиренных инока принуждены были искать для жительства другие места». [ 4, c.4] На небольшом судне спускались они по Ветлуге, иногда делая длительные остановки. К ним приходили люди, селились рядом. Затем на местах престолов были построены деревянные церкви. Так были основаны: церковь Воздвижения креста Господня на берегу реки Ветлуги, затем церковь Рождества Иисуса Христа и церковь Вознесения Христова, давшие названия четырем станам: Воздвиженскому, Богородскому, Рождественскому и Воскресенскому, ставшими впоследствии населенными пунктами.

Монастыри получали во владение земли. По данным Д.П. Дементьева, «в 1661 году царь Алексей Михайлович дал грамоту Макарьево –Унжинскому монастырю на владение Воздвиженскою пустынью Ценебецихою, основанной на расчищенном вновь диком лесу на реке Большой Какше. В Воскресенском стане за тем же монастырем числилось село Успения Богородицы и 18 деревень». [4, c. 5]

Черемисы придерживались православной христианской веры, но, в случае болезни близких, отдавали предпочтение языческим верованиям. Немало жеребят, телят и других животных получил в жертву Керемет - древнее языческое божество. Население Ветлужского края считались беднейшими во всей губернии. Д.П. Дементьев приводит данные о том, что священнослужители Ветлужского уезда на вопросы о материальном обеспечении, составленном в конце 60-х годов XIX века, отмечают «малое количество прихожан, а также их бедность», которая, в свою очередь, оборачивалась бедностью для духовенства. [4, c. 9] Д.П. Дементьев приводит в подтверждение данного факта высказывание отца Иоанна Лебедева из села Одоевского: «Бедным нашим прихожанам, у коих семейство кормится мирским подаянием, а их немало в приходе, не до исправления наших нужд. А достаточным прихожанам, у коих промышленность тяжелая, а их в приходе не очень много, дорога каждая копейка». [4, c.9] Села располагались друг от друга на значительном расстоянии. Нередко прихожанам приходилось добираться до церкви 5, 10, 15 верст. В весеннее время, во время разливов, и осенью, во время дождей, многие деревни были просто отрезаны от всего мира. Но вместе с тем, по воспоминаниям Н.Л. Шевякова, «ветлужане вообще очень любили ходить в церковь, особенно перед большими престольными праздниками церкви были полны народу. И трудно было попасть в Троицкий Собор. В церкви в таком случае было тесно, душно и жарко. В летние праздники много народа участвовало в Крестном ходе. Пожертвования в церковь делали всегда. К священникам относились с уважением. Посты соблюдали все, особенно старушки. В семье отца посты обычно не соблюдались. У нас его соблюдали в последнюю неделю. Никаких «выходок» в отношении уважения религии, я никогда не наблюдал. На берегу возле Троицкой церкви, но вне ограды стояло 2 или 3 столбика часовенки с давних времен. В этих углублениях стен были поставлены деревянные образа, которые от давнего времени утратили свои изображения. В 1915 году я видел образки сохраненными, несмотря на то, что возле столбиков - часовенок каждую неделю происходили базары. Никто не трогал образки, и они хранились. Ветлужане своим детям давали только христианские имена и совершали все христианские обряды. Я не слышал никогда, чтобы кто - нибудь пытался дать своему ребенку «нехристианское» имя, как это делают в наше безбожное время. В городе жили люди разного материального благосостояния: были и побогаче, и победнее. Были сословия: купечество, духовенство, чиновники, но какой – либо классовой вражды я не замечал, отчасти в силу религиозности ветлужан». [ 5, c. 50] Н.Н. Оглобин отмечает, что в Поветлужье проживали также «староверы, уходившие от преследований господствующей церкви. Они основали много поселков и иноческих скитов, сделавшихся центрами старой веры. Приверженность православных ветлужан старине проглядывает в обрядах и обычаях. Так, некоторые крестьяне употребляют и дома, и в церкви не православное троеперстное крестное знамение, а старообрядческое двоеперстие». [ 3, c. 71] Следовательно, колонизация русского населения вдоль реки Ветлуги сопровождалась его христианизацией, что в дальнейшем способствовало формированию религиозности у ветлужан.

Список литературы:

1. С.М. Соловьев «История России с древнейших времен», Москва, 2006 год.

2. Н.И. Костомаров «Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей», Москва, 2009 год.

3. В.И. Белов «Повседневная жизнь русского Севера. Очерки о быте и народном искусстве крестьян Вологодской, Архангельской и Кировской областей», Москва, 2000 год.

4. Н.С. Толстой «Заволжские очерки», Нижний Новгород, 2013год.

5. Н.И. Оглобин «Речные проселки», Нижний Новгород, 2010 год.

6. «Ветлужская сторона», Кострома,1995 год.

7. «История Ветлужского края», выпуск № 1, 2002г.

8. «История Ветлужского края», выпуск № 2, 2010г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: