Коммуникативные барьеры

Коммуникативные барьеры – это речевые, культурно-социальные препятствия на пути адекватной передачи и получении информации между партнёрами по общению.

1) Барьеры «непонимания» (не слышим, не видим, не понимаем). Выделяют 4 барьера непонимания (фонетический, семантический, стилистический, логический)

· Фонетическое непонимание – возникает из-за погрешности произношения, проглатывания концов слов, монотонная не выразительная речь (речь скороговорка, большое количество слов паразитов).

· Акустические барьеры – интонации не адекватные ситуации, тембр, громкость, звука, речевые паузы. Речь на иностранном языке. Акцент, невнятная речь.

· Семантический барьер непонимания – когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой»: используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы, примеры.

· Стилистический барьер непонимания возникает, когда происходит несоответствие между формой и содержанием, возникает стилистический барьер. Существуют два основных правила структурирования информации в общении: правило рамки (Г. Эббингаузом – начало и конец любого информационного ряда, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина) и правило цепи ( основано на том, что содержание должно быть структурировано).

· Логический барьер, возникает в тех случаях, когда логика рассуждения либо слишком сложная для восприятия или кажется неверной или противоречивой.

2) Личностные барьеры – к ним можно отнести недоверие, неприятие партнёров по обмену информации

· барьер «личностной цензуры» – человек принимает и передаёт информацию через себя;

· эмоциональные барьеры – сильные эмоции (страх, волнение) не способствуют внимательному отношению к диалогу.

Барьеры, возникающие при включении сильных эмоций.

Барьер страдания – снижает уровень контактности, общительности человека, переживающего страдания; снижает уровень коммуникативности тех, кто вступает в контакт со страдающим.

Барьер гнева, ярости – рождается в ответ на неожиданные препятствия, оскорбления и т.д. Гнев буквально удваивает физическую и психическую энергию. И чем он сильнее, тем активнее человек его изливает в словесных или агрессивных действиях.

Барьер отвращения и брезгливости возникает в результате нарушений кем-либо элементарных этических норм или вследствие «гигиенического неприятия» другого человека.

Барьер презрения, аморальные поступки; неприемлемые черты характера (трусость, скупость); предрассудки и т.д.

Барьер страха – он может свести к минимуму контакт с тем, кто является его источником.

Барьер вины и стыда – может бытьна лесть, из боязни быть уличённым в содеянном.

3) Личностная несовместимость, когда возникает резкое неприятие партнёров их различий характеров, темпераментов, социальных установок и других индивидуальных различий; это может стать причиной межличностных конфликтов.

4) Социокультурные барьеры – это социальные политические, религиозные, культурные, профессиональные и иные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, событий, ситуаций в процессе коммуникаций.

5) Коммуникативные барьеры

– социальные:

· образовательные

· культурные, межкультурные

· профессиональные.

БАРЬЕР «АВТОРИТЕТ». Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые слабо прислушиваются к советам молодых.

БАРЬЕР «ИЗБЕГАНИЕ». Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Иногда избегают не только источников информации, но определённых ситуаций (например, стремление закрыть глаза при просмотре «страшных мест» из фильмов ужасов).

Существуют барьеры, обусловленные факторами среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации:

· акустические помехи – шум в помещении или за окном, ремонтные работы, хлопанье дверей, звонки телефона и т.д.;

· отвлекающая окружающая обстановка – яркое солнце или, наоборот, тусклый свет, цвет стен в помещении, пейзаж за окном, картины, портреты, т.е. всё то, что способно отвлечь внимание собеседников;

· температурные условия – слишком холодно или слишком жарко в помещении; погодные условия – дождь, ветер, высокое или низкое давление.

Каждый из перечисленных факторов может сказаться на результативности коммуникации в силу своего влияния на индивидуальные психофизиологические особенности коммуникантов.

Дополнительная литература по теме

Боброва С.П. Основы теории коммуникации / С.П. Боброва, Е.Л. Смирнова. – Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т, 2005. – 124 с.

Гойхман, О.Я. Основы речевой коммуникации / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина М.:ИНФА – М.1997. – 55 с.

Загарина Е.М., Данилова Н. Коммуникативные помехи в процессе межкультурной коммуникации // Материалы III Международной научной конференции «Межкультурная коммуникация в современном обществе». – Саранск, 16.11.2012 г. (Язык. Культура. Общество. Выпуск 4. 2012 г.) [Электронный ресурс] http://yazik.info/2012-24.php (дата обращения 06.06.2015 г.)

Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации. – М.:АСТ: Восток – Запад, 2007. – 256 с. – (Лингвистика и межкультурная коммуникация: золотая серия.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: